// // Коррупционный оборот от нелегального техосмотра в Москве составляет 200 000 000 долларов в год

Коррупционный оборот от нелегального техосмотра в Москве составляет 200 000 000 долларов в год

710

Передайте на талончик!

2
В разделе

Уже больше месяца столичные пункты инструментального контроля находятся в плотной осаде из негодующих автовладельцев. Если раньше процедура прохождения техосмотра «по-честному» в столице занимала максимум два часа, то теперь многие водители не успевают получить заветный талон и за целый рабочий день. Не исправило положения и увеличение времени работы пунктов инструментального контроля: желающих пройти техосмотр всё равно больше, нежели их авральная пропускная способность. Единого мнения о причинах коллапса нет. Так, столичная полиция винит во всём некий «компьютерный сбой», который привёл к нынешнем очередям. Независимые же эксперты утверждают, что всему виной борьба с мздоимством в правоохранительных органах: сегодня в полиции идёт переаттестация личного состава; боясь увольнения, многие сотрудники на время решили отойти от коррупционных схем, в том числе и от торговли талонами техосмотра. В результате нагрузка на пункты инструментального контроля выросла в разы. В чём же истинная причина нынешних страстей вокруг техосмотра и действительно ли торговля талонами из-под полы будет прекращена? В этих и других вопросах попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

На данный момент в столице действуют 74 пункта инструментального контроля (ПИК). На 4 млн зарегистрированных в Москве автомобилей, как говорят эксперты, такого количества ПИКов изначально было явно недостаточно. По приблизительным оценкам, ежегодно талоны техосмотра получают 70% всех машин с московскими номерами. Путём нехитрых математических вычислений получаем, что, даже если ПИКи будут работать без выходных и праздников, каждый пункт должен ежедневно пропускать через себя более 100 автомобилей. То есть по 12 машин в час, а такой норматив выглядит совершенно фантастическим: сегодня сама процедура инструментального контроля в столице занимает 30–40 минут на одну машину. Получается, что вся нынешняя система прохождения государственного технического осмотра в столице изначально строилась с учётом того, что большая часть городского автопарка будет проходить техосмотр не по установленному законом порядку, а какими-то иными путями.

«Около 70% московских машин проходят техосмотр «в косую», то есть за взятку, – рассказывает «Нашей Версии» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Стоимость услуги составляет порядка 100–150 долларов, вот и считайте, какой получается общий оборот».

А если действительно за взятку техосмотр в Москве проходят 70% автомобилей, то общий годовой оборот от незаконной торговли талонами выглядит очень внушительным – порядка 200 млн долларов в год. По чьим же рукам расходится такой внушительный криминальный капитал?

«Как мне говорили люди, работавшие в этой сфере, часть средств идёт по вертикали начальству, а часть непосредственным исполнителям – по сменам и инспекторам, – продолжает Кирилл Кабанов. – Этот рынок организован, он системен, и, что самое интересное, операторами этого рынка являются люди, не являющиеся сотрудниками автоинспекции».

Времена, когда упростить прохождение техосмотра можно было лишь через своих знакомых в ГАИ или подпольных посредников, обслуживающих узкий круг лиц, ушли в прошлое. Торговля талонами давно превратилась в большой бизнес и ведётся в открытую. В той же сети Интернет можно увидеть массу объявлений, где некие организации открыто предлагают «помощь в прохождении техосмотра». Казалось бы, правоохранительным органам ничего не стоит набрать указанные в рекламе телефоны, провести контрольную закупку и возбудить уголовное дело, да только вот дела против таких «помощников» можно пересчитать по пальцам. Как правило, полиция накрывает лишь мошенников, продающих поддельные талоны. Гаишники же, ставящие свои подписи и печати на настоящих талонах, как правило, остаются безнаказанными. Характерный случай произошёл в феврале 2011 года. Тогда в Москве в организации фиктивного техосмотра были изобличены несколько сотрудников межрайонного отдела ГИБДД – было подтверждено 60 фактов выдачи талонов без прохождения автомобилем осмотра. Однако все участники криминального конвейера отделались лишь увольнением из органов. Стырил из чужого кармана мобильник – едешь на несколько лет «топтать зону», торгуешь в составе организованной группы фиктивными документами – максимум увольнение. Такая вот незатейливая борьба с коррупцией. Впрочем, логика такой лояльности понятна: если бы по данному факту было возбуждено уголовное дело и проведено объективное расследование, круг обвиняемых явно бы не ограничился лишь сотрудниками отдельно взятого подразделения ГИБДД.

По теме

Что же касается регионов, то и здесь особых успехов в борьбе с торговцами техосмотром также не наблюдается. Единственное уголовное дело было возбуждено в марте в 2011 года в отношении начальника отделения технического надзора ГИБДД Новокузнецка. Гаишник, по версии следствия, вымогал взятку в 50 тыс. рублей у руководителя транспортного предприятия за прохождение технического осмотра автобусов. Чем закончится это дело, судить сложно. Судя по нынешним трендам, у подозреваемого есть все шансы отделаться условным сроком.

Так что нам делать с этим порядком доставшим всех автовладельцев техосмотром, который уже давно фактически выполняет лишь роль некоего дополнительного источника доходов для нечистых на руку сотрудников ГИБДД?

На первый взгляд сама практика прохождения автомобилями государственного техосмотра кажется понятной и необходимой: неисправные машины выпускать на дороги нельзя, ведь это может привести к ДТП с самыми суровыми последствиями. Однако, судя по официальной статистике ГИБДД, размещённой на официальном сайте ведомства, неисправные автомобили на общем фоне представляют не такую уж и серьёзную опасность для участников дорожного движения. Судите сами: За весь 2010 год в Российской Федерации произошло 199 431 ДТП, из них с неисправными машинами всего лишь 1127 ДТП. То есть в прошлом году причиной только каждого 200-го ДТП стала техническая неисправность автомобиля. При этом очевидно, что у большинства таких машин – виновников ДТП были настоящие талоны техосмотра, причём некоторые из них, думается, проходили осмотр совершенно честно.

«Вообще техосмотр в нынешнем виде не нужен, – рассказывает «Нашей Версии» вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский, – я могу выехать с пункта инструментального контроля, и через минуту меня подбросит на кочке и у меня порвётся тормозной шланг. Но при этом на всё время действия талона машина будет юридически считаться исправной. Регулярный техосмотр необходим в крупных транспортных предприятиях и на общественном транспорте, причём они его должны проводить собственными силами. Например, в правительственных гаражах техническое состояние машин производится дважды в день во время выезда машины в город и после её возвращения».

С другой стороны, конечно же, жертвы аварий с неисправными машинами нельзя сбрасывать со счетов. В 2010 году в таких ДТП в России погибли 227 человек. И ради уменьшения этой цифры уместны все разумные средства. А может, было бы проще финансовые и людские ресурсы, задействованные в неработающей и до предела коррумпированной ныне системе техосмотра бросить на другие, более актуальные направления борьбы за безопасность дорожного движения?

Так, повторимся, если в 2010 году в ДТП с неисправными машинами погибли 227 человек, то жертвами аварий, причиной которых стало «неудовлетворительное состояние улиц и дорог» стали 5 889 человек. То есть в 25 раз больше! За те деньги, которые автовладельцы официально и неофициально платят за прохождение техосмотра, можно построить кучу тех же пешеходных переходов, поставить светофоры, осветить сложные участки трасс и залатать если не всё, то хоть часть колдобин, каждая из которых таит в себе смертельную опасность. Инспекторов, занятых лишь оформлением за мзду бесполезных по сути бумажек, было бы разумно вывести на трассы обеспечивать реальную безопасность движения.

Впрочем, на «местах» некоторые подвижки есть. Так автору этой заметки недавно рассказали о любопытном примере решения проблемы техосмотра в отдельно взятом районе Подмосковья. Несколько лет назад вновь назначенный начальник местной ГИБДД по каким-то мотивам решил полностью или почти полностью искоренить практику прохождения техосмотра за деньги. Затея натолкнулась на непонимание в широких народных массах, в том числе и у местной «элиты». Честно стоять по нескольку часов в очередях мало кому хотелось. Однако одновременно начальник ГИБДД, видимо понимая, что единственный пункт инструментального контроля не справится с таким потоком автомобилей, значительно упростил процедуру прохождения техосмотра. На машинах перестали проверять «направление пучка фар», замерять уровень CO CH и прочих второстепенных признаков исправности автомобиля.

По теме

«На одну машину теперь уходит минут по 10, проверяют только тормоза, тонировку, люфты в рулевой, аптечку и огнетушитель и чтобы горели все лампочки. Сейчас даже вся администрация проходит техосмотр по-честному», – рассказал автору этой заметки житель района, хорошо знакомый с ситуацией в местной ГАИ.

Выход хоть и несколько противоречит закону, но кажется единственно разумным в такой ситуации: граждане не тратят время в диких очередях, а ГАИ теперь не выдаёт талоны техосмотра владельцам автомобилей, представляющих реальную опасность для участников дорожного движения.

Некоторые особенности современного техосмотра по-русски вообще противоречат здравому смыслу. Это касается, например, новых автомобилей, только что сошедших с конвейера, владельцы которых также обязаны приезжать на пункты инструментального контроля. Все продающиеся в России импортные и отечественные автомобили сертифицированы профильными государственными структурами, и получается, что ГАИ дублирует их функции. Кроме того, очевидно, что в проверке совершенно не нуждаются и автомобили, находящиеся на гарантии производителя.

«Владельцы гарантийных машин проходят регулярное техническое обслуживание у дилеров, и там машины проверяют даже лучше, чем на пунктах инструментального контроля, – говорит Кирилл Кабанов. – Зачем владельцу дважды платить за одну и ту же операцию? Есть сервисная книжка с отметкой о прохождении ТО – значит машина исправна. Для старых машин можно ввести обязательное ежегодное ТО на сертифицированных сервисных центрах, их владельцы ведь всё равно ремонтируются в сервисах. Такая система давно и успешно действует во многих европейских странах, где ситуация с безопасностью на дорогах куда лучше, чем в России».

Но в России, как известно, не ищут лёгких путей. Единственной поблажкой за последнее время стало то, что при прохождении техосмотра водителям отныне не нужно предоставлять медицинскую справку. А ведь в некоторых городах вокруг этих справок творились совершенно немыслимые вещи. Помимо, в общем-то, имеющих хоть какое-то отношение к «годности» водителей к управлению траспортным средством справок от окулиста, невропатолога и кардиолога кое-где, чтобы получить справку, требовали проходить флюорографию, а водителей-женщин даже отправляли к гинекологу. Дескать, согласно действующему поныне приказу Минздрава СССР управление автомобилем противопоказано гражданкам с некоторыми женскими заболеваниями.

А вот власти соседней Украины проблему техосмотра решили закрыть раз и навсегда. В «незалежной» ситуация вокруг него последнее время была очень похожа на то, что происходит в России: мздоимство, очереди, торговля фиктивными талонами. Не спасла ситуацию и практика, когда техосмотр проводился на станциях технического обслуживания под контролем сотрудников дорожной инспекции. На днях стало известно, что в администрации президента Украины готов указ об отмене государственного технического осмотра как такового. Ещё в январе 2011 года президент Украины Виктор Янукович на совещании МВД заявил следующее: «Я показываю вам жёлтую карточку. Техосмотр частного транспорта, который обещали отменить, до сих пор существует. Над людьми продолжают издеваться».

Но в то, что подобный сценарий повторится в России, верят немногие. «Очевидно, что процедуру необходимо упрощать, ведь система показала себя как недееспособная, – считает Кирилл Кабанов, – но пока не видно никаких шагов в этом направлении. То, что происходит сегодня в Москве, когда талон вроде бы стало невозможно купить, это только следствие переаттестации в полиции. Без пересмотра процедуры прохождения техосмотра после переаттестации всё войдёт в прежнее русло. Если через определённое время пропадут очереди, то это будет означать одно: коррупционная схема с техосмотром заработала вновь».

Опубликовано:
Отредактировано: 18.04.2011 12:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх