// // Качество мобильной связи будет ухудшаться

Качество мобильной связи будет ухудшаться

1120

Не ждите ответа

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

За последние несколько месяцев большинство владельцев сотовых телефонов всё чаще отмечают ухудшение качества связи. Сегодня уже никто не удивится ни с того ни с сего выскакивающим в телефоне сообщениям о невозможности найти сеть. Или вдруг пришедшим SMS, информирующим, что «этот абонент звонил вам пять раз», хотя телефон был включён и никаких звонков не поступало. Ещё летом текущего года операторы «большой тройки» заявляли о том, что проблемы временные, связанные с заменой оборудования, и ситуация разрешится буквально в течение нескольких недель. Однако на поверку оказывается, что проблемы с качеством связи не только не решены, но, похоже, даже усугубились.

Официально следить за качеством предоставляемых сотовыми операторами услуг призваны два профильных ведомства – Минкомсвязь и Роскомнадзор. Более того, все параметры работы сотового оператора в подробностях прописаны в том числе в лицензии на операторскую деятельность. Согласно ныне действующему законодательству допустимое количество неудачных или прерванных соединений не должно превышать 5%. Правда, самих абонентов наличие данных норм едва ли утешит: недавняя проверка трёх крупнейших отечественных операторов («Вымпелкома», МТС и «Мегафона»), проведённая Роскомнадзором, никаких нарушений не выявила.

Операторы заявляют, что их внутренние нормы по качеству связи оказываются даже выше, чем того требует российское законодательство. «Качество связи МТС по многим параметрам лучше, чем установленные нормы, например, по числу разрывов. Их допустимый объём составляет до 5%, тогда как у МТС он не превышает 1,2%», – рассказали «Нашей Версии» в пресс-службе оператора. На вопрос о том, каким образом абонент может проверить реальное положение вещей, представители сотовых компаний предпочитают не отвечать. Очевидно, предполагается, что претензии к качеству соединений со стороны абонентов – дело достаточно субъективное, да и доказать вину сотового оператора практически невозможно.

«На самом деле сейчас качество мобильной связи намного лучше, чем оно было ещё лет 15 назад. Мы просто уже забыли, когда мобильные телефоны не принимали сигнал ни на одной станции метро, в каких-нибудь подвалах и т.п.», – отмечает ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Вместе с тем наличие отдельных проблем сегодня признают и аналитики, и даже сотовые операторы.

Одна из причин сбоев связана с переходом на сеть 3G и необходимой заменой оборудования. Кроме того, например, в Москве сегодня ещё далеко не вся зона покрытия находится в сети 3G, и постоянные переходы с 3G-формата на 2G и обратно могут являться причиной разрыва соединений. «В связи с тем, что в Москве активно развивается сеть 3G, на отдельных участках могут отмечаться некоторые колебания устойчивости сигнала из-за адаптации к разным стандартам, но это единичные частные случаи», – поясняют в пресс-службе МТС.

Действительно, смена формата сети едва ли может считаться достаточным объяснением постоянных разрывов соединений или невозможности куда-либо дозвониться в принципе. По мнению аналитиков рынка, свою лепту в понижение качества связи внесли производители сотовых телефонов, которые сегодня, предлагая потребителям всё более и более сложные аппараты с максимальным набором функций, зачастую забывают о главном предназначении телефона – голосовой связи. «Многие производители сегодня не уделяют достаточно внимания радиочасти, а рассчитывают на то, что аппарат будет работать в хорошей сети. Поэтому, когда такой телефон сталкивается со сложной ситуацией, он просто отключается, чтобы перезагрузиться», – поясняет Эльдар Муртазин.

По теме

А с «идеальной» сетью в той же Москве, очевидно, вышла большая накладка. «Москва – это же, по сути, бетонный мешок. Не стоит забывать ещё и о том, что разные операторы, как правило, размещают свои антенны в одних и тех же местах, что также вызывает проблемы», – поясняет Эльдар Муртазин.

Зачастую в проблемах со связью повинны и сами пользователи. Последнее время крупные компании предпочитают устанавливать в своих офисах так называемые усилители сигналов сотовой сети – по сути, дополнительные антенны. С одной стороны, это приводит к тому, что приём в здании, где подобный агрегат установлен, действительно приходит в норму, поскольку он в разы усиливает сигнал базовой станции. С другой – прилегающая к зданию территория автоматически становится зоной неуверенного приёма. «Действие подобных усилителей можно сравнить с тем, как если бы вы, проживая в многоэтажном доме, поставили себе насос, чтобы усилить напор воды из крана. У вас в квартире вода, безусловно, будет, а вот у ваших соседей возникнут серьёзные проблемы», – рассказывает Муртазин.

Ситуация осложняется ещё и тем, что, несмотря на то что установка подобных усилителей считается незаконной (данные аппараты даже не сертифицированы в России), обнаружить и изъять их оказывается достаточно сложно. Усилитель представляет собой небольшого размера коробочку, которая может быть спрятана где угодно.

Примечательно, что подобные усилители сигнала сегодня пользуются всё большей популярностью. Так, по подсчётам участников рынка, в одной только Москве каждый месяц продаётся как минимум две-три сотни подобных аппаратов. «Это означает, что, например, в этом месяце как минимум 200 зданий в городе получили проблемы со связью, которые при этом не зависят от конкретного оператора», – говорит Муртазин.

Ещё одной проблемой для сотовых операторов стал, как ни странно, технический прогресс. Десять лет назад, когда сотовые телефоны фактически выполняли только одну функцию голосовой связи, сети практически не были загружены, а сегодня большинство мобильных сервисов (как, например, Интернет) оказались для них непосильной нагрузкой. Кроме того, подавляющее большинство смартфонов постоянно совершают так называемые служебные обращения к сети, то есть нагрузка на сеть есть, даже если человек не пользуется своим аппаратом в конкретный момент.

В результате сетям необходимы огромные мощности для того, чтобы «расчистить» ресурсы для голосовой связи. Однако на практике оказывается, что сотовые операторы не успевают вовремя наращивать мощности. «Сегодня сети растут медленнее, чем абоненты. Например, в феврале этого года связь была немного лучше, потому что операторы установили новые базовые станции. Но уже к июню новые мощности выбрали, и всё вернулось на круги своя», – рассказывает Эльдар Муртазин.

Следовательно, рассчитывать, что, например, Роскомнадзор будет выискивать незаконно устанавливаемые усилители сигнала, похоже, не приходится. Всем также понятно, что никто – ни производители сотовых телефонов, ни сами потребители – не откажется от всё более и более сложных аппаратов, которые поступают на рынок. А значит, мощностей операторских станций по-прежнему хватать не будет.

Не приходится ожидать и гневных выступлений потребителей, за которыми последовали бы серьёзные санкции для сотовых компаний. Впрочем, даже если удастся доказать (что само по себе представляется весьма сомнительным), что оператор не укладывается в установленные законодательством параметры по 5-процентному количеству неудачных соединений, компания будет привлечена лишь к административной ответственности. Подобный «проступок» согласно ныне действующим нормам наказывается штрафом в размере от 10 до 20 тыс. рублей.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2010 11:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх