// // На африканцев работают до тысячи российских пилотов

На африканцев работают до тысячи российских пилотов

751

Крылья без родины

lori.ru
lori.ru
В разделе

Судебный процесс, инициированный США в отношении российского лётчика Константина Ярошенко, похищенного американцами в африканской Либерии, интересен даже не тем, что при доставке пилота в суд были нарушены все мыслимые законы. Это как раз неудивительно: за океаном привыкли манипулировать правами человека в зависимости от ситуации. Куда интереснее то, что на месте Ярошенко мог оказаться любой другой пилот гражданской авиации из более чем 2 тыс. подданных России, Белоруссии и Украины, постоянно работающих на Чёрном континенте. Обвинения, инкриминируемые нашему гражданину, теоретически можно предъявить любому пилоту, работающему в Африке по контракту. В деталях похищения разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Точное количество российских пилотов, постоянно работающих в странах Африки, вам не назовёт никто. Профсоюз лётного состава России (ПЛС) располагает данными о 300 пилотах, Ассоциация лётного состава России (АЛС) приводит расплывчатую цифру «500 и более». Четыре года назад на Украине попытались подсчитать своих лётчиков в африканских странах – получилось порядка 700 человек. А россиян, даже навскидку, там больше примерно в два раза – кто сомневается, зайдите на форум forumavia.ru, в раздел, где лётчики гражданской авиации пытаются трудоустроиться за границей – там отмечаются по нескольку соискателей ежедневно. И это мы ещё не посчитали пилотов из Белоруссии, которых в Африке не одна сотня человек. Вот и выходит, что только из трёх республик бывшего Союза на Чёрном континенте летают более 2 тыс. человек. И каждый из них ежедневно рискует жизнью: можно пасть жертвой негодной техники, качественным обслуживанием которой никто из работодателей не озабочен, а можно, как выясняется, стать заложником в нечистой игре авиакомпаний, перевозящих контрабанду.

Лётчика Ярошенко в либерийской столице Монровии похитили сотрудники Управления США по борьбе с наркотиками (DEA) – эти люди наделены американским правительством властью задерживать интересующих их людей в любой стране мира, не считаясь с условностями в виде местного законодательства. Ведут себя при этом они как бандиты. И вполне могут пристрелить того, кто окажет им сопротивление.

Зачем американцам понадобился Ярошенко? Официально его обвиняют в контрабанде наркотиков – по мнению следствия, он не только перевозил их из стран Латинской Америки в Африку (маршрут, согласитесь, абсурдный, но американцев это не смущает), но и согласовывал сделки между наркобаронами Венесуэлы и Колумбии с африканскими заказчиками, которые на следующем этапе доставляли наркотики в США. Но неофициальная версия, выдвинутая одним из коллег Ярошенко, звучит куда более убедительно. Дело в том, что африканский рынок авиаперевозок не прочь заполучить американцы. Заодно заменив нынешний контингент лётчиков на своих, граждан США. Сегодня среди пилотов, работающих в Африке, встречаются и выходцы из западных стран, но это, как правило, те, кто у себя дома ни на какую приличную работу рассчитывать не может. На Западе лётчик получает порядка 8–12 тыс. долларов в месяц, в Африке расценки значительно ниже – от 1 до 3 тыс. долларов. Международная федерация ассоциаций пилотов авиакомпаний (International Federation of Air Line Pilot Associations), действующая в Европе и США, строго следит за тем, чтобы никто из лётчиков не соглашался работать с нарушениями международных лётных правил или за оклад меньший, чем определён профсоюзом.

По теме

Ослушников включают в особые списки штрейкбрехеров, которые рассылаются всем профсоюзам – членам федерации, и карьера такого пилота фактически завершена. Но дело-то в том, что с каждым годом пилотов в Америке становится больше, а вакансий – меньше. И безработица в отрасли довольно высокая. Федерация, озабоченная этой проблемой, давно поглядывала на Африку, но как обеспечить процесс приёма на работу высокооплачиваемых «своих» лётчиков и увольнение согласных на всё «чужих»? А никак: американских авиаперевозчиков в Африке не так уж много, львиную долю рейсов выполняют местные компании, которым на фантазии заокеанских деятелей наплевать. Они нанимают тех, кто дешевле. При этом наши лётчики обладают высокой квалификацией, уж точно не ниже, чем у конкурентов-американцев.

