// // «Кинув» 28 тысяч россиян, туроператоры заработали миллионы

«Кинув» 28 тысяч россиян, туроператоры заработали миллионы

752

Дуристическая поездка

2
В разделе

Туристический сезон лета 2014 года однозначно войдёт в историю. Но запомнится он не только тем, что Крым стал новым российским курортом. Банкротство сразу нескольких туристических компаний привело к тому, что почти 30 тыс. наших граждан оказались брошенными на произвол судьбы за пределами родины. Почему всё это произошло в разгар сезона со страной, которая стабильно входит в пятёрку держав с самой развитой туристической отраслью?

Первые проблемы у туристов, воспользовавшихся услугами турфирм «Нева» и «Лабиринт», возникли ещё в начале июля. В греческих отелях, куда приехали отдыхающие, им заявили: места не оплачены. Потом другая часть россиян не смогли вылететь на отдых: уже в аэропорту выяснилось, что их билеты аннулированы. Тогда турагентства говорили только о временных трудностях и некорректном поведении принимающей стороны. Но затем тревожные новости начали приходить и из других стран, куда отправились на отдых российские туристы. Так, оплату за проживание от туроператоров не получили отели в Испании и Болгарии. В результате туристов, добросовестно оплативших свои туры, просто выселяли из отелей. Тем, кто готов был повторно оплатить свой отдых, отельеры выставляли более высокие цены. Другим, у кого не оказалось денег, пришлось ночевать с детьми в аэропортах без еды и воды: авиакомпании, как оказалось, также не получив оплаты от турфирм, отказались везти туристов на родину.

В пресс-службе Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ меня клятвенно заверили: все клиенты обанкротившихся турфирм, брошенные на зарубежных курортах на произвол судьбы, будут отправлены домой. Где-то договорились с авиаперевозчиками, в основном же проблему решила ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма» «Турпомощь». «Фонда этой структуры в размере 360 млн рублей должно хватить для вывоза на родину всех пострадавших от банкротства туристических компаний», – заверил заместитель главы Ростуризма Николай Королёв.

Сейчас в списке турфирм, приостановивших свою деятельность, значится уже целый ряд компаний. 16 июля об отказе от обязательств заявила «Нева», 25 июля – «Роза ветров Мир», 30 июля список пополнил петербургский «Экспо-тур», в начале августа – «Лабиринт» и «ИнтАэр». Затем о невозможности исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам уведомил туроператор «Нордик Стар». Потом, однако, выяснилось: «Нордик Стар» исключили из реестра туроператоров ещё в июне.

Как и почему компании, многие из которых существовали почти четверть века, пережили кризисы 1998 и 2008 годов, в одночасье стали банкротами? Как могло случиться, что именно в разгар туристического сезона у авиаперевозчика в лице «Оренбургских авиалиний», с которым были связаны около 30 туристических компаний, оказались долги в 1,5 млрд рублей? Почему об этом было объявлено в пятницу, в последний банковский день, за несколько часов до вылета? Почему о несостоятельности страховой компании «Восхождение» стало известно лишь после того, как люди оплатили свои туры?

Масштабы туристической трагедии лета 2014 года заставили задуматься о причинах случившегося Следственный комитет, Генеральную прокуратуру и МВД. По результатам доследственных проверок по фактам незаконных финансовых операций, проведенных обанкротившимися туркомпаниями, уже возбуждено пять уголовных дел. Однако на извечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» частично можно ответить уже сегодня.

По теме

Чтобы открыть свою турфирму, сегодня достаточно всего лишь зарегистрировать юридическое лицо, снять офис, подключить Интернет, подобрать персонал – и можно начинать работать. Такую свободу ввели в 2007 году, отменив лицензирование туристической деятельности. Финансовые гарантии закрепили лишь за туроператорами, для агентств их отменили. В результате их деятельность стала, по сути, неподконтрольной и неподотчётной. В Общероссийском генеральном реестре туристических агентств турфирмы могли регистрироваться в заявительном порядке. Появление большого количества новичков и непрофессионалов в этой сфере привело к тому, что компании не справлялись с объёмом работ и вынужденно либо умышленно уходили. В 2010 году в государственном реестре значилось 4178 турфирм. Из них о банковских гарантиях заявляли всего 32 фирмы, договора страхования подтверждали 4146. Сегодня в этом реестре 2561 запись. Почему началось банкротство турфирм? По какому принципу они работают и сколь надёжны их финансовые гарантии? Я точно знаю, какая организация никогда не сможет ответить на все эти вопросы. Это Федеральное агентство по туризму Министерства культуры России, разместившее на своём сайте данный реестр. Как сообщила мне пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, прав и полномочий вмешиваться в деятельность турфирм у их структуры нет. На мой вопрос, какими же функциями было наделено Федеральное агентство по туризму, она ответила так: «Это ведение федеральной программы капитального строительства. Государство выделяло деньги, скажем, на строительство сети отелей. Мы были распорядителем этих денег. Также в наших обязанностях – ведение реестра туроператоров. При этом функций контроля за их деятельностью у нас не было и нет».

В конце концов в Ростуризме посоветовали обратиться в Роспотребнадзор: раз турфирмы продают услуги, то следить за ними должен он. Однако в этом ведомстве также отказались брать на себя ответственность. На сайте Роспотребнадзора лишь размещены юридические документы, которые дают основания пострадавшим требовать компенсацию от турфирм-банкротов.

Зато министр культуры России Владимир Мединский виновных в кризисе российского туристического рынка нашёл сразу. По его версии, это «непрофессиональный менеджмент». Министр также возложил ответственность на простых граждан, которые, по его словам, «стремятся купить самый дешёвый тур, не задумываясь о причинах столь низкой цены».

В отличие от министра культуры специалисты и аналитики уверены: банкротство шести российских компаний в разгар сезона является следствием целого комплекса причин, в которых виноваты как турфирмы, так и государство.

«Плохой сезон»

Генеральный директор туристической фирмы «Нева» Максим Пирогов называет главной причиной трудностей, которые привели к краху компании, «плохой туристический сезон». Во-первых, курсы доллара и евро выросли настолько, что многие россияне были вынуждены в условиях снижения своих доходов отказаться от отдыха за границей: это оказалось просто не по карману. Во-вторых, многих привлекла перспектива отдыха в Крыму, кто-то предпочёл вояж в постолимпийский Сочи. В результате страны Старого Света этим летом недосчитались 30% обычного потока российских граждан. Такие убытки стали полной неожиданностью для туроператоров. Наконец, серьёзным ударом стал запрет на выезд за рубеж для российских силовиков. По статистике, они покупали около 20% всех зарубежных туров.

Не стоит сбрасывать со счетов и непростую международную обстановку. Например, представители «Невы», оправдываясь перед своими клиентами, сообщили: «Нельзя не упомянуть, что из-за нынешних проблем между Россией и Европой некоторые наши зарубежные партнёры стали особенно остро реагировать на малейшие задержки денежных поступлений».

Извещают туроператоры и ещё об одном неприятном обстоятельстве, которое в ближайшее время осложнит вылет российских туристов за рубеж. «Аэрофлот» и «Трансаэро» повысили в этом сезоне топливный сбор. Если в прошлом году он добавлял к стоимости авиабилета, например, в Турцию 40 долларов, то в нынешнем сделает полёт дороже на 140 долларов. Все «дешёвые» авиакомпании переориентированы на внутренние рейсы, в первую очередь на Крым. Сэкономить на авиабилете туристу, направляющемуся в Турцию, можно лишь выбрав «Турецкие авиалинии».В Турции, где нет таких богатых месторождений нефти, как в России, авиационное топливо почему-то оказалось дешевле.

По теме

это даже навело некоторых экспертов на мысль будто банкротство турфирм, занимающихся внешним туризмом, может быть преднамеренным. Якобы по-другому не заставить россиян тратить деньги не за границей, а в родном Крыму и на курортах Краснодарского края, принося таким образом доход в казну государства. В Ростуризме, кстати, сетуют, что в том же Сочи предложения отелей, отстроенных к Олимпиаде, сейчас стабильно превышают спрос. Так что, если россияне увидят, что поездка за рубеж может оказаться сорванной, многие наверняка решат не рисковать и отправиться отдыхать на давно знакомое Черноморское побережье.

Турфирмы «на доверии»

Впрочем, убытки турфирм эксперты связывают ещё с тем, что в последнее время многие россияне выбирают так называемый самодостаточный туризм. Теряя доверие к операторам, работающим с накладками, граждане предпочитают организовывать поездки без их помощи, напрямую бронируя места в отелях и оплачивая их по факту. Более того, многие уже поняли: в основе работы подавляющего числа турфирм лежит хорошо известная схема финансовой пирамиды.

Принцип большинства российских тур­агентств – кредиты и, что называется, «работа на доверии». Турбизнес чаще всего убыточен. Поэтому из денег, которые люди заплатили за туры здесь и сейчас, оплачивается задолженность по турам предыдущего года. Многие тур-операторы перекредитовываются, другие начинают демпинговать с целью повысить выручку. У неудачников с каждым годом долги только растут: ведь они вынуждены выкупать номера и билеты заранее, чтобы не попасть под штрафы принимающей стороны.

На низкодоходном рынке туризма это сложно, поэтому операторы всё время работают с риском дефолта.

Дышат в затылок и конкуренты: число турфирм в России в последние годы, по статистике, опережает спрос на их услуги.

Многим приходилось продавать путёвки почти по себестоимости в надежде, что конкуренты с более высокими ценами разорятся. Иногда этот принцип выручал, а клиенты обанкротившихся компаний возвращали деньги из страховки. В некоторых случаях помогала ассоциация «Турпомощь». Однако в этом сезоне одна из страховых компаний – «Восхождение» – сама оказалась неплатёжеспособной. А в фонде «Турпомощи», по данным первого зампреда Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, денег в этом году недостаточно, чтобы покрыть убытки всех туристов. Поэтому одним выплатят 50%, другим ещё меньше. Но это ещё оптимистичный прогноз. По расчётам первого вице-президента Российского клуба финансовых директоров Тамары Касьяновой, ввиду неплатёжеспособности страховой компании «Восхождение» пострадавшие клиенты «Лабиринта» смогут получить не более 2,5 тыс. рублей на человека.

Почему турфирмы выбирали страховщика, который не в состоянии защитить права потребителя? Этот вопрос остаётся без ответа. Зампред Ростуризма Николай Королёв посоветовал туристам впредь самостоятельно интересоваться репутацией страховщика турфирмы и делать выводы. Однако в связи с этим возникают ещё естественные вопросы:

Цены на туры пошли вверх

Банкротство одной-двух турфирм в разгар туристического сезона можно было бы считать случайностью. Но пять-шесть оператов – это уже тенденция. Есть и ещё несколько обстоятельств, которые вызывают подозрения. Например, почему туристические компании объявили о банкротстве после того, как туристы оплатили путёвки? Пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова прямо не ответила на мой вопрос о вероятном мошенничестве турфирм, которые могли просто найти оказию, чтобы вывести капиталы. Однако такой возможности представитель агентства не стала отрицать. «Нельзя исключить, что в некоторых случаях речь идёт о выводе денег. И есть опасения, что под шумок иные захотят выйти из бизнеса, который перестал приносить прибыль», – заявила Ирина Щеголькова.

Тем временем в Ростуризме ждут результатов расследования правоохранительными органами каждого конкретного случая банкротства. Также на специальном совещании в правительстве был поставлен вопрос об обязательном лицензировании туристических фирм. Пока же чиновники от Ростуризма уверяют: на туристическом рынке останутся «только крупные, надёжные игроки». Эти «игроки», похоже, уже начали «игры» по новым правилам. Так, заказывая путёвки на август в Турцию, я столкнулась с тем, что цены у «крупных и надёжных» туроператоров только за минувшую неделю взлетели на 30–40%. В Ростуризме разводят руками: «Да, принимающая сторона стала относиться к нам с недоверием, все требуют от туроператоров предоплаты, они вынуждены решать свои финансовые проблемы за счёт туристов, часто в нарушение договоров», – объяснила Щеголькова.

Брошенный государством на произвол судьбы туристический рынок не выдержал первого же серьёзного испытания на прочность. Дикий бизнес родом из 90-х оказался во многом схож с финансовой пирамидой «МММ». Правда, своего Мавроди тут найти едва ли удастся. А знаете почему? Рынок туристических услуг был практически бесконтрольным и неподотчётным. Многочисленные чиновничьи структуры, созданные вокруг и около этой отрасли, были заняты чем угодно – строительством отелей, распределением бюджетных денег, укреплением международного сотрудничества, но только не правами потребителей в лице миллионов граждан России, которые в очередной раз оказались никомуне нужны.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.08.2014 20:23
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх