Версия // Власть // Частные инвестиции защитит государство

Частные инвестиции защитит государство

1932

Спасфонд

Застраховаться от биржевых колебаний невозможно, но защита от недобросовестных брокеров вполне реальна lori.ru
В разделе

Как защитить частного инвестора от недобросовестного брокера и одновременно повысить интерес людей к инвестированию свободных средств на российском финансовом рынке, придумала отечественная Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Уже сегодня разрабатывается законопроект «О компенсации гражданам на финансовых рынках». Впрочем, выстрел ФСФР на сегодняшний день может оказаться холостым: не только потому, что финансовый рынок в глубоком кризисе, но и потому, что у граждан попросту нет свободных средств.

Идея создания компенсационного фонда в России – не новаторство, а попытка ликвидировать дремучее отставание от других стран.

«Подобные системы работают уже абсолютно во всех странах с развитыми рынками и в большинстве стран с развивающимися», – рассказал «Нашей Версии» директор Фонда «Центр развития фондового рынка» Юрий Данилов. Хотя в этом есть и свой позитив: у ФСФР есть шанс учиться на чужих ошибках.

Смысл законопроекта в том, чтобы обязать инвестфонды, управляющие компании, специализированные депозитарии и их клиентов страховать свои риски. Если впоследствии компания разоряется или нарушает законодательство и по каким-то причинам не может возместить людям их убытки, частные инвесторы через компенсационный фонд смогут вернуть вложенные деньги.

Надо отметить, что точного механизма работы подобного фонда ещё нет. «В некоторых странах существуют единые государственные фонды, в других – целая иерархия подобных заведений, в третьих такие компании предпочитают создавать ассоциации брокеров, чтобы заинтересовать инвесторов», – перечислил Данилов.

Брокеры сбрасываются на содержание этого фонда или же в обязательном порядке вносят в него средства как долю капитала, то есть в зависимости от собственных объёмов. По словам Данилова, оптимальной схемы не существует – на сегодняшний день все они достаточно хорошо работают, поэтому в России, возможно, будет смешанная схема, когда фонд будет государственно-частным.

Впрочем, у ФСФР уже есть свой проект концепции: в соответствии с ним компенсационные фонды будут формироваться за счёт взносов организаций, штрафов, взыскиваемых с членов саморегулируемой организации, а также есть возможность предоставления на возвратной основе бюджетных средств, но лишь в случае дефицита средств самих компенсационных фондов. Кстати, в ФСФР предусматривают возможность размещения средств компенсационных фондов или передачи их в управление компаниям по аналогии с деньгами Агентства по страхованию вкладов.

По сути, документ о создании компенсационного фонда должен был быть принят тогда же, когда появился закон о страховании банковских вкладов. Это не отрицают даже в ФСФР.

«Необходимость применения таких механизмов в небанковских секторах финансового рынка возросла в результате создания системы страхования банковских вкладов. В этих условиях введение системы компенсации гражданам в небанковских секторах обеспечит равные конкурентные возможности для фининститутов различных типов», – говорится в концепции законопроекта ФСФР.

Другими словами, страхуя вклады населения в банках, но не гарантируя компенсации при вложениях в инвестиционные компании, государство тем самым давало явное преимущество первым перед вторыми.

Теперь же – то есть по сути, хотя бы на будущее избавиться от одной из первопричин сегодняшнего банковского кризиса.

«На рынке наблюдался серьёзный кризис доверия между компаниями, они отказались друг друга спонсировать, начали требовать возврата кредитов друг у друга, это подорвало финансовую стабильность и устойчивость. После появления такого закона компании, для того чтобы быть зачисленными в систему компенсационного фонда, должны будут лучше следить за своей финансовой отчётностью, станут более прозрачными», – поясняет Данилов. Для частного инвестора это тоже плюс. Теперь можно будет не волноваться о том, что компания разорится или попытается обмануть вкладчиков. Единственное, за что станет болеть голова, – это падения на фондовом рынке.

По теме

Что-то подобное, но для пайщиков пифов ФСФР пытается создать вот уже третий год. В апреле прошлого года начальник управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР Александр Бескровный заявил, что законопроект о системе компенсаций нерыночных рисков пайщикам паевых инвестиционных фондов уже разработан, и его планируется принять до конца 2008 года. Принцип работы системы планировался такой же, как у уже работающей в России сегодня модели страхования банковских вкладов. То есть за счёт отчислений в специальный фонд выплат от компаний, работающих на фондовом рынке с деньгами граждан, нужно было сформировать компенсационный фонд. Отвечать за него могло как Агентство по страхованию вкладов, так и другая саморегулируемая организация. Конечно, этот фонд не защищал бы пайщика от обвалов на рынке. Его единственная цель – застраховать пайщиков от недобросовестных компаний.

В теории идея хороша: на середину прошлого года количество частных клиентов инвестиционных компаний было очень невелико: по подсчётам фонда «Центр развития фондового рынка», их было порядка 700–800 тыс. человек. Подобная защита от нерыночных рисков – например, от разорения компании из-за проигрыша на бирже – могла бы расширить круг клиентов паевых фондов. Плюсов было бы много даже с точки зрения экономики: ведь если бы люди вкладывали деньги в подобные долгосрочные проекты, это оттягивало бы часть средств из экономики, соответственно снижалась бы инфляция.

При наступлении страхового случая Агентство должно было бы компенсировать пайщику убытки, выкупая у него права требования к управляющей компании. Затем Агентство или страховая организация должны были бы действовать по принципу сегодняшнего Агентства по страхованию вкладов, имея право на аннулирование лицензии управляющей компании и распродажу её имущества. Впрочем, хорошая идея до сих пор осталась нереализованной: вопреки многочисленным обещаниям до конца прошлого года закон так и не был принят.

Надо признать, что принятие подобного закона вряд ли серьёзно повлияет на намерения россиян вкладывать средства в российский рынок акций или умножать свои сбережения с помощью инвестиционных компаний. С одной стороны, ситуация не та: на дворе кризис, акции продолжают падать в цене, и не ясно, когда это падение достигнет дна. С другой стороны, количество свободных средств у населения за последние месяцы резко сократилось. Не удивительно: за время кризиса количество уволенных сотрудников только в столице превысило 2 млн. человек. То есть доходы у людей серьёзно сократились. При этом в ситуации, когда рубль начал девальвироваться, а доллар расти, пытаться сберечь что-то на чёрный день люди просто не решались. Впрочем, это не означает, что траты стали бездумными, как в США, когда люди просто набирали кредиты в условиях дешевеющей валюты. Получить потребительские кредиты стало практически невозможно, поэтому необходимые товары длительного пользования людям пришлось приобрести за наличные. Остальные же траты серьёзно сократились: по данным КОМКОН, 75% опрошенных стали покупать меньше пищевых продуктов. Причём больше других пострадали мясные и рыбные деликатесы. Потребление водки тоже сократилось: пить стали меньше 40% опрошенных.

Вот и получается, что для того, чтобы частный инвестор сегодня пошёл на фондовый рынок, не хватает не законов, а свободных средств у населения. «Кроме этого надо повышать финансовую грамотность людей, создать институт индивидуальных сбережений, ввести нулевую ставку подоходного налога для доходов с инвестиций в фондовый рынок, а также создать специальные продукты, удовлетворяющие инвестиционным предпочтениям населения», – убеждён Юрий Данилов. Впрочем, может быть, кризис – не худшее время, чтобы всем этим заняться: тогда к моменту выхода из финансовых затруднений будут готовы и рынок, и инвестор.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.03.2009 13:40
Комментарии 0
Наверх