Свершилось историческое для российского автопрома событие – концерн Renaultзавершил сделку по покупке блокпакета акций ОАО «АвтоВАЗ». 25% + 1 акция были приобретены за 1 млрд. долларов у акционеров российского предприятия – инвестиционной компании «Тройка диалог» и ФГУП «Рособоронэкспорт». Есть шансы, что, мягко говоря, привычная тольяттинская продукция уступит место другой – в большей или меньшей степени зарубежным моделям.
В ближайшее время на АвтоВАЗе поменяется многое. Во-первых, полностью сменится руководство. Попробовать порулить российским мастодонтом приедут французские топ-менеджеры: их в новом правлении АвтоВАЗа будет четверо из пятерых. Истинный вазовец Максим Нагайцев будет только директором по инженерии. Изменится и совет директоров АвтоВАЗа – в него войдут 3 человека от Renault (всего – 12 мест). Скорее всего это будут президент Renault Карлос Гон и исполнительные вице-президенты Патрик Пелата и Тьерри Муронте.
Вполне вероятно, что смена топ-менеджмента повлечёт за собой также кадровые изменения на более низких ступенях. Тут стоит сказать о том, что Карлос Гон – легендарный автомобильный топ-менеджер, спасший от банкротства как Renault, так и Nissan (он сегодня является президентом обеих компаний одновременно). Гон также известен как враг профсоюзов и безжалостный борец с издержками. И хотя на церемонии подписания соглашения представители сторон поспешили заверить, что сокращений на заводе не будет, вполне вероятно, что кое-кого всё-таки заменят: не видел пока Карлос Гон видеоролик, на котором работники завода интенсивно и даже жёстко обкатывают только что сошедшие с конвейера «Лады». Но это уже к вопросу о качестве продукции.
Что касается количества, то тут планы компаний имеют вселенский масштаб. Для достижения цели мощности завода АвтоВАЗ к этому времени будут увеличены почти вдвое, и выпуск продукции должен составлять 1,5 млн. автомобилей в год.
Однако патриоты могут быть спокойны: хотя завод и затронет глобализация, бренд «Лада» будет сохранён. «Мы будем развивать марку «Лада» в России и за рубежом», – заявил Карлос Гон на церемонии подписания соглашения. Чтобы улучшить её репутацию, Renault предоставит российской компании двигатели, платформы, технологические ноу-хау, а на мощностях завода в будущем, возможно, будут производить автомобили под марками Renault и Nissan.
Первый плод альянса – совместный автомобиль – появится уже в 2009 году. «Это будет автомобиль на платформе Renault Logan, в котором двигатель, трансмиссия и платформа будут от Renault, семиместный универсал», – поделился планами президент Группы «АвтоВАЗ» Борис Алёшин. Однако он оговорился, что это не будет полное воспроизведение Logan, то есть в дизайне можно ждать если не сюрпризов, то отличий от привычного уже автомобиля.
Дальнейшие планы ещё грандиознее. В программе на 2009 – 2010 годы – сформировать целый модельный ряд на платформе Renault. Что это будут за автомобили, Борис Алёшин говорить отказался, сославшись на то, что уже в июле 2008 года будет сформирован бизнес-план, в котором будут сформулированы основные понятия о модельном ряде. Но, по мнению экспертов, речь идёт о моделях B и C-классов. Автомобиль В-класса предположительно будет стоить около 10-12 тыс. долларов, то есть практически соответствовать «жигулёвскому» прайс-листу, если принимать в расчёт не полумифические цены «базы», а стоимость машины с учётом классических «антикора, подкрылков, музыки, сигнализации». С-класс, который, как таковой сейчас вообще отсутствует у исконно российских производителей, потянет на 12 – 16 тыс. долларов, что позволит конкурировать с недорогими образцами сугубо западного автопрома.
О дальнейшей судьбе обновленной денежной купюры номиналом в тысячу рублей сообщила на сегодняшней пресс-конференции глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Не исключено, что В-классом «АвтоВАЗа» и станут модели на базе Renault Logan, а С-классом – то, что АвтоВАЗ показывает уже два года как концепт-кар (проект С) на автомобильных выставках. Magna International разработала для него дизайн кузова и вид кузовных панелей. В то же время для производства «начинки» автомобиля, в частности двигателей и трансмиссии, как раз и предполагалось привлечь Renault. Впрочем, это один из пяти вариантов, которые прорабатывает АвтоВАЗ для реализации проекта С. А выбрать у ВАЗа есть из чего.
Ранее исполнительный вице-президент Renault Жан-Луи Рико говорил и том, что АвтоВАЗ может взять любую платформу Renault. Правда, тут есть одна оговорка: неизвестно, как будут строиться отношения сейчас, но раньше говорилось о продаже технологий, то есть, возможно, что АвтоВАЗу в той или иной форме придётся оплатить участие в разработке Renault. (Renault либо будет брать за технологии деньги, либо АвтоВАЗ будет отчислять французам роялти от продажи машин. Кроме того, Renault получит возможность использовать возможности поставщиков АвтоВАЗа.)
К 2012 году АвтоВАЗ планирует включить в свой модельный ряд ещё и внедорожник, который будет построен либо на базе «Нивы», либо на платформе С.
В рамках партнёрства также запланировано сотрудничество в области сборки моторов и коробок передач, которыми будут оснащаться автомобили АвтоВАЗа и Renault.
Такое положение дел заставляет задуматься, что же будет с традиционными, столь привычными для нас моделями АвтоВАЗа. «Я предполагаю, что постепенная замена нынешнего модельного ряда начнётся после того, как будет доработан новый модельный ряд. К тому же нынешние модели сегодня довольно неплохо продаются», – говорит аналитик Ernst & Young Иван Бончев.
На сегодняшний момент АвтоВАЗ выпускает на заводе в Тольятти помимо «Приоры» и «Калины» автомобили десятой серии, (хетчбэк, универсал и купе), девятой серии (седан, хетчбэк и купе), а также «Нивы» (трёх- и пятидверный варианты), которые сменили в последнее время название на Lada 4x4, а также всё ещё немного классики: «пятёрки» и «семёрки». Все модели, кроме «Приоры» и «Калины», далеко не молоды. АвтоВАЗ, например, ещё до разговоров о стратегическом партнёрстве с кем-либо объявил, что будет постепенно заменять десятую серию (Lada 110, 111, 112) на «Приору». Это уже происходит: сначала сняли с производства саму «десятку», а по мере появления «Приоры» в кузовах хетчбэк и универсал будут исчезать и другие версии модели.
Впрочем, скорее не исчезать, а немного обновляться: то, что у нас называется сменой модельного ряда, а в развитом автомобильном мире – просто глубоким рестайлингом. Что касается классики, то прекращение её производства тоже не за горами и от Renault почти не зависит. Эти автомобили уже производятся на Ижевском автозаводе, а с мая 2008 года начнут собирать на заводе «Пищемаш» в Чечне, где уже устанавливается соответствующее оборудование. Будут там делать и «Нивы» (нынешняя Лада 4х4), выпускаемые с 1977 года. Чеченский проект, кстати, вполне может подорвать имидж ВАЗа, который он так хочет улучшить. Качество автомобилей, производимых в Тольятти, итак оставляет желать лучшего – перенос сборки на новое место априори будет чреват появлением массы брака.
Что касается судьбы Chevrolet Niva, производимой совместно с General Motors, то в GM заявили: приобретение Renault блокирующего пакета АвтоВАЗа не окажет никакого влияния на деятельность СП «GM-АвтоВАЗ». General Motors уже имеет аналогичного партнёра в Китае – это SAIC, сотрудничающий одновременно и с GM, и с Volkswagen. «Это всего лишь один из проектов для обеих компаний. Он в ближайшее время останется», – говорит Иван Бончев. Кроме того, GM сейчас активно ищет среди своих моделей по всему миру платформу, на основе которой на GM-АвтоВАЗе будет производиться ещё один совместный автомобиль.
Таким образом, из нынешнего модельного ряда, не считая «GM-АвтоВАЗ», останутся только «Приора» и «Калина». Последняя, кстати, достаточно успешно реализуется: в январе-феврале 2008 года продажи автомобиля в России выросли до 13,4 тыс. штук. Только в январе было продано 5,9 тыс. «Калин». Если поставить эти данные в рейтинг по продажам иномарок, который ежемесячно публикует Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, она опередит даже лидера – Hyundai Accent (5060 тыс. машин) и идущего за ним Ford Focus (4723 тыс.).