// // К виртуальной реальности хотят применить реальное законодательство

К виртуальной реальности хотят применить реальное законодательство

369

Небо в сеточку

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В апреле Госдуме будет представлен рамочный законопроект, регулирующий правовые взаимоотношения в Интернете. Сегодня фактически вся предпринимательская деятельность, работа по созданию и функционированию всевозможных интернет-ресурсов ведётся вне правового поля, что крайне затрудняет какое бы то ни было регулирование этой сферы деятельности. Между тем до сих пор не понятно, что даст новый документ, даже будь он принят, и «Наша Версия» привела лишь три наиболее вероятных сценария развития событий.

Именно от того, каким будет новый закон, зависит будущее Рунета: приток инвестиций, развитие онлайновой торговли, создание информационных ресурсов и т.п. Между тем, осознавая необходимость правового регулирования деятельности в Сети, аналитики рынка опасаются, что законодательное регулирование может стать дополнительным рычагом, позволяющим закрывать «неугодные» сайты, попросту говоря, элементом цензуры.

Пока что разработчики документа уверяют, что ни о какой цензуре или ограничении свободы слова речи вообще не идёт. Предполагается, что в законе будут определены термины «глобальная компьютерная сеть Интернет», «информационная сеть», «электронная экономическая, электронная коммерческая деятельность». Кроме того и законом предполагается урегулировать отношения собственника и пользователя интернет-ресурса. Так, согласно нынешней редакции законопроекта подсудность правонарушения в Интернете будет определяться по физическому нахождению потерпевшего, а не правонарушителя. Это обстоятельство во многом облегчит возможные судебные разбирательства, связанные с собственниками тех ресурсов, которые зарегистрированы не на территории России. Кроме того, в законе предполагается наличие отсылочных норм на Уголовный и Налоговый кодексы – в случае, если будут нарушаться соответствующие права пользователей. Например, права потребителей при покупках в интернет-магазинах. Правда, пока не уточняется, о каких конкретно статьях КоАП, Уголовного или Налогового кодекса идёт речь.

«Возможно, нам придётся создать отдельный пункт закона, устанавливающий ответственность за преступления в интернет-пространстве. А может быть, и брать какие-то уже действующие нормы», – размышляет глава межфракционной группы Госдумы Ольга Носкова.

Не намерены авторы законопроекта и полностью дистанцироваться от политики. По мнению разработчиков, особую актуальность новый документ может иметь в период избирательных кампаний, поскольку сегодня на большинстве политических ресурсов пропаганда нередко ведётся не только в «день тишины», но и в день голосования. Не останется в стороне и вопрос об экстремистских публикациях в сети. Так, ещё в феврале прошлого года сенатор Владимир Слуцкер предлагал инициировать поправки в закон «О противодействии экстремистской деятельности», касающиеся усиления контроля за публикациями в Интернете. Поправками, в частности, предполагалось упрощение процедуры закрытия сайтов, признанных судом экстремистскими. Примечательно, что с аналогичными поправками уже в апреле минувшего года выступала также и Генеральная прокуратура. Однако в декабре все эти предложения были отправлены на доработку. Не исключено, что теперь, когда внимание парламентариев будет сконцентрировано на новом законе, регулирующем работу в Интернете, предложения Генпрокуратуры и Владимира Слуцкера вновь будут актуальны.

Стоит отметить, что единственной сколько-нибудь удачной попыткой российских законодателей урегулировать правовые отношения в Интернете до сих пор были лишь поправки в четвёртую часть Гражданского кодекса (ГК). Однако все эти нормы касаются лишь защиты авторского права.

По теме

«Благодаря ГК удалось зарубить многие пиратские сайты, хотя правоприменительная практика до сих пор до конца не проработана, – отмечает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. – Но это одна из первых попыток регулировать Интернет, которая, на мой взгляд, дала скорее положительные результаты».

Стоит отметить, что разговоры, пусть даже о частичной победе над пиратами, касаются прежде всего тех сайтов, где музыку или фильмы можно было скачивать за небольшую плату. Что же касается бесплатных пиратских ресурсов, то с ними, по мнению аналитиков, бороться в сегодняшних российских условиях практически нереально.

«Закон, регулирующий деятельность в Интернете, сегодня просто необходим: многие инвесторы сегодня опасаются вкладывать деньги в онлайновый бизнес именно из-за отсутствия законодательства», – поясняет Владислав Кочетков.

Полезным новое законодательство может оказаться и для онлайновых СМИ. Сегодня интернет-издание может считаться СМИ, только если получит соответствующую лицензию, и тогда его деятельность регулируется законом «О СМИ». В иных же случаях вопрос правового регулирования остаётся открытым. «Всегда есть возможность возникновения претензий со стороны регуляторов. В условиях правового вакуума электронному ресурсу можно «пришить» всё, что угодно. И у участников рынка нет даже возможности доказать, что они действуют в правовом поле», – отмечает Кочетков.

Примечательно, что возможность использования нового законодательства в качестве рычага для цензуры пугает скорее политиков и самих журналистов, нежели участников бизнес-сообщества. «В стране необходима среда, в которой люди могут высказать своё мнение, своё отношение и даже свои предположения о работе государственных и общественных институтов. А общественные и политические деятели не должны на это обижаться, так как они по определению являются общественными фигурами. Что касается Интернета как информационной среды, то он должен оставаться свободным от государственного влияния и контроля, тем более что в стране необходимо иметь полностью свободный источник получения информации», – считает сопредседатель «Правого дела» Борис Титов.

Не стоит забывать, однако, о том, что для закрытия «неугодных» политических ресурсов в Интернете законодательное регулирование отнюдь не является предметом первой необходимости.

«Цензуру можно использовать и без законов: никто не мешает организовать хакерскую атаку на неугодный ресурс, что нередко и делается», – отмечает Владислав Кочетков. Между тем, по его словам, если закон всё-таки будет принят, то некие элементы самоконтроля владельцам электронных ресурсов придётся вводить.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Появятся чёткие и понятные правила работы в Интернете

Сегодня за законодательное регулирование работы в Интернете выступают и чиновники, и участники рынка, и потенциальные инвесторы. Таким образом, работа над законопроектом происходит в рамках пересечения интересов. Кроме того, по информации «Нашей Версии», к разработке документа подключились и такие крупные участники рынка, как, например, компания Google. Примечательно, что в самом Google нашему корреспонденту, хотя и отказались подробно комментировать эту информацию, заявили, что данную законодательную инициативу поддерживают.

Вероятность 20%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Законопроект будет принят, но не будет работать

Политическая составляющая данного законопроекта может выйти на первый план, и проблема окажется неразрешимой. Примечательно, что сегодня в России уголовные расследования, связанные с экстремистскими публикациями (не только в Интернете, но и в печатных СМИ), так или иначе оказываются в юридическом вакууме. Один из примеров – закрытие сайта «Ингушетия.Ру». Хотя судебные власти Назрани и Москвы признали ресурс экстремистским, вердикты не имели прямых отсылов на действующее законодательство. Не исключено, что итоговый вариант законопроекта окажется неким компромиссом между несколькими противоборствующими политическими группами и чётко прописанных норм в документе так и не появится. Примечательно, что сегодня в профильном ведомстве – Министерстве связи и массовых коммуникаций – воздерживаются от комментариев по данному вопросу, хотя и не скрывают того, что в министерстве уже создано несколько рабочих групп для выработки оптимальных решений.

Другая проблема – открывающаяся возможность предъявления претензий владельцам ресурсов, зарегистрированных в другой стране. Не исключено, что данное обстоятельство может стать причиной для международных скандалов и конфликтов. А значит, эта норма будет либо неработающей, либо авторы законопроекта предпочтут и вовсе от неё отказаться.

Вероятность 50%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Документ постигнет судьба предшественников, и закон не примут

Регулировать отношения в Интернете российские законодатели пытаются уже не первый год. Однако дальше разговоров и громких выступлений в парламенте дело ещё ни разу не зашло. Четвёртая часть Гражданского кодекса, которую сегодня называют единственной удачей российских законодателей, появилась отчасти благодаря давлению на Россию со стороны мирового сообщества. Напомним, что законодательное урегулирование вопроса защиты авторского права не так давно являлось одним из условий присоединения России к ВТО. Сегодня никаких внешних побудителей к принятию закона о деятельности в Интернете не существует. Кроме того, правовой вакуум – прекрасная возможность для чиновников в случае необходимости предъявлять претензии владельцам неугодных ресурсов. Причём в этом случае отсутствие законодательства всякий раз позволяет создать видимость серьёзного разбирательства: с одной стороны, можно предъявить любые претензии – от налоговых до обвинения в незаконном предпринимательстве, а с другой – у участников рынка нет никаких шансов доказать, что они ведут свою деятельность в правовом поле.

Вероятность 30%

Опубликовано:
Отредактировано: 24.03.2009 16:03
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх