Версия // Общество // Как изменится российская система высшего образования после заявлений Путина?

Как изменится российская система высшего образования после заявлений Путина?

5370

«Синтез всего лучшего»

Как изменится российская система высшего образования после заявлений Путина?
(Фото: Pixabay / Роман Распутин)
В разделе

В ходе оглашения послания к Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил о необходимости изменить систему высшего образования в стране. Ранее, в мае, уже поднимался вопрос об отказе от Болонской системы. Какие перемены это несет для тех, кому только предстоит поступать в вузы, и для нынешних студентов?

Одной из тем, которые президент России Владимир Путин затронул в своем послании Федеральному собранию 21 февраля, стало высшее образование. Российский лидер посчитал, что оно нуждается в изменениях, которые, в свою очередь, должны основываться на «всем лучшем, что было в советской системе образования» и «опыте последних десятилетий». Перемены, по его мнению, назрели уже давно, а к специалистам во всех сферах жизни предъявляются новые требования.

Владимир Путин: «Предлагаю вернуться к базовой для нашей страны системе образования и вернуть специалитет со сроком обучения от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы разные, подготовки в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда».

При этом глава государства подчеркнул, что все нововведения должны приниматься плавно, постепенно, а продумать их необходимо до мелочей. Их цель, как особо указал Путин, заключается в том, чтобы предоставить молодежи новые возможности для качественного образования, трудоустройства и профессионального роста, а не создать новые проблемы.

Для перехода на новую систему правительству и парламенту нужно внести целый ряд поправок в законодательство об образовании, о рынке труда и так далее.

От четырех до шести

Существующая в стране система образования предполагает, что учащиеся получают дипломы бакалавров, как правило, через четыре года обучения. Затем студент при желании может продолжить учебу уже в магистратуре – это занимает 1-2 года. При этом в России на некоторых направлениях сохранился и специалитет – традиционная система, предполагающая выпуск через 5-6 лет с дипломом специалиста. Если такой выпускник хочет продолжить обучение за границей, в зарубежных вузах его диплом приравнивается к диплому бакалавра.

Путин подписал закон об изменениях в системе высшего образования в 2007 году, законодательно закрепив два уровня: бакалавриат как первый и магистратуру и специалитет как второй. Для них предусмотрены конкретные образовательные стандарты, а вузы могут выбрать, каким образом вести преподавание на направлениях, где приняты бакалавриат и магистратура, а каким – на специалитете.

Очевидно, что теперь, после заявлений президента, бакалавриат постепенно сойдет на нет и будет заменен подготовкой, более близкой к специалитету. Однако у нее будет ключевое отличие от прежней, «советской», системы.

Российский лидер предложил вернуться к схеме, предполагающей обучение продолжительностью от четырех до шести лет. Более того, в зависимости от конкретной профессии даже по одной специальности в одном вузе могут быть предусмотрены программы, различающиеся по сроку обучения. В тех случаях, когда для овладения профессией нужна дополнительная подготовка и узкая специализация, будет возможность продолжить учебу в магистратуре.

По теме

Аспирантуру, по словам Путина, выделят «в отдельный уровень профессионального образования», поскольку основная ее задача – подготовка преподавателей и научных работников.

Переход на новую систему будет постепенным, а у студентов, которые сейчас обучаются на бакалавриате и в магистратуре, будет возможность продолжить обучение по прежним программам. Уже выданные дипломы бакалавров и магистров тоже не подлежат пересмотру, несмотря на все грядущие нововведения.

Учитывая, что предстоит масштабная работа прежде всего на законодательном уровне, вряд ли следует ожидать перехода на «новые рельсы» в текущем году.

Перемены на пользу

После заявлений главы государства по этому поводу высказался глава Минобрнауки Валерий Фальков. Он обратил внимание, что указанные новшества знаменуют собой новый этап в развитии отечественного образования, а вовсе не возврат к прошлому, как, возможно, могло бы показаться. По словам министра, речь идет о лучших наработках и практиках как советского периода, так и последних двадцати лет, которые «ассоциируются с Болонской си»темой». Впрочем, как заметил Фальков, Россия в данную систему не входила, соответственно, не может из нее выйти.

По оценке главы образовательного ведомства, тот факт, что Россия отказывается от Болонской системы образования, не окажет никакого влияния на признание российских дипломов о высшем образовании в других странах. Аналогичным образом, по его мнению, дело обстоит и с научными степенями.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов, комментарий которого приводит РИА «Новости», в свою очередь, посчитал, что президентское решение призвано усилить систему образования в РФ.

Сергей Кравцов: «Болонская система, особенно в педагогическом образовании, не работает. Ну как можно обучать учителя истории в Германии или другой европейской стране, когда они просто коверкают факты, поэтому те решения, которые озвучены президентом, сделают нашу систему образования еще сильнее».

Сами ушли?

Напомним, в мае прошлого года, через три месяца после начала спецоперации на Украине, Валерий Фальков анонсировал планы отказаться от Болонской системы высшего образования в России. Министр назвал ее «прожитым этапом» и предложил ориентироваться на «нашу собственную уникальную систему образования», основанную на интересах национальной экономики и максимальных возможностях для каждого студента. Правда, впоследствии выяснилось, что Болонская группа еще в первой половине апреля инициировала прекращение работы представительств РФ и Белоруссии во всех своих структурах. Это было сделано после того, как ректоры российских вузов выступили в поддержку спецоперации на Украине.

Болонская система высшего образования – это реализация положений документа под названием «Зона европейского высшего образования», подписанного в 1999 году в Болонье министрами образования 29 европейских стран. Россия присоединилась к участникам Болонского образовательного процесса в 2003 году.

Помимо деления на бакалавриат и магистратуру, Болонская система предполагает кредитно-модульную систему: кредит – это 25-30 часов аудиторной и самостоятельной работы, модуль – часть образовательной программы. Болонская система предусматривает выстраивание обучения таким образом, что студент сам изучает дисциплину, а преподаватель управляет его учебно-познавательной деятельностью, организовывая учебный процесс, мотивируя, координируя и контролируя работу учащегося.

С момента, когда Россия присоединилась к Болонской системе, прошло два десятка лет, однако до сих пор не все вузы перестроили обучение в соответствии с ее стандартами. Многие отечественные университеты не выдают приложения к дипломам европейского образца, а вместо кредитов «по старинке» ставят оценки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.02.2023 07:00
Комментарии 0
Наверх