// // Метро хотят отгородить от пассажиров

Метро хотят отгородить от пассажиров

298

Опять по шпалам!

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Генпрокуратура РФ потребовала от руководства пяти российских метрополитенов установить на платформах перегородки, защищающие пассажиров от падения на пути. Соответствующие иски уже поданы в суды Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Нижегородской и Самарской областей. Только в столичном метро ежегодно фиксируется до 150 несчастных случаев, однако менять облик подземки там не намерены: и цена вопроса слишком высока, и вмешательство в архитектурные ансамбли станций – очень деликатное дело. Мало того, по мнению специалистов, подобное нововведение приведёт к увеличению числа жертв.

Необходимость установить защитные конструкции на платформах вызвана участившимися случаями гибели и травматизма пассажиров. Сообщения о подобных ЧП появляются чуть ли не каждую неделю. Как показали прокурорские проверки (с просьбой проверить подземки на соблюдение норм безопасности в ведомство Юрия Чайки вроде как обратились сами пассажиры), в основном люди падают на рельсы из-за плохого самочувствия, по неосторожности или из-за чьего-то злого умысла. Чаще всего такие инциденты случаются в часы пик, когда в подземке полно народу.

По мнению блюстителей закона, метрополитены не в полной мере выполняют возложенную на них обязанность предоставления пассажирам безопасных услуг по перевозке, исключающих причинение вреда жизни и здоровью граждан. Генпрокуратура намерена обязать их начальников оборудовать платформы техническими приспособлениями, исключающими возможность падения людей на пути. Ведомство ссылается на международный опыт обеспечения безопасности пассажиров. Например,

Однако руководители российских сабвеев с требованием надзорного органа не согласны. Они, в свою очередь, ссылаются на отечественный опыт 1960-х годов – 10 станций ленинградского метро, где рельсы скрыли стенами с раздвижными дверьми. Эксперимент оказался не слишком удачным. Такая система очень замедляет движение, ведь перед станцией машинисту приходится сильно снижать скорость, чтобы двери состава точно совпали с дверями на платформе.

В Нижегородской подземке вообще не видят необходимости усиливать меры безопасности в связи с отсутствием случаев гибели пассажиров: за все годы её работы здесь было только одно такое происшествие – больше 20 лет назад. «Идея хорошая, но это далеко не то же самое, что на даче поставить забор, – говорит директор МП «Самарский метрополитен» Владимир Плетнев. – Архитектура самарского метро разрабатывалась в 1980-е годы. В документах расписано всё оборудование, которое должно находиться под землёй. Указано, где какие стены и проходы. Всё подсчитано до миллиметра. И изменить эту систему будет очень сложно, на это уйдёт не один год». Кроме того, он считает, что безопасность пассажиров и так обеспечена неплохо: на пути падают один-два человека в год, но смертельных случаев не было.

«К сожалению, прокуратура вторглась в область, ей неизвестную, – заявил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев. – Мы ведём строительство в соответствии с теми государственными нормами и правилами, которые существуют на сегодняшний день. В СНиПах по строительству метрополитена, принятых в 2005 году, не предусматривается строительство станций с платформами закрытого типа. Получается, что у прокуратуры претензии к нормативам, которые нам установило государство. Тогда при чём тут мы?» Впрочем, добавил он, сейчас в мире действительно начинают строить закрытые платформы, но это касается только новых станций.

По его данным, в столичной подземке ежегодно гибнут и получают травмы от 130 до 150 человек. Около половины таких случаев – суициды, остальные происходят из-за неосторожности граждан и незнания ими правил безопасности (но бывают и исключения: так, 5 ноября, накануне футбольного матча ЦСКА – «Спартак» на станции «Рижская» неизвестные столкнули под поезд фаната «красно-белых», который был госпитализирован в тяжёлом состоянии). «Пассажирам надо без всяких исков свято соблюдать правила пользования метрополитеном, не заступать за ограничительную линию, и всё будет хорошо», – заверил Гаев.

По теме

С ним солидарен и главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков: «Абсурдное предложение. На старых станциях это вообще нереально. Любое минимальное препятствие на пути пассажиров нанесёт только ущерб. Жертв будет раза в два-три больше». По его словам, заграждения создадут сумятицу в движении пассажиров в самый ответственный момент – перехода с платформы в вагон и обратно. К тому же, заметил он, «все старые станции являются памятниками архитектуры, и никакого вмешательства быть не может».

Наконец, закрытые платформы могут удвоить стоимость строительных работ. Сейчас километр подземки обходится в 100 млн. евро. Тем не менее в проектах строительства двух новых линий столичного метрополитена – Солнцевской и третьего пересадочного контура – предусмотрено возведение закрытых платформ. «Это совсем другие технологии, совсем другие проекты. Будет работать единая система открытия дверей – на платформе и в вагоне, поезда будут ходить без машинистов», – пояснил Николай Шумаков, добавив, что по принципу действия они будут напоминать 14-ю линию парижского метро, которая уже 10 лет функционирует в автоматическом режиме.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2008 21:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх