// // Чего стоят взрослые увлечения солдатиками и самолётиками?

Чего стоят взрослые увлечения солдатиками и самолётиками?

615

Отечественная войнушка

Несколько десятков тысяч долларов - и можно под объективами видеокамер пасть смертью храбрых при Бородине. Фото: Сергей Тетерин
Несколько десятков тысяч долларов - и можно под объективами видеокамер пасть смертью храбрых при Бородине. Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Человек разумный стремительно превращается в человека играющего. И это хорошо, дружно говорят психологи и экономисты. Правда, по разным причинам. Последние видят в некоторой инфантильности целый рынок. Причём его объёмы составляют вполне ощутимые миллионы в России уже сейчас и миллиарды в перспективе, когда мы впадём в детство на уровне самых передовых экономик мира.

Алан привёз из села обломки старинного ткацкого мини-станка. Сейчас на их основе он мастерит копию. В ХХ веке на таких станках сельские мастерицы по заказу плели галуны для офицерских кителей. Теперь галуны будет плести его жена. Сергей сейчас все вечера проводит в поисках архивных материалов: ему нужно точно знать, как был окрашен самолёт одного из немецких асов времён Второй мировой войны в конце 1944 года. А родители первокурсника Виталика с тревогой ждут начала «сезона»: опять их сын будет пропадать ночью в выходные. Этих людей объединяет только одно – игра.

Эволюция человека продолжается, уверяют учёные, просто теперь это не так заметно: изменения происходят не на физическом уровне. Но уже чётко фиксируется удлинение детства: недаром во многих странах совершеннолетие наступает в 21 год, хотя ещё пару столетий назад 14–16-летние считались вполне взрослыми. Это объяснимо: жизнь усложняется и на освоение всех премудростей социума требуется всё больше времени.

Возможно, именно усложнением «задания» объясняется тот факт, что человечество охватывает настоящая игромания: игра служит и для тренировки, и для снятия психологического напряжения, и для улучшения межличностных контактов.

«В игре человек гораздо легче адаптируется к условиям окружающей среды и требованиям социума, – говорит психолог Оксана Барская. – Даже когда внутренние блоки препятствуют принятию той или иной установки, человек всегда может сказать себе: это же понарошку, не по-настоящему. В результате ему удаётся примерить на себя самые различные варианты поведения, межличностных контактов».

Кстати, игры – часто хороший повод завести новых друзей, и не только. «Всеобщая разобщённость больше всего вредит молодым, – продолжает Барская. – Парадокс: в мегаполисах фактически негде познакомиться парню с девушкой. В самом деле, заводить служебный роман – значит подвергать риску свой карьерный рост, соседей мы чаще всего и не видим, знакомство в ночном баре может окончиться плачевно – так где же найти свою «вторую половинку»? А на игре знакомство происходит само собой, причём человека можно оценить в разных ситуациях, включая и самые экстремальные».

Впрочем, игры становятся и серьёзной экономической составляющей. На их организации и обслуживании начинают зарабатывать серьёзные деньги. А с началом мирового кризиса на них обратили внимание и экономисты. Дело в том, что игровая индустрия стала единственной отраслью мирового хозяйства, которая кризиса… не заметила. Более того, темпы роста, например, рынка компьютерных онлайн-игр оцениваются в 250% в год! Китайским сборщикам такое и не снилось.

Если исключить компьютерные игры, которые уже стали огромным сектором игровой индустрии, наиболее популярными являются ролевые игры, реконструкции и моделирование. Каждому из этих видов игр можно найти детский прототип. Так, ролевые игры похожи на «казаки-разбойники» и «палач, судья, сыщик, вор». Реконструкции – типичные «войнушки». А моделирование берёт своё начало в стародавней игре «в солдатики».

По теме

Из всех перечисленных моделирование – самый старый вид игры. Даже у автора этих строк в детстве была попытка (неудачная, впрочем) собрать из подаренного комплекта модель парусника.

Само моделирование делится на создание копий (в основном военной техники и флота) и создание радиоуправляемых моделей.

Для моделистов, кажется, есть все условия: в Москве, например, существует куча магазинов, в которых продаются наборы для моделирования. Однако не всё так просто. «Фирма-производитель делает болванку, но её приходится перепиливать, – рассказывает неоднократный призёр конкурсов моделистов Сергей. – Ведь при создании копии нужно абсолютное соответствие оригиналу. А это – не просто абстрактная модель, например, самолёта, а абсолютно конкретная реальная машина, на которой летал определённый лётчик, да ещё и в определённое время или даже во время определённой военной операции. А ведь все машины хоть чуть-чуть, да различаются».

Поэтому, перед тем как начать изготовление модели, моделисты перелопачивают кучу материалов, вплоть до архивных заводских чертежей. Здесь, впрочем, им помогают созданные самими же моделистами или фирмами – изготовителями деталей для сборки сайты – российские и зарубежные. На сайтах действуют форумы, где моделисты также обмениваются информацией, дают советы, помогают со сбором документов. Поэтому, как правило, моделисты – хорошие специалисты по военной истории.

Когда нужная информация собрана, нужно определиться с масштабом. Для сухопутной и авиационной военной техники существуют следующие масштабы. Масштаб 1:72 – универсальный. В этом масштабе часто работают, если хотят создать, например, панораму – фрагмент сражения с изготовлением копии местности, всех участвующих в сражении орудий, солдат, сооружений и проч. Масштаб 1:48 – авиационный, 1:35 – танковый. Впрочем, сейчас в этих масштабах создают и другие виды техники и вооружений. А также солдатиков.

Но вот модель собрана, колёса на месте, в приоткрытом капоте блестит двигатель… Пришла пора красить модель. Окраска – одна из самых важных операций. Во-первых, основные отличия конкретных самолётов, танков, автомобилей и кораблей заключаются именно в окраске. Часто она даже у прототипа менялась в зависимости от времени года, места военной операции (пустыня, лес), количества побед (лётчики, например, отмечали их определёнными символами), да и просто желания экипажа. Например, однажды один из американских асов времён Второй мировой войны на своём самолёте изобразил в неприличном виде дочку пастора из своего городка – видно, чем-то эта девица досадила парню…

Среди производителей красок лидируют американцы, за ними идут японцы и итальянцы. Впрочем, в России есть небольшие фирмы, которые могут заткнуть за пояс и американцев, когда речь идёт о красках для новых российских машин.

Среди моделистов ходит такая байка. На одном из авиасалонов МАКС в Жуковском должны были показать новый российский истребитель. Копии его уже появились в продаже, а вот с окраской была полная неизвестность. Аккурат в день открытия авиасалона открывалась и очередная выставка моделей. Естественно, желание представить на ней модель самолёта, презентуемого на авиасалоне, было велико. И, представьте себе, модели были, причём в той же окраске, что и на МАКСе! Говорят, техники, готовившие самолёт к полётам, вошли в положение моделистов – и презентовали им гайки, отвинченные в частях корпуса с разной окраской. На место отвинченных, впрочем, были прикручены запасные – так что безопасность полётов не пострадала…

На изготовление одной модели обычно уходит несколько месяцев, хотя может уйти и несколько лет. Результат можно показать на одной из выставок, которые проводят фирмы-изготовители. Наградой, как правило, служит какая-нибудь популярная или новая модель для сборки. Это при том, что на модель уходит до нескольких сотен долларов, не считая собственного кропотливого труда. Впрочем, хорошие мастера могут и заработать, делая модели на заказ: и в России, и за рубежом есть люди, коллекционирующие модели, но не собирающие их сами. Особенно популярно коллекционирование солдатиков. Цены здесь, как правило, не разглашаются, но на Западе заказная модель может стоить и несколько тысяч долларов.

По теме

Историческая реконструкция – более молодой вид игры. Зародилась она в 70-е годы прошлого века, но популярной стала только в современной России: уж очень большое подозрение вызывал в советское время интерес, скажем, к форме офицеров абвера или драгунским мундирам. Впрочем, сами реконструкторы кивают на Николая I – именно он в 1839 году провёл первую реконструкцию Бородинского сражения, которая до сих пор считается самой масштабной.

Традиция возродилась в 1975 году, когда реконструкторы смогли убедить комсомольско-партийное руководство в патриотичности игры в Бородинское сражение. Теперь и воинские части на свои праздники с удовольствием зовут реконструкторов событий Второй мировой войны, в Выборге проходит летний фестиваль средневековых реконструкций, а Бородинское сражение разыгрывается каждый год в рамках празднования Москвой Дня города. Можно также отправиться за рубеж: в Германии, Франции, Великобритании, Чехии проходят свои реконструкции великих сражений. А на реконструкцию событий Гражданской войны в США собирается больше зрителей, чем было участников в этой войне Севера и Юга.

Реконструкторы тоже копаются в архивах, ищут образцы тканей (фотографии и описания не дают полного представления о структуре, цвете), часто изготавливают детали одежды на аутентичных ткацких станках. Здесь часто проблемой является то, что современные люди гораздо выше и крупнее своих предков. И если в случае реконструкции Второй мировой войны это малозаметно, то уже Первая мировая вызывает некоторые проблемы. Например, средний рост женщины тогда составлял 155 сантиметров, а носили они 50-й размер одежды – и все кармашки на костюме сестры милосердия были расположены с учётом именно таких габаритов. А уж когда речь идёт о реконструкции Средних веков, то приходится сильно поступаться точностью масштабов: двуручный меч того времени в руках нынешнего акселерата будет выглядеть большим кинжалом.

Однако костюм можно купить или сшить на заказ. Как правило, этим занимаются небольшие фирмы, открытые теми, кто сам увлекается реконструкцией. Увлечение это недешёвое: так, полный комплект обмундирования времён Бородинского сражения обойдётся минимум в 40 тыс. рублей. При этом в таком костюме маловероятно попасть в первые ряды сражающихся: скорее всего придётся толпиться в массовке заднего плана. А первые ряды – это прежде всего возможность попасть под объективы камер. Вообще же стоимость «обшива», как говорят реконструкторы, может доходить и до полумиллиона рублей. Всё зависит от эпохи и страны: европейский средневековый костюм, например, дешевле японского, в котором много экзотических дорогостоящих деталей.

Самые большие проблемы – с оружием. До сих пор историческое стрелковое оружие те же реконструкторы Бородинского сражения брали в аренду у «Мосфильма». Однако в этом году киностудия даст оружие в последний раз – её сотрудники жалуются, что реконструкторы ломают инвентарь. У реконструкторов Второй мировой войны другая проблема: использовать настоящие ружья, даже стреляющие холостыми, запрещает МВД. Легче всего реконструкторам Средневековья: мечи и шпаги продаются в магазинах и формально оружием не являются, так как их лезвия не заточены, а острия скруглены. Вместо холодного оружия реконструкторы наполеоновского времени и сражений XX века используют мягкие клинки и резиновые штыки. Но .

Впрочем, для того чтобы принять участие в реконструкции, мало обшиться и раздобыть оружие – нужно научиться им владеть. Поэтому реконструкторы изучают фехтование и джигитовку на лошадях, учатся ковать мечи и ставить паруса.

Ролевые игры (ролёвки) – самое молодое, но быстро завоевывающее популярность увлечение. Их привлекательность в том, что для участия в игре не нужна историческая точность костюмов, а упор делается на соответствие костюма эпохе, роли и развитие игроком своего персонажа. Фактически ролёвки сродни театру – только актёры вовсю импровизируют в предложенных им мастером игры обстоятельствах. Сюжет игры чаще всего фантастический либо исторический из Средневековья.

По теме

Ролёвками в основном увлекаются старшеклассники и студенты. Оно и понятно: игры эти требуют не столько хорошего знания истории, сколько физической подготовки и сообразительности. Да и знакомства «на игре», как говорят ролевики, происходят легко и непринуждённо, а это немаловажная часть жизни в юношеском возрасте.

Ролёвки проходят почти во всех регионах России и бывшего СССР, а в некоторых городах и республиках пользуются государственной поддержкой (в Уральском регионе – Курган и Уфа). В них обычно участвуют люди из нескольких городов и регионов, приезжающие по приглашениям и анонсам. Игры предстоящего сезона анонсируются на ежегодных фестивалях и конференциях, таких как «Зиланткон» в Казани или «Сибкон» в Томске.

Хотя для ролевых костюмов не нужна историческая точность, стоят они тоже недёшево, так как шьются из настоящего шёлка, бархата, парчи. Оружие покрывается чеканкой, гравировкой, инкрустацией. Популярность Средневековья, помимо того что эта эпоха часто служит фоном в литературе «фэнтази», объясняется ещё и тем, что костюмы, доспехи и вооружение этого времени продаются в большом количестве магазинов. Здесь уже сложилась целая индустрия, и меч, например, можно купить и за 100 долларов.

Городские ролёвки вообще не требуют особых костюмов: всё, что нужно, – одеться так, чтобы было удобно бегать, прыгать и лазать.

Появились ролевые игры в 1986 году на базе клубов любителей фантастики. Толчок дали вышедшие тогда впервые книги Толкиена, и, разумеется, первыми ролёвками были хоббитские игры. Наибольшей популярности «Хоббитские игрища» достигали в конце 90-х – начале 2000-х годов. После 2002 года популярность их стала значительно ослабевать. Сейчас чаще всего исторические и фантазийные ролёвки проводятся как соревнования костюмов и состязания мастеров фехтования.

Зато всё большую популярность завоёвывают городские ролёвки. Наиболее популярные – Encounter («Схватка») и «Ночной дозор» по произведениям Сергея Лукьяненко.

«Схватку» придумали в 2001 году минские студенты. Какое-то время игра даже поддерживалась местным интернет-провайдером, но затем организатор игры разругался со спонсором. Теперь отдельно существуют игра «Схватка» и проект Encounter, в рамках которого существует почти десяток игр: от «Схватки» до «Мозгового штурма».

Суть игры «Схватка» в том, чтобы выполнить задания в условиях обычной местности (это может быть город или место выезда участников игры) на время. Задания могут быть логическими (например, отгадать название улицы), поисковыми (найти код по данным организаторами игры подсказкам или оставленным на местности знакам), агентскими (надо найти агента – человека, который даст ключ или подсказку после выполнения определённых условий или заданий), экстремальными (часто связаны с необходимостью пройти по крыше или забраться в заброшенную шахту), «террористическими» (связаны с необходимостью причинить некоторое беспокойство посторонним людям – часто принимают вид флешмоба), штабными (выполняются с помощью «координаторов», сидящих в штабе и координирующих действия команды с помощью Интернета и телефонов). В начале и конце игры часто проводятся конкурсы.

«Ночной дозор» отличается от схватки более жёсткой конструкцией выполнения заданий. Если в «Схватке» задания от игры к игре варьируются и их можно выполнять в произвольном порядке, а побеждает та команда, которая закончит их выполнение первой, то в «Дозоре» количество заданий постоянно. Цель каждого задания – отгадать место, где написан код, дающий право перейти на следующий уровень. Код может быть написан в самом неожиданном месте: им может оказаться даже неисправная мигающая световая реклама. Все команды получают одни и те же задания, но в разной последовательности, а время выполнения их ограничено. Через полчаса после получения задания команда получает первую подсказку, ещё через полчаса – вторую. Если код не найден в течение полутора часов, задание считается невыполненным и команде начисляется штрафное время. Сама игра проходит всегда в ночь с субботы на воскресенье (версия «лайт» – в ночь с пятницы на субботу) раз в две недели.

«Схватка» и «Ночной дозор» неоднократно становились причинами несчастных случаев: несколько раз игроки погибали, забравшись в трансформаторную будку, которую организаторы игры сочли недействующей, падали с высоты, а однажды двое игроков задохнулись в подземном коллекторе. Тем не менее популярность этих игр всё возрастает: по опросам фонда «Общественное мнение», в 2008 году в них играли почти 3% опрошенных студентов.

Неудивительно, что эти игры привлекают бизнес: если «Схватка» заинтересовала минского интернет-провайдера, «Ночной дозор» – крупнейшего производителя телефонов и сеть магазинов бытовой техники. Тем более что в этих играх активно используются Интернет, мобильные телефоны, а теперь и коммуникаторы, и навигаторы.

Кроме того, организаторы «Ночного дозора» и Encounter продают франшизу на проведение игр. Окупается игра сборами с её участников. Как правило, небольшими – до 200 долларов. Впрочем, если учесть, что в некоторых играх число участников доходит до нескольких тысяч, деньги оказываются не такими уж небольшими…

Опубликовано:
Отредактировано: 15.09.2010 11:17
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх