Версия // Власть // Как Путин и Медведев договорятся о составе нового правительства?

Как Путин и Медведев договорятся о составе нового правительства?

1985

Минторг

В разделе

15 мая премьер Дмитрий Медведев представил на рассмотрение Владимира Путина список претендентов на министерские портфели в новом правительстве. Несмотря на то что Владимир Путин известен как управленец, который дорожит кадрами, вокруг состава нового правительства всё-таки есть определённая интрига. Если Путин является проводником политики «стабильности», то Медведев пользуется репутацией «реформатора», кстати, во время своего президентства он поставил рекорд по количеству отставок чиновников высокого ранга. Останется ли состав нынешнего правительства, которым четыре последних года руководил Владимир Путин, практически без изменений или кабмин всё-таки пополнит свежая кровь в виде людей из команды Медведева?

Геннадий Селезнёв, председатель Госдумы второго и третьего созывов:

– То, что так долго сохраняется интрига о составе будущего правительства, – в ключе нашего президента: держать интригу до последнего. Особенно меня позабавил телесюжет, когда Медведев показал Путину список своего правительства, потом перевернул листы, чтобы телевизионщики не увидели. Вот это игра! Будет ли принципиально новая структура правительства, будут ли какие-то разделения нынешних министерств, к примеру ведомства Голиковой, – неизвестно. Никто ничего не знает, все только гадают. Хотелось, конечно, чтобы была принципиальная смена кабинета, но что будет – одному богу известно, а этот бог сидит в Кремле. Вообще, рассуждать на тему будущего правительства сейчас нет смысла. Никакого политического торга, никаких согласований никто ни с кем проводить не будет и вообще не собирался. Торговаться не с кем, так что по каждой кандидатуре договорятся без всяких дебатов и споров. Тем более что председатель правительства улетел в Америку, оставив президента с потенциальными кандидатами. Думаю, если не большинство, то по крайней мере половина нынешнего кабинета министров останется в новом правительстве. Несмотря на то, что общество ожидало принципиальной смены. Особенно это остро чувствовалось в отношении главы МВД Рашида Нургалиева, Минздрава и Министерства образования. После всех ужасных милицейских грехов, наверное, все ждали добровольной отставки Нургалиева. Но этого не случилось, поэтому ждут хотя бы отставки в результате смены правительства. Ему действительно давно пора на покой. Так же, как и мадам Голиковой. Минздрав давно находится под прицелом критики, особенно его медицинская часть. Но, по слухам, Голикову хотят сделать министром финансов, дав ей ещё портфель вице-премьера. Фурсенко вроде бы говорил, что готов уйти из правительства, но пока кандидатов на его смену, так же как и на смену Нургалиеву, не просматривается. Поэтому боюсь, что все они так и останутся в правительстве, может быть, поменяв министерские посты. Хотя в идеале надо бы поменять правительство процентов на 75. Было бы меньше коррупции. Но, к сожалению, это вряд ли произойдёт.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

– К сожалению, сейчас формирование правительства в нашей стране идёт по схеме: есть человек, ему нужно создать должность или посадить на уже существующую. В нормальных странах формирование правительства идёт по другому закону: сначала появляется некая проблема, для решения которой необходимо создать властную структуру, и только потом под это ведомство ищут исполнителя. Мы идём от обратного – от человека к ведомству. Поэтому говорить, что наше будущее правительство должно быть эффективным, я бы не рискнул. Тем более что даже его формирование – впервые в новейшей истории – выходит за пределы 10 дней после инаугурации. До сих пор даже неясна его структура. Прошлое правительство было весьма громоздким, с большой согласовательной структурой внутри министерств: министерство, службы и агентства. Чиновники из госструктур мне рассказывали, что 95% времени уходило на согласование бумаг внутри самого ведомства. То есть оно было неоперативное, неэффективное и очень дорогое. Надеюсь, что структура нынешнего правительства будет упрощена. Хотелось бы в это верить, хотя сомнения грызут. Если говорить о качественном составе, то какой здесь может быть торг, кто с кем торгуется? Иногда нам показывают, что на поступающие вопросы Медведев, не являясь политической фигурой, чего-то начинает говорить о продолжающихся согласованиях. Но я думаю, что ничего подобного нет, это просто работает пиар-служба Медведева, дабы не превращать совсем его правительство в технический орган. Но тем не менее это правительство будет не политическим, как при Путине, а техническим. Отсюда все соответствующие выводы. В последнее время наша жизнь уже не зависит от того, кто какое ведомство возглавляет. Для обычных граждан правительство где-то далеко, это небожители, совершенно неинтересные народу. Спросите на улице любого, и 90% ответят, что даже не думают о том, кто будет в этом правительстве. Эта история вызывает интерес у политологов, журналистов, чиновников и бизнесменов, которые должны понимать дальнейшие ходы. Коррупция стала повсеместной, и успешно работающий бизнес знал, что при решении какого-то вопроса необходимо позвонить Иван Ивановичу в такое-то министерство, он немного возьмёт, чего-то там разведёт – и вопрос будет решён. А теперь бизнес думает: останется ли этот Иван Иванович на своём месте или придётся искать нового и сколько он будет брать. Тем не менее интригу тандем создал и даже пытается её развивать – мол, вернётся Дмитрий Анатольевич из США и тогда мы объявим персональный состав правительства. Но ведь всё равно ничего при этом не изменится, будет или не будет Нургалиев в кабинете министров, ничего не поменяется. Произойдёт лишь смена декораций. Ведь смены курса, как уже говорилось не раз, не будет. Как были изверги в полиции, так они и останутся. И не важно, какая фамилия будет у министра. Да, безусловно, хотелось, чтобы он ушёл. Но новая метла не всегда метёт по-новому. А премьером Медведев может быть достаточно долго. Если не случится каких-то экстраординарных ситуаций подобных 1998 году или ему самому всё это не надоест и он уйдёт. Но пока он достаточно устойчиво смотрится на премьерском посту – тучи над ним не сгущаются.

Дмитрий Аяцков, директор Поволжского института имени П.А. Столыпина, бывший губернатор Саратовской области:

– И народ устал от команды, и команда устала выполнять тот функционал, который был у них за последние 20 лет. К примеру, Шойгу – 20 лет руководил МЧС, остальные члены нынешнего правительства руководили 8–10 лет. А ведь усталость от пребывания, в том числе в исполнительной власти, всегда есть. Поэтому надо обязательно делать ротацию. Говорят, что скамейка коротка, но на самом деле это не так – у нас довольно много эффективных управленцев, в том числе в регионах. Например, липецкий губернатор Олег Королёв. Он ещё довольно молодой, но очень опытный управленец. Развитие Липецкой области показало, что регионы могут быть недотационными и инвестиционно привлекательными. И это доказывает, что губернатор грамотно и эффективно работал. Но не факт, что его пригласят в новый кабинет министров. Кстати, уже довольно давно обсуждалась идея перемещения губернаторов по горизонтали. И очень хорошо, что эту идею наконец-то воплотили в жизнь, назначив Николая Меркушкина – главу Мордовии – губернатором Самарской области. Президент даже не посмотрел, что Меркушкину за 60 лет, видимо вспомнив, что есть 60-летние юнцы и 30-летние старцы. Не нужно смотреть на возраст, нужно смотреть на эффективность работы, на перспективность управления субъекта. В этом плане я обратил бы внимание на пензенского губернатора Василия Бочкарёва. Он своей работой доказал эффективность, но ему в маленькой Пензе уже тесно. Бочкарёву можно было бы дать крупный регион, и он поднял бы его до уровня Пензы, Липецка и тех субъектов – которых, к сожалению, становится всё меньше и меньше, – где решены социальные проблемы, решены проблемы с инвестициями и рабочими местами. У нас есть люди, способные решить эти проблемы. Таким людям надо открывать дорогу в федеральное правительство.

Впрочем, на мой взгляд, в целом команда уже сформирована, но результата нам пока не говорят, так как необходимо продолжить консультации. Ведь новому президенту необходимо оставить преемственность на уровне 20%, но в то же время создать совершенно новую команду – команду Владимира Владимировича Путина. Говорить по персоналиям я не хочу – это прерогатива руководства страны.

Геннадий Селезнёв, председатель Госдумы второго и третьего созывов
Геннадий Селезнёв, председатель Госдумы второго и третьего созывов

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии

Дмитрий Аяцков, директор Поволжского института имени П.А. Столыпина, бывший губернатор Саратовской области
Дмитрий Аяцков, директор Поволжского института имени П.А. Столыпина, бывший губернатор Саратовской области

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2016 15:12
Комментарии 0
Наверх