// // Минобороны на три года лишило заказов российских производителей бронетранспортёров

Минобороны на три года лишило заказов российских производителей бронетранспортёров

556

Броня тонка

фото: ИТАР-ТАСС
фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В конце июля Минобороны направило в правительство РФ заявку с предложением увеличить объём закупок итальянских лёгких бронированных автомобилей Iveco LMV M65 («Рысь»). С 2013 по 2015 год вместо запланированных 727 машин предлагается приобрести почти 3 тысячи. По сути, происходит уникальное событие: впервые Российская армия массово пересаживается на технику зарубежного производства, да ещё и страны НАТО. Корреспондент «Нашей Версии» попытался понять, почему российские военные решились на такой нетривиальный шаг.

Напомним, что в начале года Россия и Италия заключили контракт на сборку первых 60 бронированных машин «Рысь». Военные автомобили будут производиться на совместном российско-итальянском предприятии в Воронеже, созданном на площадке ОАО «172 Центральный автомобильный ремонтный завод», входящего в подведомственное Минобороны ОАО «Оборонсервис». Первые машины будут поставляться в разведывательные бригады и подразделения Воздушно-десантных войск.

Кратко напомним предысторию вопроса. В конце 2010 года возникла дилемма с закупкой новых бронемашин для Российской армии. Военное ведомство рассматривало вариант – отечественный «Тигр» (ГАЗ-233014), производимый ОАО «Русские машины», который находится на вооружении Российской армии с 2007 года, или зарубежный аналог.

Решение было принято в пользу зарубежного образца, причём вопреки извечному лоббированию интересов отечественного производителя и, как утверждается, из чистого прагматизма. Вполне предсказуемо выяснилось, что «Тигр», без сомнения, машина с множеством недостатков. Это плоть от плоти дитя российского автопрома. Военные, которые эксплуатируют эту машину, говорят, что она недоработанная: у неё невысокая проходимость, случаются отказы электрооборудования, есть проблемы с рулевым управлением. Машина явно не дотягивает до мирового уровня, и в то же время она на 50% собрана из иностранных комплектующих.

Итальянский конкурент – бронированный автомобиль LMV (Light Multirole Vehicle) M65 создан в 2001 году подразделением Iveco Defence Vehicles. Иностранец имеет шестой класс защиты («Тигры» – только третий), который достигается за счёт использования панелей из высокотехнологичной керамической брони. У этого автомобиля уникальная конструкция, в бронемашину интегрирована «бронекапсула», а также устанавливаются панели из керамической брони, выполненные в форме защищаемых мест (дверь, панель передка, панель боковины и т.п.).

Нужно заметить, что керамическая броня – это передовая западная технология. Преимущество высокотехнологичных броневых панелей состоит в том, что при стойкости, порой превышающей самую толстую броневую сталь, они процентов на 40 легче. Итальянцы в этой области являются признанными лидерами. Броня «Рыси» остаётся неуязвимой при попадании боеприпаса калибра до 14,5 миллиметра.

К тому же итальянский бронетранспортёр – первая в мире машина этого класса, у которой система противоминной защиты встроена и является составным элементом ходовой части. За счёт этого ноу-хау броневик обладает высоким уровнем противоминной стойкости, которая обеспечивает защиту при наезде колесом на противотанковую мину фугасного действия с массой заряда до 6,4 килограмма в тротиловом эквиваленте. И при всех этих «наворотах» броневик остаётся манёвренным, скоростным и даже экономичным. Другие характеристики машины таковы: боевая масса – 6,5 тонны, запас хода – 500 километров, вместимость – 5 человек. С 2003 года продано более 3 тыс. машин, основные покупатели – ведущие европейские армии Италии, Бельгии, Великобритании, Австрии, Испании, Норвегии, Чехии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словакии.

По теме

Ещё одной существенной причиной решения перейти на иностранные броневики военные называют отсутствие перспектив по модернизации российской машины. Специалисты отмечают, что усовершенствованный до 5-го класса защиты «Тигр» из-за возросшей массы просто не сдвинется с места, поскольку ни мощность двигателя, ни ходовая часть не рассчитаны на такой тип модернизации. Так или иначе, «Рысь» – это готовое техническое решение, которое можно просто использовать, а «Тигр» – фактически перспективное направление российского автопрома, для развития которого нужно серьёзно потратиться. Руководство Минобороны сейчас этим заниматься не хочет, да и времени нет – практически полное перевооружение армии должно пройти в сжатые сроки.

Хотя нужно быть справедливым: есть у итальянских бронемашин и очевидные минусы. Так, основные комплектующие поступают из стран НАТО, двигатель вообще американского производства (кстати, непонятно, как он будет работать на не очень качественном российском топливе). Стоимость машины по сравнению с российским аналогом выше в четыре раза. Так, бронемашины «Рысь» в полной комплектации обойдутся в 20 млн рублей, а стоимость одного отечественного «Тигра» – 5 млн рублей. Но порой кажется, что военным чиновникам приходится делать выбор между Lada и Alfa Romeo, и решение для них очевидно: да, высокие технологии стоят дорого, но очень хочется обладать ими.

Как рассказал «Нашей Версии» сотрудник 3-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, в Минобороны уделяют большое внимание военно-техническому сотрудничеству с Италией, а подобные контракты позволяют России получить новые военные технологии. Специалист подчеркнул, что сейчас на полигоне в подмосковной Кубинке проводятся испытания и другой итальянской военной техники. Наш источник также отметил, что пока окончательное решение о дополнительной закупке итальянских броневиков не принято, причём Минобороны может вернуться даже к вопросу закупки «Тигра».

Эксперты отмечают, что в случае сотрудничества с итальянцами у российского ВПК появится перспектива сотрудничества с корпорацией Iveco, которая сейчас по объёмам выпуска военной продукции является одним из крупнейших европейских игроков. Iveco, которая находится под контролем высокотехнологичной итальянской автомобильной группы Fiat, массово производит самые современные грузовики военного назначения и бронированные машины. Мощности корпорации включают 27 заводов по всему миру.

Пока же все решения о сотрудничестве в сфере высоких технологий остаются в виде деклараций о намерении. Напомним, что решение принять на снабжение (в случае с иностранной техникой это то же самое, что принять на вооружение) бронемашину Iveco LMV M65 стало известно ещё летом 2010 года. Тогда речь шла о создании совместного предприятия с объёмом производства 500 машин в год. Сначала главным претендентом на партнёрство с итальянцами считалось ОАО «КамАЗ», однако соответствующие договорённости так и не были достигнуты. Автомобилестроители из Набережных Челнов не захотели принимать ряд ограничений, связанных с производством военной продукции. Тогда выпускать бронеавтомобили было решено на 172-м Центральном автомобильном ремонтном заводе. Сейчас на предприятии налаживается лишь примитивное сборочное производство без всяких признаков тесного технологического сотрудничества. Эксперты отмечают, что военный завод, который занимается несложным ремонтом автомобилей, по сути являясь продвинутым автосервисом, не обладает даже специалистами, способными разобраться в высоких технологиях. Однако первый замминистра обороны Александр Сухоруков утверждает, что в Iveco должны локализовать производство на территории России не менее чем на 50% за три-четыре года, а также передать конструкторскую и технологическую документацию.

Но как бы то ни было, у итальянской техники есть и радикальные, идеологические противники. Как сказал «Нашей Версии» заместитель руководителя комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу генерал-полковник Анатолий Ситнов, в период с 1994 по 2000 год начальник Вооружения Вооружённых сил РФ, когда страна в таких количествах начинает закупать иностранную технику, то уничтожает свою промышленность. Кроме того, за счёт зарубежных закупок невозможно значительно усилить техническую оснащённость войск, поскольку ни одна страна никогда ничего нового продавать не будет. Помимо этого, подчёркивает эксперт, сегодня существуют технологии, которые позволяют с помощью специальной аппаратуры в любой момент вывести технику из строя – к примеру, заблокировать работу двигателя машины. Для этого производитель может установить «закладку». Также в случае войны с одной из стран НАТО России будет немедленно перекрыта поставка запасных частей и расходных материалов, что значительно усложнит эксплуатацию этих машин.

«На международном форуме «Технологии в машиностроении», который проходил в Жуковском в конце июня, К тому же очевидно, что стоимость её завышена как минимум в шесть раз. Так что закупать такие дорогие и ненадёжные машины могут только люди, которых заботит не оборона страны, а продвижение своих интересов», – резюмировал наш собеседник.

Опубликовано:
Отредактировано: 06.08.2012 15:09
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх