Версия // Общество // В России захотели отказаться от Болонской системы: если это произойдет, вузы перестанут выпускать бакалавров и магистров

В России захотели отказаться от Болонской системы: если это произойдет, вузы перестанут выпускать бакалавров и магистров

3900

Прожитый этап

В России захотели отказаться от Болонской системы: если это произойдет, вузы перестанут выпускать бакалавров и магистров
(Фото: Pixabay / Роман Распутин)
В разделе

Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что России следует отказаться от участия в европейской Болонской системе и разработать собственный подход к высшему образованию. Болонский процесс критикуют уже не первый год, но о реальном выходе из него заговорили только сейчас. В Минпросвещения сообщили, что переходная программа уже готова. Предполагаемые изменения коснутся только высшего образования – на сдачу ЕГЭ в школе они никак не повлияют.

«Импортозамещение», которое вновь приобрело особую актуальность в контексте событий последних трех месяцев, коснулось и сферы образования. В минувший вторник, 24 мая, министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что России не нужна европейская Болонская система, к которой она присоединилась в 2003 году. Слова главы ведомства приводит издание «Коммерсантъ».

Валерий Фальков: «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».

Иных подробностей со стороны главы Минобрнауки не последовало.

В последнее высказывания о том, что России стоит отказаться от участия в Болонском процессе, звучат все громче. На этой неделе, еще до Фалькова, на эту тему высказался секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.

Николай Патрушев: «В настоящее время наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».

Об этом также говорили депутаты Госдумы и члены Совфеда, ректор МГУ Виктор Садовничий и президент Российской академии образования Ольга Васильева. В марте в Минобрнауки РФ заявили, что отказ от Болонской системы пока не обсуждается, а в апреле глава правительства РФ Михаил Мишустин предложил сделать акцент не на форме образования, а на его качестве.

Ближе к Европе

Болонская система представляет собой реализацию положений «Зоны европейского высшего образования», документа, который в 1999 году в итальянской Болонье подписали министры образования 29 стран Европы. Россия присоединилась к участникам Болонского образовательного процесса в 2003 году, а на данный момент их уже 49.

Упомянутое соглашение было подписано для того, чтобы унифицировать стандарты обучения в разных странах. В каждом государстве существовали свои нюансы и особенности высшего образования, и возникла необходимость в их сближении –для того, чтобы жители этих стран были более мобильными и при желании могли продолжить образование или работать по специальности на основании своего диплома в любой из них. Для этого нужно было привести к общему знаменателю уровни высшего образования во всех странах-участницах соглашения, а научные степени, полученные по результатам обучения, легко сопоставлялись.

Система предполагает две ступени высшего образования: бакалавриат, который длится три года, и двухлетнюю магистратуру.

Как уже говорилось выше, Россия стала участницей Болонского процесса в 2003 году, а о полном переходе на европейскую систему объявила в 2011 году. Этот шаг был вызван необходимостью реформировать устаревшее советское образование, а также стремлением к сближению с другими странами и участию в глобальных процессах.

По теме

До этого в РФ действовала программа специалитета – то есть, выпускники вузов получали дипломы специалистов по итогам пяти- или шестилетнего обучения. В некоторых вузах до сих пор сохранилась эта система, и европейские вузы отождествляют дипломы специалистов с дипломами бакалавров.

Не стоит продолжать?

Подключение России к Болонской системе было довольно непростым и трудоемким процессом. Систему образования пришлось капитально перестраивать. Для этого потребовалось создать новые педагогические программы, отвечающие европейским стандартам, вести в школах ЕГЭ, разделить программы специалитета на два уровня – бакалавриат и магистратуру, ввести модульно-рейтинговую систему. Но на пути к европейским стандартам оказалось немало трудностей. Прежде всего, традиции советского образования были слишком сильны для того, чтобы заменить их в одночасье – не все вузы и преподаватели оказались готовы к такой перестройке, и формально программы и подходы поменялись, а на деле остались прежними или трансформировались в некий компромиссный вариант. Кроме того, вопросы возникли относительно диплома бакалавра: многие российские работодатели не воспринимают их обладателей как полноценных специалистов и не всегда хотят брать на работу, считая, что они не получили полное высшее образование. Критики Болонской системы также обращают внимание на тот факт, что знания стандартизируются, вместо традиционных экзаменов вводится тестовая система, и все это не лучшим образом отражается на развитии критического мышления учащихся и их умении самостоятельно мыслить. Наконец, дипломы российских вузов не слишком высоко ценятся на Западе, хотя Россия и присоединилась к Болонскому процессу. У выпускников из РФ возникают проблемы с признанием дипломов и с трудоустройством, а значит, стоит ли пытаться приблизиться к европейским стандартам?

Что с ЕГЭ?

Выше упоминалось, что введение ЕГЭ в школе – это один из шагов, предшествующих переходу к Болонской системе. В режиме эксперимента он был внедрен в 2001 году в отдельных субъектах, к 2008 году распространился на всю страну, а с 2009 года стал единственной формой выпускных экзаменов. Одновременно ЕГЭ является вступительным экзаменом в вузы.

Возникает вопрос: если подход к высшему образованию планируют поменять коренным образом, означает ли это, что выпускникам не придется сдавать ЕГЭ, в адрес которого тоже звучит немало критики? Ведь практически каждый год с экзаменами связаны различные скандалы – перегибы на местах при борьбе со списыванием, утечки ответов, нарушения в процедуре проведения и так далее.

На этот счет высказались в Рособрнадзоре. Глава ведомства Анзор Музаев заявил, что выход России из Болонского процесса никак не отразится на сдаче ЕГЭ. Как пояснил чиновник, Болонская система касается именно высшего образования, а ЕГЭ относится к ступени школьного образования. Более того, по словам Музаева, отмена ЕГЭ при условии отказа от Болонской системы была бы нецелесообразным шагом, поскольку это нарушило бы права абитуриентов.

Анзор Музаев:«Единый государственный экзамен — он потому и единый, потому что там единое содержание, равенство прав, единые права, единая возможность поступить в любой вуз РФ».

Как бы там ни было, вряд ли отказ от Болонской системы будет резким и единовременным – об этом свидетельствуют и заявления Минобрнауки о подготовленной ведомством переходной программе. В Рособрнадзоре призвали делать это поэтапно, чтобы не навредить студентам.

Как скоро начнется процесс отхода от европейского стандарта образования, пока неясно. РИА «Новости» со ссылкой вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева сообщает, что профильный комитет верхней палаты парламента обсудит этот вопрос 6 июня, то есть, почти через две недели. В обсуждении примут участие и представители профильных ведомств.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.05.2022 22:02
Комментарии 0
Наверх