// // Истинные доходы чиновников в 10–15 раз превышают официальные

Истинные доходы чиновников в 10–15 раз превышают официальные

995

Мундир в зарплатах

Красивая жизнь за наличные пока относительно законна
lori.ru
Красивая жизнь за наличные пока относительно законна lori.ru
В разделе

Росстат опубликовал данные о зарплатах российских чиновников за первое полугодие. Жалованье, прямо скажем, у них немаленькое – в целом по стране госслужащие получают примерно в 3–4 раза больше, чем среднестатистический работающий россиянин. При этом самая высокая среднемесячная зарплата у чиновников Рособоронпоставки – порядка 88,6 тыс. рублей. Занятно, что только у сотрудников этого ведомства зарплата резко упала по сравнению с прошлым годом – тогда она составляла порядка 135 тыс. рублей. Самый низкий уровень среднемесячной зарплаты зафиксирован в Росохранкультуре – порядка 21 тыс. рублей. Оклады сотрудников администрации президента России лежат в пределах 88,3 тыс. рублей, работники аппарата правительства получают чуть меньше – 84,6 тысячи. Тем не менее есть все основания предполагать, что реальные доходы российских чиновников во много раз выше их официальных окладов.

Ещё любопытнее сводки дорожно-транспортных происшествий. Если поднять протоколы о ДТП, в которые попадают чиновники, то в них можно найти названия самых престижных марок автомобилей. Есть стойкое ощущение, что некоторые аппаратчики зарабатывают меньше, чем получают, а тратят больше, чем зарабатывают.

В целом, конечно, не густо: примерно столько же зарабатывает среднестатистический работающий москвич. Однако, если копнуть глубже, оказывается, что реальные доходы значительной части чиновников в 10–15 раз превышают официальные. Тому есть косвенное, но очень серьёзное подтверждение: именно такие оклады они готовы рассматривать при переходе с госслужбы в частный сектор. Разумеется, такая калькуляция у соискателей возникает не на пустом месте – это более чем реальное отражение их реальных заработков в госсекторе.

Менее года назад депутат-«единоросс» Анатолий Иванов внёс на рассмотрение депутатов Госдумы законопроект о контроле расходов чиновников. Кодекс об административных правонарушениях предполагалось дополнить статьёй «Незаконное обогащение должностного лица».

Статья гласила, что умышленное незаконное обогащение чиновника, превышающее его законные доходы, которое он не сможет разумным образом обосновать, влечёт дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет «с конфискацией той части активов, в отношении которой не было предоставлено разумного обоснования». Если же расходы госслужащего превышали бы доходы на 20%, административное наказание менялось бы на уголовное.

«Главная цель нововведения – выявить случаи превышения расходов над доходами, пояснял коллегам Анатолий Иванов. – После того как чиновников обязали раскрывать свои доходы и имущество, некоторые декларации показали, что при весьма скромных чиновничьих зарплатах они позволяют себе непомерные траты». Контроль над чиновниками всех уровней – федеральных, региональных и муниципальных, по мнению автора законопроекта, возлагался бы на прокуратуру. Надо ли говорить, что законопроект попросту заболтали.

Вернулись к идее сопоставить чиновничьи расходы с доходами в марте этого года. На брянской конференции «Единой России» председатель правительства Владимир Путин вдруг вспомнил об инициативе депутата-«единоросса» Иванова и горячо её поддержал. «Предлагаю заново рассмотреть идею о декларировании депутатами и чиновниками не только доходов, но и расходов, – заявил Путин. – Мне бы хотелось, чтобы депутаты в Госдуме сформулировали предложения по поводу того, как эту идею можно сформулировать в действующем законодательстве и подзаконных актах». По мнению Путина, это позволило бы оздоровить государственный аппарат и создать дополнительные препятствия для коррупции и легализации доходов, полученных преступным путём. Что же заставило главу правительства вспомнить о предложениях депутата Иванова, которые утонули в критике его же однопартийцев?

Причина высочайшей поддержки – международные обязательства России. В 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции, и наша страна подписала её одной из первых, а ратифицировала в 2006-м, третьей из стран «большой восьмёрки». Но с оговоркой: ратифицирован весь документ, кроме одной, 20-й статьи. Эта статья предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием незаконное обогащение государственных служащих, «когда оно совершается умышленно, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

По теме

В мае депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов вынес на рассмотрение правительства законопроект, который позволил бы ратифицировать «зависшую» 20-ю статью. Смысл законопроекта заключался в том, что в российское законодательство, и в частности в Уголовный кодекс, вводился новый состав преступления – «незаконное обогащение чиновников». Член экспертного совета антикоррупционной комиссии Госдумы Дмитрий Горовцов, оценивая законопроект Обухова, пояснял: «Новая норма не распространяется ни на бизнесменов, ни на обычных граждан. Речь идёт о госслужащих. Во всём мире это так сложилось – люди, поступающие на госслужбу, осознанно берут на себя ряд ограничений». Но в итоге и этот законопроект зарубили. «В правительстве все за ратификацию, – поясняет ситуацию автор, Сергей Обухов. – Путин говорит: «Давайте декларировать расходы». Однако вводить понятие незаконного обогащения пока не спешат». Но почему?

Причина кроется в том, что руководство страны опасается давления извне. На это, в частности, намекнул зампред думского Комитета по безопасности Геннадий Гудков. Опасения, надо сказать, небезосновательны. Если 20-я статья будет ратифицирована, европейские чиновники получат колоссальный инструмент давления на российских госслужащих. Ни для кого не секрет, что у многих из них имеются счета в западных банках, недвижимость за рубежом и другие активы – их легко можно будет лишиться, если обладателя заподозрят в том, что всё это куплено на нетрудовые доходы. Таким образом, угроза лишения имущества может стать эффективным инструментом влияния на российское чиновничество. По этой причине решено подойти к ратификации 20-й статьи поступательно, в несколько этапов. Первый этап – декларирование не только доходов, но и расходов. Второй – введение в УК статьи «незаконное обогащение чиновников». Появиться такая статья может уже в следующем году.

Между тем доходы российских чиновников интересуют наших граждан в значительно меньшей степени, нежели евродепутатов. Это подтвердили исследования, недавно проведённые Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Оказалось, что лишь 13% опрошенных интересуют декларации о доходах госслужащих, а более половины респондентов признались, что ничего не знали о порядке, обязывающем чиновников сообщать о собственных доходах и доходах своей семьи.

В «Левада-Центре» считают, что невысокий общественный интерес объяснить легко: люди привыкли к тому, что облечённые властью извлекают материальную выгоду из своего положения. По всей видимости, привыкли к такому раскладу и политики. К примеру, зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков признал: ему известны случаи, когда чиновники тратят больше, чем зарабатывают, но о них он предпочитает промолчать: «Если приведу примеры, то получу судебные иски от очень влиятельных людей. Пока мне такая слава не нужна».

В этом году чиновников заставили декларировать не только свои собственные доходы, но и доходы членов их семей. Но Гудков считает, что эта инициатива бесполезна и чиновники продолжат тратить больше заработанного: «Я знаю о чудовищном несоответствии задекларированного и фактически имеющегося, – поясняет зампред Комитета по безопасности. – Доходы декларируются формально, без всякой расшифровки. Можно быть обладателем 20 предприятий, которые стоят столько же, сколько бумага, на которой о них написали. А можно иметь одну маленькую конторку, владеть в ней тремя акциями, но это будет стоить сотни миллионов долларов. Поэтому всё это декларирование – от лукавого».

Ещё более резко отозвался о декларировании доходов председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Для того чтобы понять объективно расходы чиновников и их доходы, достаточно посмотреть на Рублёво-Успенское шоссе и ряд тёплых побережий зарубежных стран. Ратифицировать 20-ю статью мы отказываемся по политическим причинам, но спросить у чиновника, на что он построил виллу, государство вполне могло бы – ведь именно оно наняло этого чиновника».

Опубликовано:
Отредактировано: 07.09.2011 11:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх