Версия // Бизнес // Как Альфа-банк, Сбер, ВТБ и другие банки привирают в рекламе

Как Альфа-банк, Сбер, ВТБ и другие банки привирают в рекламе

3268

Правда и 17% неправды

Brateevsky, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0
В разделе

Антимонопольная служба имеет претензии к достоверности рекламы крупнейших кредитных учреждений страны. В частности, «на карандаше» у ведомства Альфа-банк, Сбербанк, ВТБ и другие участники рынка. ФАС через суд добивается от них покаяния и выплаты штрафов, и не без успеха.

Альфа

В прошлом году Альфа-банк разместил рекламу: «Лучшая ставка в стране в Альфа-банке. Получайте 15% годовых по альфа-вкладу. Не просто выгодно: альфа-выгодно!». Это заявление кредитного учреждения транслировалась на цифровых рекламных конструкциях в нескольких регионах страны, а также по радио.

Однако, по данным антимонопольного ведомства, на тот момент другие банки также размещали предложения с равными или более высокими ставками. ФАС прореагировал на обращения граждан, которые жаловались на рекламу АО «Альфа-банк». Реклама признана недостоверной, Альфе выписали штраф и предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

В контррекламе банк обязан указать, что ФАС России признала рекламу вклада недостоверной, ставка по нему не является лучшей в стране. Контрреклама должна транслироваться в эфире радиостанций «Русское радио» и радио «Монте-Карло» в течение семи дней подряд один раз в сутки в прайм-тайм, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске на 10 цифровых рекламных конструкциях в каждом городе в течение семи дней подряд 10 раз в сутки. Банк должен исполнить решение суда и предоставить в ФАС России отчет о размещении контррекламы.

Альфа-банк теперь не работает в Крыму. Но уместно вспомнить дела десятилетней давности, когда Крым перешел в российское правовое поле. В 2014 году Альфа-банк (его украинская ветвь) оказался одним из немногих работавших в крымской автономии банков, который быстро и честно расплатился со своими вкладчиками. У других это затянулось на много месяцев с хождением по инстанциям. Отделения Альфа-банка работали в Крыму до последней возможности, а те вкладчики, чьи депозиты заканчивались через несколько месяцев, могли доехать (поезда тогда еще ходили, хотя и проверялись пограничниками с овчарками) до любого отделения на территории материковой Украины. В одном из харьковских отделений, например, сотрудники были сочувственны и любезны, деньги выдали без проблем, поинтересовались перспективами на курортный сезон...

Проценты по банковским в России вкладам продолжают стремительно расти. И Альфа-банк, пользуясь ситуацией, может обернуть контррекламу себе в плюс – утверждением о том, что ставка по вкладу в 15% – это не лучшее предложение на рынке, таким уровнем доходности удивить кого-то сложно. Тем более что и сам уже рекламирует депозиты со ставками уже выше 20%.

Другие нарушители

Нужно отметить, что не только Альфа-банк нарушает рекламные правила. В прошлом октябре впросак попал Райффайзенбанк, когда запустил рекламу со слоганом «Кешбэк на все», однако на самом деле на услуги были ограничения. ФАС обнаружил, что подробности прописаны мелким шрифтом. Служба впервые через суд добилась от банка изготовления и показа контррекламы.

ФАС обязал банк растолковать зрителям, что кешбэк распространяется «не на всё». И в контррекламе Райффайзенбанк просто снова показал свою же рекламу кешбека, но теперь текст с условиями продукта занимал половину экрана, к тому же его зачитывал вслух диктор.

По теме

В рекламе Газпромбанка, которая транслировалась на рекламной конструкции в Москве, была указана привлекательная для потребителей информация о ставке по вкладу 22%. При этом отсутствовали сведения об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов. Такие действия, по мнению ФАС, могут ввести потребителей в заблуждение.

Только в нынешнем ноябре ФАС поймал два крупнейших российских банка на нарушении закона РФ о рекламе. Возможно, выпуская столь лихие слоганы, рекламодатель просто рассчитывает на вечный «авось проскочит». А, возможно, это низкий уровень квалификации составителей и «одобрителней» рекламы из числа банкиров.

В ФАС России поступила жалоба гражданина на рекламу автокредита Сбербанка. Там содержалось следующее утверждение: «Автокредит по-новому. 0% первый взнос. Автокредит без каско. Оформление за 2 минуты». При этом часть существенной информации об условиях автокредита отсутствовала. По мнению ведомства, такие формулировки искажают содержание рекламы и вводят потребителей в заблуждение относительно финансовой услуги. Служба выдала Сбербанку предписание о прекращении нарушения закона о рекламе. В случае неисполнения предписания организации грозит штраф в соответствии с КоАП РФ.

Федеральная антимонопольная служба признала недобросовестной рекламу и кредитной карты банка ВТБ. Неравнодушный дотошный гражданин пожаловался на рекламу кредитки ВТБ. В ВТБ не знали или забыли: закон не допускает рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В ФАС посчитали, что реклама банка содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других компаний на рынке.

Статистика

По данным ФАС России, больше половины предупреждений по устранению нарушений в сфере наружной рекламы исполнено. Но статистика впечатляет. Всего в первом полугодии 2024 года ФАС завел 1730 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Наибольшее количество нарушений служба установила при распространении рекламы по сетям электросвязи – то есть по радио и телевидению (33,64% всех выявленных нарушений), а также в рекламе финансовых услуг (14,74% нарушений). При этом недостоверная реклама и реклама, вводящая в заблуждение, суммарно составляют около 17% нарушений. По прежнему выявляется незначительное количество неэтичной рекламы (полуголые девушки в рекламе недвижимости) – около 1% всех нарушений.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.12.2024 08:00
Комментарии 0
Наверх