// // В кино ходят менее 1 процента россиян

В кино ходят менее 1 процента россиян

469

Экраны странны

На многих сеансах в кинотеатрах пустые залы
Фото: ИТАР-ТАСС
На многих сеансах в кинотеатрах пустые залы Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

«Прометей» знаменитого английского режиссёра Ридли Скотта и очередная часть мультфильма «Ледниковый период» – «Континентальный дрейф», версия «Титаник» в 3D и долгожданное продолжение истории о службе по контролю за инопланетянами на Земле «Люди в чёрном-3» – это лишь немногие из голливудских фильмов, которые выйдут на отечественные экраны в ближайшие месяцы. На подходе и новый блокбастер «Мстители» – о команде супергероев, в которую входят Тор, Халк, Железный человек и Капитан Америка. Бюджет — 150 млн долларов, Роберт Дауни-младший и Скарлетт Йоханссон в числе актёров – казалось бы, зрители должны валом валить в кинотеатры ради такого зрелища. Но аналитики кинорынка не испытывают особых иллюзий по поводу грядущих киносборов. В 2011 году посещаемость кинотеатров не выросла – и нет никаких оснований надеяться на лучшее в году нынешнем.

Согласно статистике, в России сегодня в кино регулярно ходит всего лишь 1 млн человек из 143! В прошлом году впервые за последние семь лет посещаемость кинотеатров совсем не выросла, хотя количество современных кинозалов увеличилось на 10%. Именно поэтому на 87-м Российском международном кинорынке, прошедшем с 12 по 16 марта 2012 года в Центре международной торговли, не только представляли ожидаемые новинки киносезона, но и обсуждали, как привлечь зрителей в кинотеатры.

Часто главной причиной остановки роста числа кинозрителей называют появление альтернативных видов просмотра кино, в частности в Интернете. Но, по мнению специалистов, это не так. Согласно наблюдениям социологов, чаще всего скачивают фильмы для просмотра дома те же киноманы, которые посещают кинозалы. Основной причиной нежелания идти в кино является несоответствие репертуара зрительским ожиданиям. Существенную роль играют и высокие расходы на поход в кино. Ведь покупкой билета (что, кстати, при семейном походе тоже недёшево) траты не ограничиваются, они включают также расходы на дополнительные услуги: попкорн, напитки, мороженое и прочие радости жизни.

Как привлечь россиян в кинотеатры? Генеральный директор Movie Research Олег Иванов считает, что в первую очередь нужно разнообразить репертуар кинотеатров, остановить рост цен на билеты, и – самое главное – продолжать осваивать неохваченные территории. Он уверен, что от выполнения этих мер зависит судьба киноиндустрии в ближайшие годы.

С его точкой зрения соглашается и генеральный директор Кинорынка Екатерина Манахова. Кроме того, она полагает, что необходимо сделать конкурентоспособным российское кино – причём речь идёт не о квотировании, предложенном Минэкономразвития: «Можно, конечно, поставить наше кино в кинотеатры, но ведь зритель не пойдёт. Часто бывает, что у билетных касс, узнав, что фильм отечественный, потенциальные зрители разочарованно уходят, так и не купив билеты. Поэтому директивно можно принять постановление, но заставить зрителя отдать свои кровные в кассу отечественного кино, не получится».

За последние 15 лет было снято порядка 1000 российских фильмов, из которых окупились около 66 – если переломить эту ситуацию, то и количество зрителей в кинотеатрах увеличится. Кинокритик Даниил Дондурей, правда, сомневается, что на данном этапе отечественное кино может стать таким же успешным, как в советские годы, хотя оно и присутствует в пакетах кинодистрибьюторов. «Конечно, мы не сможем вернуться. Это была другая страна, и всё в ней было иное, – объясняет он. – Нельзя было поехать, например, в Болгарию, рынок досуга был предельно узким, в Москве не было роскошных ресторанов, лучших в Европе, не было денег и возможности их заработать. Валюта была запрещена. Нельзя было купить квартиру. Но если бы мы серьёзно занимались культурной кинематографической политикой, то можно было бы улучшить состояние дел».

Замыкаться только на внутреннего зрителя, конечно, неправильно, но часто отечественные режиссёры вообще не учитывают потребности своей потенциальной аудитории. «Интересным нужно быть для себя. Русское кино нужно показывать в России. Но для этого как минимум нужны умные режиссёры, а не взрослые мужики с мозгами 15-летних дебилов и с рассказами про наркотики и пьянки. То, что пытаются показать и сказать наши режиссёры, категорически неинтересно нашему народу. Пожилые вроде Михалкова или Лунгина показывают то, что вызывает отторжение. То, что показывают молодые «бондарчуки», тоже бесит, – говорит Екатерина Манахова. – Но всё-таки сейчас стало больше российских картин, которые можно назвать если и не культовыми, то делающими погоду. Всё-таки я патриот и надеюсь, что в скором будущем нас ждёт хорошее российское кино».

Опубликовано:
Отредактировано: 28.03.2012 16:29
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх