Версия // Власть // Как бороться с недобросовестной рекламой?

Как бороться с недобросовестной рекламой?

3930

Двигатель ущерба

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Так бывает: импортный порошок отстирывает пятна вовсе не моментально, а желе быстрого приготовления должно застывать чуть ли не полдня. Закалённый суровой капиталистической экономикой американец в подобных случаях обычно подаёт в суд и получает от ответчика немалую сумму за моральный ущерб и неверные сведения, предоставленные о продукте. Наши соотечественники, сталкиваясь с такими ситуациями, просто повышают свой уровень фильтрации информации, то есть перестают воспринимать рекламные объявления и ролики как серьёзные сведения, а не способ вручить свой товар массам любыми способами.

На самом деле, если вы понесли какой-то ощутимый ущерб от обманутых рекламой ожиданий, необходимо обратиться в соответствующие органы. Это поможет не только получить моральное удовлетворение, но и не позволит компании и дальше строить свои пиар и маркетинговую политику на недобросовестных принципах.

Максим Столяров, юрист из московской коллегии адвокатов «Князев и партнёры», советует: «Если реклама даёт искажённые или неполные сведения о продукте, потребителю необходимо обратиться в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по месту жительства или же в том регионе, где проходит неправомерная рекламная кампания. Идти в суд имеет смысл, только если понесён материальный ущерб – можно потребовать его возмещения».

Если же ущерб был только моральный, суд, вероятно, станет лишь тратой времени и денег на оплату услуг юристов – пока ещё в России практика оценки морального ущерба не слишком развита. Редкими исключениями из правил в основном становятся иски о защите репутации от клеветы. Однако даже обращение гражданина в ФАС не станет письмом или звонком в бюрократическую бесконечность – в последние годы антимонопольщики тщательно изучают жалобы населения, впоследствии на их основании часто заводятся административные дела и взимаются штрафы.

Согласно закону «О рекламе» карается штрафами и изъятием промо-материалов не только сообщение заведомо ложных сведений или сокрытие информации, но и намёки на расовую, половую, возрастную дискриминацию. Правда,

В целом возмущение российских зрителей и читателей обычно вызывает такая информация, распространение которой касается лично граждан и противоречит имеющимся у них сведениям. Например, недавно житель Нижегородской области сообщил местному управлению ФАС, что недобросовестность проявила крупная девелоперская компания. Компания выпускает корпоративный журнал, в одном из номеров которого содержалась информация о том, что уже сдан и заселён один дом в местном жилом комплексе. Но на заседании комиссии ФАС выяснилось, что не только микрорайон не заселён, но и акт об исполнении договора ни с одним из покупателей не подписан. Компании пришлось заплатить штраф 40 тыс. рублей и изъять из оборота обманные рекламные модули.

Вообще больше всего россияне предоставляют в ФАС сведения о нарушении закона «О рекламе» компаниями строительного и банковского сектора. В этом месяце судом было принято решение по ещё одному обращению, связанному с жилищной тематикой. В Саратове и Саратовской области на щитах наружной рекламы активно продвигался потребкооператив, предлагая жильё в кредит. Обман потенциальных членов этого кооператива заключался в том, что в рекламе сообщалось: фирма выдаёт ипотечные кредиты, то есть помогает людям за счёт заёмных средств улучшить жилищные условия. В действительности же – ссудо-сберегательный кооператив, который принимает денежные средства от населения, но не вкладывает их в строительство жилья. Сначала после постановления ФАС и решения суда компания заплатила штраф 50 тыс. рублей и убрала изображение домика со своих билбордов.

По теме

Однако зазывающая клиентов информация осталась без изменений и продолжала вводить в заблуждение саратовцев, желающих купить квартиру в кредит. После повторных судебных разбирательств кооперативу был начислен ещё один штраф – на этот раз уже на 350 тыс. рублей. Наверняка в дальнейших планах по продвижению своего финансового продукта руководство компании теперь задумается, что же принесёт большую экономическую выгоду: моментальный, но быстро остывающий интерес адресата рекламы или же соблюдение закона и прекращение практики уплаты штрафов.

Адвокаты советуют: если вы поверили аналогичному рекламному объявлению, обратиться в суд будет вполне уместно в случае, когда в компанию была вложена существенная сумма. Например, можно чётко просчитать ущерб, нанесённый вложением средств в якобы ипотеку, а на самом деле сберегательный кооператив. Правда, в связи с кризисом ФАС дала рекомендацию своим территориальным управлениям при наложении штрафов учитывать финансовое положение компаний. То есть вряд ли стоит рассчитывать на то, что обманувшая ожидания потребителей фирма будет разорена. Отзыв лицензий на деятельность за нарушения подобного рода в нашей стране тоже не предусмотрен.

Во многих европейских странах и в США в связи с нарушением рекламного законодательства крайний случай – отзыв лицензии – возможен, когда дело касается здоровья и физического благосостояния граждан. Так, очень тщательно проверяется информация, указываемая на табачных изделиях и спиртных напитках, весьма строгий надзор осуществляется над всеми поликлиниками и медицинскими центрами, оказывающими услуги и людям, и животным. Зачастую компании предпочитают даже перестраховаться, потому что иски на десятки тысяч долларов могут возникнуть на основании совсем небольшой неточности.

Увы, в России медицинские учреждения не избалованы вниманием антимонопольщиков, хотя иногда прецеденты всё же случаются. К примеру, 17 ноября комиссия Приморского УФАС признала ненадлежащей рекламу одного из центров восточной медицины. Уже заведено административное дело, которое планируют завершить ещё до конца этого года. Телевизионные ролики убеждали зрителей Владивостока и окрестностей, что им остро необходимо посетить вышеупомянутый центр, поскольку у 80% людей есть остеохондроз, а данный центр обладает эксклюзивными и эффективными методами лечения заболевания. Согласно рекламному законодательству продвижение всяческих методов лечения не должно содержать утверждения или предположения о том, что у потребителя имеются те или иные расстройства здоровья – не говоря уже о том, что статистические сведения о 80-процентном распространении остеохондроза тоже под сомнением.

Не так обстоят дела в Европе. Недавно в Великобритании была запрещена реклама нового телефона iPhone 3G. В телевизионных роликах обладатель модной «трубки» от Apple открывал установленные программы и сайты со скоростью, намного превышающей реальные возможности аппарата. После того, как Комитет рекламных стандартов получил жалобы от 17 потребителей, было вынесено решение о приостановке демонстрации ролика.

Сейчас покупателям стоит быть особенно бдительными: грядёт предновогодняя шопинг-лихорадка, а значит, производители и продавцы постараются сбыть как можно больше товара любыми путями. Психолог Ирина Панкратова замечает: «Особенно склонны верить многообещающей рекламе люди эмоциональные и впечатлительные. Но добиваться защиты своих прав могут как раз более энергичные и уверенные в себе. Это противоречие можно устранить только одним способом: быть всегда начеку и перепроверять информацию».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2008 11:24
Комментарии 0
Наверх