Версия // Культура // Идеология в кино не окупается

Идеология в кино не окупается

2623

Недешёвый патриотизм

«Брестская крепость» – фильм эффектный, но не самый популярный
В разделе

На днях на экраны кинотеатров страны вышел новый российско-белорусский фильм «Брестская крепость». Это первый проект со времён Советского Союза, который полностью профинансировало государство. В ближайшем будущем нас ждёт ещё больше героико-патриотического кино, так как на него готовы выделять деньги из бюджета. Вот только перспективы воспитания молодёжи с помощью таких фильмов, пусть даже весьма качественных, сомнительны. Если судить по кассовым сборам, зрители предпочитают совсем другую кинопродукцию.

В советские годы большинство фильмов, выходящих в прокат, можно было назвать патриотическими. В 1990-е годы такие картины практически исчезли. В последнее время государство пытается возродить былые традиции и воспитать в молодёжи чувство любви к своей Родине. А когда власти дали понять, что будут выделять деньги на «социально значимое кино», появилось и немало желающих снимать такие ленты.

«Потребность в патриотической теме в обществе была и будет всегда, – уверен продюсер Сергей Сельянов. – Героев патриотических советских фильмов можно назвать народными героями – вся страна знает Чапаева, Сухова, Штирлица... И фильмы такие появлялись постоянно. Но грянула перестройка, и лет 10 кино занималось тем, что разбиралось само с собой. Идея государственного заказа казалась устаревшей. Сегодня государство предпринимает усилия по восстановлению этой традиции. Но не стоит забывать, что задача очень сложная. Да, государство должно быть заинтересовано в появлении картин на важную для него тему. Оно обязано этим заниматься. Но нужно отдавать себе отчёт, что шедевр нельзя сделать ни по заказу, ни даже по собственному желанию: вот я решил – и снял. Чтобы весь мир смотрел, и «Оскар» в кармане. Так не бывает».

В списке, в частности, картина «5» (проект «Осетия») о Южной Осетии режиссёра Джаника Файзиева, «Тихая застава» Сергея Маховикова – о пограничниках между Таджикистаном и Афганистаном, «Святитель Алексий» Андрея Прошкина, «Дикое счастье» Андрея Мармонтова с Сергеем Безруковым, Михаилом Пореченковым и Фёдором Бондарчуком в главных ролях, «Гагарин. Первый в космосе» Алексея Учителя и т. д.

Есть вроде бы и средства, и известные актёры и режиссёры, вот только удастся ли привлечь в залы зрителей? Проблема в том, что до сих пор патриотическое кино в прокате, как правило, не окупалось. Вспомним хотя бы историческую эпопею «Александр. Невская битва» с бюджетом 8 млн долларов и кассовыми сборами чуть меньше 3 млн, фильм Владимира Хотиненко «1612» с бюджетом 12 млн долларов и кассовыми сборами 5,7 млн или михалковский «Утомлённые солнцем 2: Предстояние», бюджет которого составил кругленькую сумму в 40 млн долларов, а сборы – лишь 7,4 млн долларов. Правда, есть и одно счастливое исключение – «9 рота» Фёдора Бондарчука (сборы 25, 5 млн долларов при бюджете 9,5 млн).

«Недостаточно просто назвать патриотические сюжеты и надеяться, что народ на них пойдёт, – считает кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. – Понятно, что планируемые картины будут финансироваться государством, но здесь есть и подводный камень: деньги бюджетные, возвращать их не надо и отвечать за них никто не будет. Мне кажется, о том, что представляет собой современная аудитория, никто не думает. Выбранные Федеральным фондом фильмы в подавляющем большинстве случаев смотреть не будут. Ни про генерала Скобелева, ни про Василису Кожину, ни про святителя Алексия. Этот список – свидетельство советского принципа мышления по поводу того, что такое патриотическое кино и что такое поддержка государства. Если вдруг один из заявленных фильмов и выстрелит – это будет большим чудом».

Многие кинодеятели уверены, что у госзаказа пока нет внятной идеологии, поэтому деньги поделят, кино снимут, а для кого и ради чего, так и останется вопросом десятым. И государству придётся обеспечивать не только съёмку, но и более-менее успешный прокат. «Для этого у нас уже работают большие идеологические машины очень успешно, – поделился Дондурей. – Телевизор скажет: «Если любишь Родину, пойди посмотри, предположим, новый фильм «Суворов-2». Кроме того, будет сделано так, чтобы зрители, если захотят, не могли посмотреть вместо него «Пиратов Карибского моря-5»: и в другом зале будет «Суворов-2», и в третьем, и в пятом. Как с картиной «Адмирал»: куда бы ты ни повернулся, всюду «Адмирал», поэтому идёшь со своей девушкой на «Адмирала» и любишь Родину».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2010 13:01
Комментарии 0
Наверх