Версия // Бизнес // Почему Ялтинский морской порт оказался никому не нужен

Почему Ялтинский морской порт оказался никому не нужен

1925

Порт испортили

Водник at Russian Wikipedia, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5
В разделе

Создание собственной игорной зоны власти Крыма и Севастополя обещают с весны 2014 года. В последние недели эти разговоры оживились, подкрепились документами, и опять употребляется словосочетание «яхта и Крым».

Азарт

О создании казино в Крыму говорили, конечно, в контексте увеличения притока туристов и инвестиций: любая прибыль, которая поможет сделать полуостров менее зависимым от государственных дотаций, будет полезна. При этом все трое главных героев февраля 2014 года – Сергей Аксенов, Владимир Константинов и Алексей Чалый – люди не бедные, не чуждые бизнесу. А значит понимают, что азартные игры могут давать доходы не только небогатым региональным бюджетам, но и хозяевам казино. Тем же летом был принят соответствующий закон.

Самая популярная, освоенная с царских времен и дорогая часть Крыма – Южный берег. Поэтому и казино должны разместиться там. Назывались несколько конкретных мест, но сроки строительства несколько раз переносились. В 2015 году власти говорили об участке возле замка «Ласточкино гнездо», в 2019 году обещали открыть казино в маленьком поселке Кацивели к 2022 году. Местное население, опасаясь за моральные устои своих детей, активно возражало, собирало протестные сходы. Все эти планы и обещания имели место уже в условиях действия санкций, когда российскую индустрию азартных развлечений покинули крупные мировые компании. А, как оказалось, импортными были не только оборудование, электроника, униформа для сотрудников, но даже посуда и обычные игральные карты.

Бельбек

Севастополь хотел свою долю: от Кацивели вдвое ближе до его пригорода – аэродрома «Бельбек», чем до аэропорта «Симферополь». Пусть потенциальные игроки прилетают туда! Тем более там они будут ограждены от широких масс туристов и крымчан.

Осенью 2021 года от имени Международного аэропорта «Симферополь» объявили конкурс на реконструкцию и развитие гражданского сектора аэропорта «Бельбек». Нужно было построить перрон на четыре самолета и две посадочных площадки для вертолетов типа Ми-8, установить светосигнальное оборудование и освещение. Все это предполагалось сделать до конца 2024 года.

Но через полгода все эти намерения потеряли смысл: началась СВО, аэропорт «Симферополь» закрылся для всех, закрыты все крымские порты, любым судам запретили выходить в море. Рыбацкие артели и рыбколхозы остались без работы, старые консервные заводы без сырья. Легендарные кильку и бычки в томате Керчь больше не производит.

По теме

Бельбек – как прифронтовой аэродром – стал подвергаться ракетным обстрелам. Вот рядовая новость от 29 ноября: «ВСУ выпустили в сторону аэродрома Бельбек в Севастополе 40 БПЛА, ракеты «Нептун» и, предположительно, британские Storm Shadow...».

Не падай до выстрела

Спикер крымского парламента Владимир Константинов это прекрасно понимает, и 1 июля 2024 года предупредил: проект игорной зоны «Золотой берег» может быть реализован только после окончания СВО. Тем более странным показались изменения, внесенные 17 июля 2024 года в федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Авторами законодательной инициативы стали депутаты Госдумы от Татарстана, Новгородской области и крымчанин Юрий Нестеренко.

К слову, Нестеренко сын убитого в 2007 году – как считается в ходе производственного конфликта, депутата ВС АРК Юрия Нестеренко, работал только в отцовском АО «Мебель». Он получил мандат ГД после того как парламент РФ по собственному желанию покинул Алексей Черняк, человек крымского спикера Владимира Константинова. В 2022 году Юрий Нестеренко получил самый большой доход среди депутатов Симферопольского горсовета – более 107 млн руб.

Все в порт

Сенаторы быстро утвердили изменения, разрешающие властям Крыма перенести будущую игорную зону из поселка Кацивели на территорию морского порта Ялты. Морской порт Ялты является структурным подразделением ГУП «Крымские морские порты» и состоит из 14 участков акватории от мыса Кикиней до мыса Меганом. Пассажирский терминал в самой Ялте может принимать теплоходы длиной до 198 м и осадкой до 8,0 м. Грузопассажирский терминал может выполнять грузовые операции с судами на причале глубиной 7,0 м, оборудованном портальными кранами. На здание Клуба моряков в самом центре Ялты смотрит бронзовый Ленин, до терминала морского порта отсюда пара минут ходьбы. Все это хозяйство отдано игорной зоне, хотя ни потенциального инвестора, ни азартных нетерпеливых игроков не видно.

Рублевые акции

Глава Крыма Сергей Аксенов новости объяснить не смог: «Процесс уже идет, в настоящее время производится оформление требуемой документации». И добавил, что проектные решения по объектам в Кацивели выкупивший их собственник обещает дать к сентябрю. Ясно только, что решение о ликвидации порта, заложенного в 1833 при гоафе Воронцове, принималось не в Крыму.

Военная угроза сохраняется, тем не менее процесс пошел. 6 декабря вышло распоряжение Совета министров Крыма №2325-р, которым все имущество Ялтинского морпорта вместе с портопунктами и кассовыми павильонами в Курпатах, Никите, Гурзуфе, Кореизе, Партените, Коктебеле передано в акционерное общество «Ялтинский морской порт». Сделано это «в целях обеспечения эффективного и рационального использования имущества, находящегося в собственности Республики Крым, для развития и функционирования инфраструктуры яхтенного туризма». Акционерный капитал будет разделен на 1 млрд 644 млн 546 тыс 260 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль. Все 100% акций пока будут находится в управлении госпредприятия «Крымские морские порты».

Оплатит расходы, связанные с осуществлением мероприятий по учреждению АО «Ялтинский морской порт» и регистрации акций само ГУП РК «Крымские морские порты». Распоряжение подписано председателем Совета министров Крыма Юрием Гоцанюком, он же обеспечит контроль за его выполнением.

Реестр

Как положено, прилагается перечень имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал нового АО. Там все: здания, дороги, незавершенка, бетонные площадки и площадь, прилегающая к морвокзалу (3500 м2), автомобили, уличные светильники, морские навигационные карты... В уставный капитал АО передаются не только старые-престарые теплоходы, но и заключения об утверждении дополнительной оценки их уязвимости. Например, «К. Паустовский» – теплоход 1977 года постройки носил знак «Экипаж коммунистического труда». Передаются «благоустройство и озеленение» стоимостью 3 млн 41 тыс руб, и два индикатора алкоголя «Алкотестер 01 0», по 363 руб.

Главный российский курорт Сочи за десять лет уже доказал всем, что конкуренты в Крыму ему не нужны. И хозяева тамошних точек притяжения не позволят Крыму организовать ни казино, ни лыжный курорт. А ведь в Ялту когда-то заходили круизные лайнеры европейских компаний.

Теперь их вычеркнули навсегда. Сюда не смогли запустить даже обещанный круизный маршрут из Сочи в Севастополь на лайнере «Князь Владимир».

История уничтожения порта, заложенного в 1833 году графом Воронцовым, странная, тем более в данный исторический момент. Но море на месте, акватория никуда не делась, рыбаки с удочками на набережной сидят... Что-то будет...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.12.2024 16:00
Комментарии 0
Наверх