Версия // Общество // За 114 лет «Н.В. Гоголь» прошел 1 852 000 километров

За 114 лет «Н.В. Гоголь» прошел 1 852 000 километров

72

Самый старый пассажирский пароход России

За 114 лет «Н.В. Гоголь» прошел 1 852 000 километров
В разделе

Почти все страны мира, где есть реки, или выход к морю, имеют те, или иные корабли-музеи. В нескольких странах (их число не больше, чем пальцев на одной руке) музейные суда эксплуатируются и ходят по расписанию. В основном, такие действующие суда-ветераны работают в скандинавских странах: Финляндии, Норвегии, Швеции. Есть такой пароход и в современной России. В 2025 году ему исполнилось 114 лет. В этой статье мы расскажем о судьбе исторического колесного парохода «Н.В.Гоголь».

Исторические пассажирские пароходы в России

Сегодня в стране есть три сохранившихся пассажирских парохода. Один находится в плачевном состоянии на берегу Чёрного моря недалеко от Судака. Вообще-то это был пароход, позднее переделанный в теплоход, но для нашей статьи этот факт ничего не меняет. Речь идет о колесном пассажирском теплоходе «Князь Багратион», построенном в 1912 году по заказу известной до революции судоходной компании «Кавказ и Меркурий». Пассажирский теплоход предназначался для работы на реке Волга. Пароход (первоначально) был рассчитан на перевозку 340 пассажиров в трех классах. Скорость хода нового пассажирского судна составлял 21 км/ч. Металл для корпуса был завезен из Германии. Исторические хроники гласят, что на спуске парохода присутствовал Император Николай II. Это был один из лучших пассажирских пароходов волжского речного флота. Он принимал участие в Гражданской войне. В 1919 году «Князя Багратиона» переименовали в «Товарища Маркина». Пароход продолжал свою службу на Волге. В 50-х годах ХХ века его капитально реконструировали, заменив паровые машины дизелями. У новоявленного теплохода был долгий трудовой стаж – на волжских линиях он отработал 72 года. Списали его только в 1991 году, после чего продали частному владельцу из Крыма. Новый владелец хотел сделать из него плавучую гостиницу и ресторан, но, как говорят, что-то пошло не так. Сегодня «Князь Багратион» находится на суше, на самом берегу Чёрного моря. Он находится в относительно неплохом, но заброшенном состоянии, и есть надежда на его восстановления в каком-либо качестве.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. По берегам рек европейской части страны, а также сибирских рек, на суше и около берега находится достаточно много речных колесных пассажирских судов. Мы не будем о них рассказывать по одной причине. Последней крупной серией речных пассажирских колесных пароходов были пароходы проекта 737и 737А. Их строили в Киеве и в Венгрии по заказу Советского Союза. В Венгрии было построено 78 пароходов. Они активно эксплуатировались на реках европейской части страны и в Сибири до 70-х годов ХХ века, а по мере поступления новых пассажирских теплоходов списывались, и передавались промышленным предприятиям как турбазы и плавучие гостиницы. Поэтому сохранившиеся еще суда – это пароходы постройки 50-х – 60-х годов ХХ века.

Вторым сохранившимся пароходом является грузопассажирский пароход «Святитель Николай», установленный на берегу Енисея в Красноярске. Сегодня это пароход-музей. Он сохранился благодаря одному факту своей биографии. Дело в том, что Владимир Ильич Ленин, будучи сосланный в ссылку добирался до этой ссылки в село Новоселово на пароходе «Св. Николай» (так в советское время стали называть пароход, после его переоборудования в музей). Ехал он в каюте 2 –го класса. Этот пароход имел яркую биографию не только из-за вождя мирового пролетариата, хотя сохранился он в качестве музея благодаря нему. Построен пароход в 1886 году в Тюмени по заказу сибирского промышленника Александра Сибирякова. В своё время «Святитель Николай» был самым быстроходным пароходом на Енисее. Ходил на нем не только будущий основатель Советской России. В 1891 году из села Березовского в Красноярск на нем путешествовал цесаревич Николай – будущий последний Император Российской империи Николай II. После революции 1917 года пароход переименовали просто в «Николай» (на самом деле редкий в советской истории случай, когда не использовали какое-то идеологическое название), а в 1927 году пароход переоборудовали в несамоходную нефтяную баржу. Восстановили пароход и сделали из него музей в 1970 году, когда в СССР отмечали столетие со дня рождения Ленина. В Сибири надо было как то увековечить память о нахождении там вождя мирового пролетариата в ссылке, и восстановить старый пароход, на котором он в эту ссылку шёл, казалось лучшим нестандартным вариантом. Так благодаря юбилею Ленина было восстановлено одно из судов-памятников в стране.

По теме

Пароход «Н.В.Гоголь» оказался в самом лучшем положении. До сих пор это действующее судно, на котором регулярно перевозят пассажиров.

История восстановленного парохода

В 1910-1911 годах на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде по заказу пароходного общества «Котлас – Архангельск – Мурманск» были построены два однотипных, как тогда говорили, товаро-пассажирских парохода, названных «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко». Последний после революции был переименован в «А.И. Желябов». Стоимость постройки каждого парохода составлял 140 000 рублей. Оба парохода были оборудованы по последнему слову техники того времени – начала ХХ века.

Перегон построенных пароходов с Волги на Северную Двину был долгим и сложным. Маршрут пролегал по Волге, Шексне, Северо-Двинской системе, Кубенскому озеру, Сухоне и Северной Двине. Дело в том, что габариты построенных пароходов были больше максимально допустимых для Северо-Двинской системы. Поэтому пароходы пришлось разрезать на три части – носовую, среднюю и кормовую. Только в таком виде их удалось перевести по Северо-Двинской системе. Обратно их собрали в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге. До Первой мировой войны пароход работал на линии Вологда – Архангельск. Рейс в Архангельск занимал трое суток и девять часов, а обратный – в Вологду – четверо суток и девятнадцать часов. В одном случае пароход шёл по течению, в другом – против течения. Пароход был популярен среди пассажиров. На нем был хороший, как тогда говорили, буфет (сегодня на теплоходах это ресторан) с большим выбором блюд и большая судовая библиотека. В общем, за время путешествия, пассажирам было чем заняться. В Гражданскую войну «Н.В. Гоголь» был мобилизован, и использовался как госпитальное судно и военный транспорт.

Осенью 1919 года пароход снова разобрали (а как иначе преодолеть шлюзы?) и перевезли его в Петроград для прохождения ремонта. Спустя два года «Гоголь» вернулся на Северную Двину и продолжил работать на линии Вологда – Архангельск. Через 28 лет эксплуатации, «Н.В. Гоголь» встал на капитальный ремонт. Из-за плохого состояния на нем заменили… весь корпус. То есть на сегодняшнем пароходе «родными» остались только паровая машина, котлы, рулевая машинка и часть вспомогательных механизмов. Старый корпус несколько лет использовали как плавучую гостиницу. Этот ремонт был проведен в 1939 – 1941 годах. Всю Великую Отечественную войну пароход проработал на линии Великий Устюг – Архангельск. В 1958 – 1959 годах настало время второго капитального ремонта, во время которого пароход перевели на жидкое топливо – мазут.

В 1972 году «Н.В. Гоголь» был снят с регулярных линий и заменен новыми теплоходами. Как и многие другие пароходы в то время, его не разобрали на металл, а передали как базу отдыха промышленному предприятию. И вот здесь старому пароходу крупно повезло с предприятием. «Н.В Гоголь» передали как базу отдыха Центру судоремонта «Звездочка» в Северодвинске – центре атомного подводного судостроения страны. За 1972 – 1973 год пароход прошел переоборудование, и с мая 1973 года на «Гоголе» стали совершать прогулочные и круизные рейсы по Северной Двине для работников «Звездочки».

В 1994-1996 годах «Н.В. Гоголь» прошел очередную реконструкцию. На этот раз модернизации подвергся не корпус, или машины, а пассажирские помещения старого парохода. Каюты, насколько это было возможно, приблизили к современным требования круизного судна. При этом был сохранен внешний исторический вид парохода. После этой реновации «Н.В. Гоголь» работал на круизной линии Северодвинск (с 2019 года – Архангельск) – Сия (деревня Большая Гора под Холмогорами). Сейчас длинные круизы на «Н.В. Гоголе» не выполняются.

С начала 20-х годов XXI века пароход работает только на прогулочных и экскурсионных рейсах из Архангельска и Северодвинска. В его расписании есть речные прогулки по Северной Двине, есть рейсы, на которых играют спектакли. Летом, в период белых ночей, можно выйти в ночной рейс. Популярны речные прогулки из Северодвинска в Архангельск и, наоборот, по дельте Северной Двины. Старый пароход удивительным образом стал одним из символов древнего города Архангельск. Сегодня – это раскрученный туристический бренд. По состоянию на 2013 год, с момента постройки «Н.В. Гоголь» прошел 1 852 000 км, перевезя более одного миллиона пассажиров. Пароход носит на трубе эмблему «Звездочки» и обслуживается экипажем из Северодвинска.

Эта статья – не реклама исторического парохода, а рассказ о том, как, в общем-то, по воле Его Величества Случая, был сохранен в рабочем состоянии единственный на сегодня в России речной колесный пассажирский пароход еще дореволюционной постройки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.10.2025 17:30
Комментарии 0
Наверх