Возможно, трюк с Ярошенко задуман исключительно в пропагандистских целях: чтобы отпугнуть конкурирующих пилотов из бывших советских республик. Ведь прямых улик, свидетельствовавших в пользу того, что Ярошенко перевозил наркотики, суду предъявлено не было. Во всяком случае – пока. Обвинение строится на показаниях свидетелей, трое из которых, к слову, бывшие сотрудники Международной федерации ассоциаций пилотов авиакомпаний!

Задержали Ярошенко так: на парковке возле «Ройял-отеля», где пилот проживал, ему помахал рукой водитель одного из припаркованных рядом автомобилей. Ни о чём не подозревающий лётчик подошёл к нему, и его тут же втолкнули в автомобиль. Ярошенко увезли в неизвестном направлении, избили, заковали в наручники и кандалы и после этого предложили подписать какие-то бумаги, угрожая убить жену и ребёнка. Ярошенко всё подписал. Вместе с нашим пилотом в Нью-Йорк доставили и двух его африканских работодателей – Натаниэля Френча и Чигбо Питера Уме. Сигнал, посылаемый при этом африканцам, очевиден: согласуйте авиаперевозки по Чёрному континенту с американцами, замените пилотов и откройте рынок перевозок для авиакомпаний из США, иначе будет хуже. Российские рэкетиры начала 90-х действовали, помнится, аналогичными методами. В этом смысле американцы ничем не лучше.

Судья Джед Рэйкофф отклонил ходатайства адвокатов об отсутствии юрисдикции суда США, а также о многочисленных процессуальных нарушениях, допущенных спецслужбами США при сборе доказательств и транспортировке российского гражданина за океан. Суд он рассчитывает закончить за две-три недели, а сколько получит Ярошенко, легко посчитать. «В США система правосудия основана на прецедентном праве, а в аналогичном процессе с обвиняемым торговцем оружием из Африки Монзиром аль-Кассаром, который также был похищен и доставлен в США, приговор был 30 лет тюрьмы», – поведала корреспонденту «Нашей Версии» адвокат Анна Браун-Краснова, защищающая в суде интересы Ярошенко. МИД России расценил действия американской стороны как нарушение норм международного права, в частности положений Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и двусторонней консульской конвенции 1964 года, но, положа руку на сердце, кто и когда в Америке прислушивался к мнению МИД России? Особенно если речь заходит о прямой материальной выгоде для американцев.

Попутно в процессе появляются детали, которые, вероятно, задуманы для того, чтобы дискредитировать российского лётчика. Всплыл якобы изъятый у ростовчанина Ярошенко украинский паспорт, и теперь выступления российского МИДа американцы вообще могут пропускать мимо ушей. Пилота пытаются уличить в том, чего он никогда не делал: в личном участии в передаче денег за наркотики, и даже в том, что он пробовал товар перед покупкой. Не хватает только «аморалки». Впрочем, доказательства у американцев исключительно косвенные, основанные на показаниях неких третьих лиц. Но спасёт ли это российского лётчика?

В беседах с представителями российских ПЛС и АЛС корреспонденту «Нашей Версии» прозрачно намекали на то, что Ярошенко – отнюдь не первый наш лётчик, которого выкрали американцы. В 1999 году пилот Ан-12 сыктывкарец Сергей Захаров, после того как его самолёт сбили в небе над Анголой повстанцы Жонаса Савимби, попал в плен к боевикам. В конечном итоге всех пленных освободили, но не Захарова: родным сообщили, что-де он умер от малярии, а тело захоронили где-то в джунглях. Но ходили слухи, что Захарова тайно вывезли в США американцы – возможно, процесс, аналогичный процессу Ярошенко, американские авиаперевозчики мечтали инициировать уже тогда.

Ещё одна тёмная история, в которой прослеживается американский след, – исчезновение белорусского лётчика Олега Лихоткина. С гражданской авиацией она, правда, никак не связана – летал Лихоткин на Су-25. Лётчик пропал в декабре 2006-го, после того как посадил свою «сушку» из-за плохих метеоусловий в Руанде. Сел – и исчез. Всё это время семья предпринимала отчаянные попытки узнать хоть что-то о его судьбе, но тщетно. И вот недавно из Руанды семья получила документ, подтверждающий, что пилот сидит в исправительном заведении в этой стране – якобы в самолёте нашли «что-то незаконное». По другой версии, озвученной бывшим коллегой Лихоткина Олегом Артемьевым, пилота выкрали американцы. Возможно, история прояснится после того, как Лихоткин вернётся домой в Белоруссию.

Что ж,.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2011 12:03
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх