// // Магазины и кафе – источники гепатита?

Магазины и кафе – источники гепатита?

476
Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Вирус гепатита А (желтухи) стал настоящей проблемой отечественного ретейла и предприятий общепита. По информации главного столичного санврача Николая Филатова, в текущем году ситуация с распространением этого заболевания настолько ухудшилась, что московское управление Роспотребнадзора было вынуждено обязать все предприятия общепита и торговли продуктами питания обеспечить 100-процентную вакцинацию своих сотрудников.

На прошлой неделе было также принято решение вручать специальный сертификат «Предприятие без гепатита А» всем «продуктовым» компаниям, которые смогут гарантировать защиту своей продукции от этого опасного вируса. Беда только в том, что формально на получение данного сертификата рассчитывать, похоже, не сможет никто: в сложившихся условиях гарантировать отсутствие вируса просто невозможно.

Распространению гепатита А способствует ряд как объективных, так и субъективных причин. «Благодаря улучшению гигиенических условий и из-за снижения рождаемости заболеваемость детей резко сократилась, зато количество взрослых лиц, не имеющих иммунитета и восприимчивых к гепатиту А, увеличилось. Среди населения сформировалась большая неиммунная прослойка, горючий материал, готовый вспыхнуть в любую минуту при наличии инфекции», – объясняет профессор кафедры вирусологии ММА им. И.М. Сеченова Иосиф Шахгильдян.

О том, сколь серьёзна ситуация с распространением гепатита А, можно судить хотя бы по тому, что сегодня это заболевание уже наносит колоссальный экономический ущерб. По данным НИИ эпидемиологии, в целом по стране убытки достигают 1 млрд рублей в год.

«Источником заражения может стать любой: сельхозработник, менеджер, администратор, повар, официант, бармен, шофёр, продавец, работник, занятый на мытье посуды или на складе», – утверждает начальник отдела эпиднадзора столичного управления Роспотребнадзора Ирина Лыткина.

Причём на поверку оказывается, что меры, предпринимаемые контролирующими органами по дезинфекции предприятий, не могут обеспечить 100-процентную гарантию того, что инфекция не вспыхнет вновь, буквально на следующий день после санитарной обработки.

«В момент открытия после обработки помещений и вакцинации персонала они были безопасны, а что стало на следующий день, зависит только от честности и грамотности сотрудников и ответственных лиц», – предостерегает Лыткина.

А вот с «честностью и грамотностью», похоже, вышла накладка. Подавляющее большинство владельцев кафе, ресторанов и магазинов в неофициальных беседах честно признаются, что предпочитают не тратиться на тотальную вакцинацию сотрудников от гепатита А из-за высокой стоимости прививок. Примечательно, что в числе нарушителей нередко оказываются даже вполне крупные и известные сетевые магазины. Например, в 2005 году в Санкт-Петербурге желтухой заболели сразу 115 человек, 109 из них оказались сотрудниками сети магазинов «Пятёрочка» – в результате более 100 торговых точек ретейлера было закрыто на дезинфекцию. Убытки бизнесменов эксперты оценили примерно в 1 млн долларов. Однако даже столь значительный экономический ущерб сегодня не заставляет предпринимателей относиться к профилактическим мерам более внимательно – подобные случаи и в торговых сетях, и в предприятиях общепита регулярно повторяются.

Нина Журба
Опубликовано:
Отредактировано: 18.10.2010 11:52
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх