Версия // Культура // Как ремонт «Мюзик-Холла» за пять лет подорожал с 99 миллионов до 9,5 миллиардов рублей

Как ремонт «Мюзик-Холла» за пять лет подорожал с 99 миллионов до 9,5 миллиардов рублей

3362

Того стоит?

© Алексей Фёдоров, Wikimedia Commons
В разделе

В Санкт-Петербурге на три года на капитальный ремонт закрывается легендарный «Мюзик-Холл». Сумма, выделенная на это дело, многим показалась чрезмерной — 9,5 миллиардов рублей. Да и само здание визуально дряхлым не кажется. Выясним у экспертов, откуда возникли тонкие подозрения на толстые обстоятельства. И почему данное развлекательное заведение считалось в Ленинграде культовым.

Утесов, Дунаевский, а сейчас Мастранджело

Для начала чуть истории. «Ленинградский Мюзик-Холл» открылся в 1928 году в, как сказали бы сейчас, культурно-креативном пространстве. Рядом зоопарк, планетарий, Александровский парк. Позже появилась станция метро «Горьковская» (1963 год), облегчившая подъезд к таким развлекательным местам. Конечно, на культовость повлияло то, что в театре нередко выступал в свое время Леонид Утесов, многие музыкальные номера готовил Исаак Дунаевский. Собственно, он в 1929-м стал и главным дирижером музыкального театра. И, к слову, в один из спектаклей в 1931 году привлек Дмитрия Шостаковича. А уже в 1937 году Ленинградский Мюзик-Холл, как и Московский, был закрыт «за буржуазность», если кратко. И — официальное название того времени «Ленинградский государственный мюзик-холл» - восстал из пепла (но в моральном плане, здание было всё то же, а про него ниже и пойдет речь в разрезе ремонта) в 1966 году. Многолетний главный редактор газеты «Вечерний Ленинград» Валентин Майоров рассказывал: «В 1967 году — пятидесятилетие Великой Октябрьской Социалистической революции. А Ленинград к этому событию некоторое отношение имеет. И надо отпраздновать с разных позиций — и ветеранов пригласить на мероприятия разные, и эстрадное сопровождение для иностранцев, тогда их много ожидалось из дружественных стран. Под второе решили дать вторую жизнь Мюзик-Холлу. В авральном порядке. Илью Рахлина срочно назначили художественным руководителем. Невероятный человек, герой войны, а как разбирался в артистах!».

Сейчас, к слову, у Мюзик-Холла тоже любопытный худрук — Фабио Мастранджело. Дирижер и пианист, уроженец итальянского Бари, на этом посту уже ровно 10 лет.

«Приспособление для современного использования»

Капитальный ремонт здания начнется в конце февраля или начале марта. Как объясняет руководство театра - «оно, здание, не годится для современных постановок». Огромную сумму, выделенную на ремонт, мотивируют тем, что дом является памятником федерального значения, а значит, вычинку следует производить аккуратно, с сохранением привычного внешнего вида. А вот внутри театр, который, как известно, начинается с вешалки, ждет большая перепланировка, и гардероба это тоже касается. Он должен быть расширен.

Итак, конкурсная документация звучала так: «Официально предмет контракта — «приспособление для современного использования здания по адресу: Александровский парк, д. 4, литера М, занимаемого Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением культуры «Театр «Мюзик-Холл», включая разработку проектной документации стадии РД». Выполнить работы надо не позднее 10 декабря 2025 года».

И еще цитата, простите за канцелярский язык, но зато понятно становится, что имеют ввиду чиновники, говоря о «несовременности» внутренней начинки Мюзик-Холла (опять из проектной документации): «Физическое состояние здания требует обследования и проведения по его результатам работ по сохранению здания — объекта культурного наследия. Залы, сценическое, светотехническое и музыкальное оборудование, репетиционные не отвечают современным требованиям, предъявляемым для подготовки и проведения театрально-музыкальных постановок и зрелищных мероприятий. 25% зрительских мест в Большом зале имеют ограниченный обзор сцены. Недостаточное количество репетиционных, гримёрных и подсобных помещений. Потребность в балетном и вокальном классах. Не в полной мере обеспечиваются условия доступности для маломобильных групп населения».

По теме

Звучит вполне вроде бы правильно и убедительно. Отметим к тому же, что по-настоящему крупный ремонт в здании проводился лишь однажды, да и то еще в 1980 году. Был также косметический ремонт фасада в 2008 году, а первые разговоры о тотальной «чистке перышек» с временным закрытием варьете пошли в 2017-м. И вот важнейший нюанс — тогдашний председатель комитета по строительству Михаил Демиденко объявлял сумму, которая потребуется на реконструкцию театра — 99 миллионов рублей. А сейчас смета составляет 9,5 миллиарда! Что же такое изменилось за пять лет, что расходы выросли в миллион раз?! Собственно, именно из-за этого в Санкт-Петербурге у общественности грядущий капитальный ремонт вызвал неоднозначные толкования, понимающие подмигивания, слухи, выражения - «ну ты же понимаешь» и прочие пересуды.

Деньги федеральные, почти ничьи

Характерно, что комитет по строительству, несмотря на такой аппетитный бюджет, долго не мог найти подрядчика на капитальный ремонт, который планировалось начать еще в прошлом году. При этом выделенный бюджет — федеральный, по постановлению правительства РФ. В итоге в декабре 2022 года подрядчик определился — компания ПСБ «Жилстрой». Ее руководство уже заверило, что «общая площадь самого здания вырастет с 14,8 тысячи до 21 тысячи кв. метров. Большая сцена лишится 281 места — их останется 1 219, количество мест на Малой сцене, наоборот, вырастет со 192 до 218». Возможно, «Жилстрой» завоевал доверие, потому проводил ремонтные работы в Петропавловской крепости, которая, кстати, совсем рядом с Мюзик-Холлом. Конкурс на освоение данного бюджета был открытый, через систему госзакупок.

И все-таки, почему так вызывающе дорого, 9,5 миллиардов? Член Топонимической комиссии при правительстве Санкт-Петербурга Алексей Ерофеев говорит обтекаемо: «По поводу реконструкции: театр сейчас себя вообще хочет немножко переформатировать. Они попросили его назвать именем Шаляпина. У них теперь будет более широкий репертуар, они собираются его расширить». А политолог Владимир Соловейчик вспоминает: «Первые разговоры о реконструкции "Мюзик-Холла" начались чуть ли не в советские времена. Капитальной реконструкции там не было, но работы по поддержанию статус-кво, разумеется, были. Здание, безусловно, нужно поддерживать в порядке, но в нынешней ситуации надо все-таки смотреть, что приоритетнее. Если там нет никакой угрозы сотрудникам и зрителям, то я думаю, что можно было бы как-то и потерпеть. Сейчас такие сумасшедшие деньги логично направлять на капремонт жилых домов, на медицину, другие социальные нужды петербуржцев».

Лидер движения «Живой город» Дмитрий Литвинов подчеркивает: «Я не могу сказать, что "Мюзик-Холл", по крайней мере визуально, находится в катастрофическом состоянии и ему что-то угрожает. При этом множество памятников у нас реально находятся в руинах и требуют скорейшего вмешательства. В том числе это касается памятников, находящихся в городской собственности. Городское правительство по этому поводу постоянно говорит, что "денег в бюджете нет, мы не хотим выделять, будем искать инвесторов". Мне кажется, суммой контракта на ремонт Мюзик-Холла должна заинтересоваться Счетная палата РФ. Тут надо как следует посчитать».

Но это еще, скажем так, политкорректные высказывания. Анонимно многие источники в разговорах с корреспондентом «Нашей версии» намекают сами понимаете на что. В разрезе астрономической суммы на реконструкцию. Правда, и деньги ведь федеральные, что еще приятнее. Потому что почти ничьи, по некоторым понятиям. Ясно, что подозрительность общественности возникла не на пустом месте — если брать Санкт-Петербург, то все помнят, как пух, а потом совсем припух бюджет стройки стадиона на Крестовском острове, и сколько уголовных дел было возбуждено по факту воровства, мошенничества, растраты. Дошло до того, что сел на скамью подсудимых даже целый строительный вице-губернатор Марат Оганесян.

Однако сотрудник Мюзик-Холла, поговоривший с корреспондентом «Нашей версии» на правах анонимности, и которого точно не заподозришь во всяких «распилах», очень ждет ремонта: «Понимаете, наш так называемый «легкий жанр» предусматривает не театральную камерность, а большое количество декораций, который на сцене постоянно сменяют друг друга. Конструктивные особенности здания не позволяют «топить» декорации вниз, иметь прочные «штанги» для них. Необходимость в реконструкции возникла давным-давно. Я начал работать в Мюзик-Холле в 1995 году, и тогда уже это было очевидно. Бюджет оценивать не берусь, это не моя тема, но модернизация театра точно нужна. Понятно, что кто-то скажет, что деньги можно направить на более насущные проблемы. Но знаете, зрелища строить и жить помогают».

Что ж, посмотрим, как будет с Мюзик-Холлом и его бюджетом на реконструкцию. Планируется, что в 2023 году на косметические работы внутри здания будут выделены «всего» 660 миллионов — основные вложения, согласно плану и смете, придутся на 2025 год. Ждать осталось не долго — удержится ли смета в объявленных цифрах, или будет как со стадионом на Крестовском, космодроме «Восточный», да много где еще.

Кстати

Именно за драку в Мюзик-Холле получил в 1977 году реальный срок всем известный певец Сергей Захаров. Впрочем, отсидел чуть больше года, в том числе в «Крестах». Вот его воспоминания: «Однажды я вместе с друзьями, которых пригласил на концерт, зашел за пропусками к администратору Ленинградского мюзик-холла Сергею Кудряшову. Мы чуть задержались, до начала представления оставалось полчаса. «Мои артисты все на местах. Вы опоздали», - сказал он. Я взорвался, случилась драка. Досталось обоим. Как потом выяснилось, он был боксер-перворазрядник. А мне все-таки удалось взять пропуска для друзей, и после спектакля мы поднялись в буфет. Туда пришел и администратор. Потасовка продолжилась, в ней уже участвовали мои и его друзья».

К слову, участвовал в этой массовой драке и Рахлин-младший, Лев Ильич, сын легендарного худрука, которого мы коснулись выше. Он возглавлял Мюзик-Холл с 2002 по 2004 годы. А в конце 1970-х был простым администратором.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.02.2023 16:02
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх