Свершилось историческое для российского автопрома событие – концерн Renaultзавершил сделку по покупке блокпакета акций ОАО «АвтоВАЗ». 25% + 1 акция были приобретены за 1 млрд. долларов у акционеров российского предприятия – инвестиционной компании «Тройка диалог» и ФГУП «Рособоронэкспорт». Есть шансы, что, мягко говоря, привычная тольяттинская продукция уступит место другой – в большей или меньшей степени зарубежным моделям.
В ближайшее время на АвтоВАЗе поменяется многое. Во-первых, полностью сменится руководство. Попробовать порулить российским мастодонтом приедут французские топ-менеджеры: их в новом правлении АвтоВАЗа будет четверо из пятерых. Истинный вазовец Максим Нагайцев будет только директором по инженерии. Изменится и совет директоров АвтоВАЗа – в него войдут 3 человека от Renault (всего – 12 мест). Скорее всего это будут президент Renault Карлос Гон и исполнительные вице-президенты Патрик Пелата и Тьерри Муронте.
Вполне вероятно, что смена топ-менеджмента повлечёт за собой также кадровые изменения на более низких ступенях. Тут стоит сказать о том, что Карлос Гон – легендарный автомобильный топ-менеджер, спасший от банкротства как Renault, так и Nissan (он сегодня является президентом обеих компаний одновременно). Гон также известен как враг профсоюзов и безжалостный борец с издержками. И хотя на церемонии подписания соглашения представители сторон поспешили заверить, что сокращений на заводе не будет, вполне вероятно, что кое-кого всё-таки заменят: не видел пока Карлос Гон видеоролик, на котором работники завода интенсивно и даже жёстко обкатывают только что сошедшие с конвейера «Лады». Но это уже к вопросу о качестве продукции.
Что касается количества, то тут планы компаний имеют вселенский масштаб. Для достижения цели мощности завода АвтоВАЗ к этому времени будут увеличены почти вдвое, и выпуск продукции должен составлять 1,5 млн. автомобилей в год.
Однако патриоты могут быть спокойны: хотя завод и затронет глобализация, бренд «Лада» будет сохранён. «Мы будем развивать марку «Лада» в России и за рубежом», – заявил Карлос Гон на церемонии подписания соглашения. Чтобы улучшить её репутацию, Renault предоставит российской компании двигатели, платформы, технологические ноу-хау, а на мощностях завода в будущем, возможно, будут производить автомобили под марками Renault и Nissan.
Первый плод альянса – совместный автомобиль – появится уже в 2009 году. «Это будет автомобиль на платформе Renault Logan, в котором двигатель, трансмиссия и платформа будут от Renault, семиместный универсал», – поделился планами президент Группы «АвтоВАЗ» Борис Алёшин. Однако он оговорился, что это не будет полное воспроизведение Logan, то есть в дизайне можно ждать если не сюрпризов, то отличий от привычного уже автомобиля.
Дальнейшие планы ещё грандиознее. В программе на 2009 – 2010 годы – сформировать целый модельный ряд на платформе Renault. Что это будут за автомобили, Борис Алёшин говорить отказался, сославшись на то, что уже в июле 2008 года будет сформирован бизнес-план, в котором будут сформулированы основные понятия о модельном ряде. Но, по мнению экспертов, речь идёт о моделях B и C-классов. Автомобиль В-класса предположительно будет стоить около 10-12 тыс. долларов, то есть практически соответствовать «жигулёвскому» прайс-листу, если принимать в расчёт не полумифические цены «базы», а стоимость машины с учётом классических «антикора, подкрылков, музыки, сигнализации». С-класс, который, как таковой сейчас вообще отсутствует у исконно российских производителей, потянет на 12 – 16 тыс. долларов, что позволит конкурировать с недорогими образцами сугубо западного автопрома.
Президент России Владимир Путин сообщил, что надеялся на такую реакцию россиян на начало СВО, какую они показывают сейчас. При этом он признал наличие рисков возникновения противоположной реакции.
Не исключено, что В-классом «АвтоВАЗа» и станут модели на базе Renault Logan, а С-классом – то, что АвтоВАЗ показывает уже два года как концепт-кар (проект С) на автомобильных выставках. Magna International разработала для него дизайн кузова и вид кузовных панелей. В то же время для производства «начинки» автомобиля, в частности двигателей и трансмиссии, как раз и предполагалось привлечь Renault. Впрочем, это один из пяти вариантов, которые прорабатывает АвтоВАЗ для реализации проекта С. А выбрать у ВАЗа есть из чего.
Ранее исполнительный вице-президент Renault Жан-Луи Рико говорил и том, что АвтоВАЗ может взять любую платформу Renault. Правда, тут есть одна оговорка: неизвестно, как будут строиться отношения сейчас, но раньше говорилось о продаже технологий, то есть, возможно, что АвтоВАЗу в той или иной форме придётся оплатить участие в разработке Renault. (Renault либо будет брать за технологии деньги, либо АвтоВАЗ будет отчислять французам роялти от продажи машин. Кроме того, Renault получит возможность использовать возможности поставщиков АвтоВАЗа.)
К 2012 году АвтоВАЗ планирует включить в свой модельный ряд ещё и внедорожник, который будет построен либо на базе «Нивы», либо на платформе С.
В рамках партнёрства также запланировано сотрудничество в области сборки моторов и коробок передач, которыми будут оснащаться автомобили АвтоВАЗа и Renault.
Такое положение дел заставляет задуматься, что же будет с традиционными, столь привычными для нас моделями АвтоВАЗа. «Я предполагаю, что постепенная замена нынешнего модельного ряда начнётся после того, как будет доработан новый модельный ряд. К тому же нынешние модели сегодня довольно неплохо продаются», – говорит аналитик Ernst & Young Иван Бончев.
На сегодняшний момент АвтоВАЗ выпускает на заводе в Тольятти помимо «Приоры» и «Калины» автомобили десятой серии, (хетчбэк, универсал и купе), девятой серии (седан, хетчбэк и купе), а также «Нивы» (трёх- и пятидверный варианты), которые сменили в последнее время название на Lada 4x4, а также всё ещё немного классики: «пятёрки» и «семёрки». Все модели, кроме «Приоры» и «Калины», далеко не молоды. АвтоВАЗ, например, ещё до разговоров о стратегическом партнёрстве с кем-либо объявил, что будет постепенно заменять десятую серию (Lada 110, 111, 112) на «Приору». Это уже происходит: сначала сняли с производства саму «десятку», а по мере появления «Приоры» в кузовах хетчбэк и универсал будут исчезать и другие версии модели.
Впрочем, скорее не исчезать, а немного обновляться: то, что у нас называется сменой модельного ряда, а в развитом автомобильном мире – просто глубоким рестайлингом. Что касается классики, то прекращение её производства тоже не за горами и от Renault почти не зависит. Эти автомобили уже производятся на Ижевском автозаводе, а с мая 2008 года начнут собирать на заводе «Пищемаш» в Чечне, где уже устанавливается соответствующее оборудование. Будут там делать и «Нивы» (нынешняя Лада 4х4), выпускаемые с 1977 года. Чеченский проект, кстати, вполне может подорвать имидж ВАЗа, который он так хочет улучшить. Качество автомобилей, производимых в Тольятти, итак оставляет желать лучшего – перенос сборки на новое место априори будет чреват появлением массы брака.
Что касается судьбы Chevrolet Niva, производимой совместно с General Motors, то в GM заявили: приобретение Renault блокирующего пакета АвтоВАЗа не окажет никакого влияния на деятельность СП «GM-АвтоВАЗ». General Motors уже имеет аналогичного партнёра в Китае – это SAIC, сотрудничающий одновременно и с GM, и с Volkswagen. «Это всего лишь один из проектов для обеих компаний. Он в ближайшее время останется», – говорит Иван Бончев. Кроме того, GM сейчас активно ищет среди своих моделей по всему миру платформу, на основе которой на GM-АвтоВАЗе будет производиться ещё один совместный автомобиль.
Таким образом, из нынешнего модельного ряда, не считая «GM-АвтоВАЗ», останутся только «Приора» и «Калина». Последняя, кстати, достаточно успешно реализуется: в январе-феврале 2008 года продажи автомобиля в России выросли до 13,4 тыс. штук. Только в январе было продано 5,9 тыс. «Калин». Если поставить эти данные в рейтинг по продажам иномарок, который ежемесячно публикует Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, она опередит даже лидера – Hyundai Accent (5060 тыс. машин) и идущего за ним Ford Focus (4723 тыс.).




