Версия // Власть // Кризис заставил партию власти обратить внимание на своих избирателей

Кризис заставил партию власти обратить внимание на своих избирателей

1834

В поисках трибуна

Партии власти явно не хватает «буйных» Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Для депутатов Госдумы хорошие отношения со средствами массовой информации – залог выживания на политическом олимпе. Их всё же избирают, а не назначают, а потому от имиджа того или иного парламентария подчас зависит вся его карьера. Но, как правило, об этом обстоятельстве многие депутаты вспоминают (или им напоминают) лишь ближе к выборам. В «Единой России» информационной политикой решили заняться, не дожидаясь очередного избирательного цикла. Что заставило народных избранников «пойти в народ» и как вообще депутаты взаимодействуют со СМИ, поинтересовался корреспондент «Нашей Версии».

В середине апреля для 30 главных ньюсмейкеров «Единой России» был организован инструктаж по общению со средствами массовой информации. Встреча носила закрытый характер, однако основные её итоги известны: «единороссам» рекомендовали перестроить информационную политику и начать более активно разъяснять действия властей в условиях экономического кризиса. Предполагается, что подобные инструктажи теперь будут проходить в стенах Госдумы регулярно.

Поводов для беспокойства у «единороссов» предостаточно. Оппозиционные партии «оседлали» кризисную тему и активно её эксплуатируют, зарабатывая политические очки, в то время как партия власти, по сути, превратилась в стороннего наблюдателя. Привычные методы взаимодействия с избирателями работают всё хуже, что наглядно продемонстрировало протестное голосование в марте. И хотя в абсолютном большинстве регионов «единороссы» одержали победу, в некоторых областях и городах они потерпели поражение. Их не спасли ни административный ресурс, ни попытки подкупа избирателей, как это случилось в Мурманске, где «правильно» голосовавшим давали по бутылке водки. Причём, как отмечают политологи, подчас люди голосовали именно против партии власти, а не из симпатии к оппозиционерам.

Очевидно, эти факты не могут не обеспокоить руководство партии. И лишь кадровыми перестановками здесь не обойтись: необходимо каким-то образом вернуть доверие избирателей к партии.

Один из инструментов для решения этой задачи – начать диалог с избирателями. «Единая Россия» в ходе избирательных кампаний отказывалась от ведения дискуссий с другими партиями. Сейчас, по-видимому, это мнение изменилось. И теперь руководство «Единой России» обсуждает, как лучше и эффективнее его вести, чтобы была польза избирателям и партии», – говорит гендиректор ИД «Эксперт» Валерий Фадеев.

На днях партия власти объявила о намерении создать свою дискуссионную площадку «Гражданская платформа». К участию в обсуждении наиболее острых проблем, таких как реформа ЖКХ, защита прав автомобилистов, инвалидов, больных детей, будут привлекаться не только члены партии, но и правозащитники и члены неправительственных организаций самого разного спектра, вплоть до ярых критиков «Единой России».

Стоит отметить, что попытки создания подобной площадки предпринимались и раньше: в начале 2000-х появился клуб «Гражданские дебаты», модерируемый президентом Фонда эффективной политики (ФЭП) Глебом Павловским. Но постепенно дебаты сошли на нет.

Однако вернёмся к дню сегодняшнему. Подробности инструктажа по работе с общественностью вопреки установке на большую открытость остались за закрытыми дверьми. Но отдельными подробностями участвовавшие в них приглашённые эксперты поделиться согласились.

«Партия между выборами не должна расслабляться, – делится своим мнением Глеб Павловский. – И сейчас, когда в силу экономических обстоятельств усложняется управление страной, партия не должна быть сторонним наблюдателем. Поскольку она представляет собой ту общественную коалицию, которая взяла власть, «Единая Россия» является заинтересованным лицом. А ведёт она себя чаще как группа зрителей. Комментаторов и без них достаточно. Они на поле, а не на трибунах. И должны чётко обозначать свою позицию. Представители партии и порой её руководители уклоняются от того, чтобы прямо сказать: да, это наша система, и мы не дадим её тронуть. Но подобная пассивность провоцирует противников».

По теме

По словам Павловского, опасность не в том, что оппозиция требует демонтажа системы или чего-то подобного, а в том, что они не получают ясного отпора. Как полагает политтехнолог, в условиях кризиса отсутствие чётко выраженной позиции может привести к весьма печальным последствиям. «Нужно не твердить как попугаи «ипотека, ипотека», а объяснять, почему ставка делается на эту модель, а не на другую, – говорит он. – Это трудно объяснить, почему приходится экономить на определённых статьях бюджета, но необходимо. Если вы не можете этого объяснить, то тогда выходит Оксана Дмитриева (депутат Госдумы от «Справедливой России». – Ред.) и говорит: «Вы зажали народные деньги, верните их».

Депутат сегодня должен быть не просто молчаливо-лояльным, – продолжает Павловский. – Он должен быть апологетом, а это значит рисковать, идти на конфликт с риском проиграть. Кто этого не умеет, тем надо учиться. Кто боится – тем надо уходить из партии вон».

По словам президента ФЭП, парадокс заключается в том, что во время выборов бойцовские качества у депутатов просыпаются. Но, оказавшись в Госдуме, парламентарии эти качества теряют. Как отмечает Павловский, несмотря на то что депутатов от «ЕР» в СМИ упоминают нередко, их выступления, как правило, скучны и неэмоциональны.

А оппозиционные партии хотя и появляются реже, но создают гораздо более запоминающиеся информационные поводы. Бессменным лидером в этом жанре является Владимир Жириновский. Благодаря своим недюжинным артистическим талантам Владимир Вольфович умудряется соперничать в рейтингах с председателем Госдумы Борисом Грызловым. В этом месяце Жириновский даже обошёл Грызлова в рейтинге по индексу информационного благоприятствования (см. таблицу).

То же самое можно сказать и об остальных ньюсмейкерах с Охотного Ряда. Несмотря на численное преимущество «единороссов»(13 из 20 позиций), наиболее узнаваемыми являются оппозиционеры.

«Я думаю, что партия из 2 млн. человек может найти внутри себя человека со способностями Жириновского, – полагает Павловский. – Но, насколько я понимаю, никто никого не ищет, а все только бегают и жалуются на телеканалы, что их мало показывают».

Кстати сказать, если верить слухам, поисками «народного трибуна» озаботилась и «Справедливая Россия» (см. «Нашу Версию», № 15). Так что вполне может оказаться, что борьба за голоса избирателей в условиях кризиса существенно оживит политическую жизнь в стране. И депутаты «ЕР», усыплявшие монотоными речами, начнут устраивать бодрые политхеппенинги, соревнуясь в артистизме с Жириновским.

Первым наглядным признаком «оживления» политического ландшафта стала борьба за пост мэра Сочи, собравшая столь причудливый список кандидатов, который российский избиратель не видел с 90-х. Не исключено, что вскоре подобные избирательные кампании и вовсе станут обыденным явлением.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.05.2009 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх