Версия // Культура // Россия проиграла Нигерии – лидеру по прибыльности кино

Россия проиграла Нигерии – лидеру по прибыльности кино

6789

Чёрная касса

Африканцы не ходят в кино, но на массовые просмотры видео у односельчан собираются всей деревней Фото: Василий Гулин
В разделе

Вы слышали о «Нолливуде»? Как выяснилось из отчёта ЮНЕСКО, это вторая крупнейшая в мире «фабрика грёз» после индийского Болливуда: Нигерия по количеству произведённых в год фильмов обгоняет даже американский Голливуд. По данным CNN, индустрия кинофильмов, бум которой в Нигерии пришёлся на 1990–2000-е годы, сейчас производит по 200 фильмов ежемесячно. За год Болливуд выпустил 1091 полнометражный фильм, «Нолливуд» – 872 фильма, а США произвели лишь 485 художественных лент.

Если считать вместе с короткометражными фильмами, в Нигерии ежегодно снимается примерно 2400 кинокартин. На съёмки одного фильма уходит около двух недель. Интересно, что Россия по количеству произведённых фильмов не попадает даже в первую десятку: на четвёртом месте стоит Япония с её 417 картинами за 2009 год, затем Китай – 330 лент, Франция – 203 ленты, Германия – 174, Испания – 150, Италия – 116, Южная Корея – 110 и Великобритания – 104.

Впрочем, одним только немыслимым количеством произведённых фильмов отличия «Нолливуда» от остальных «фабрик грёз» не заканчиваются. По сравнению с другими странами хлеб и зрелища в Нигерии обходятся крайне дёшево: на один фильм редко тратится более 15 тыс. долларов, а объём всего рынка оценивается в 250 млн долларов. Это столько же, сколько потребовалось голливудским продюсерам, чтобы снять фильм «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Бюджет голливудского «Человека-паука-3» составил 258 млн долларов. А «Пираты Карибского моря» снимались за 300 млн долларов.

В Германии и Испании средний фильм обходится в 5,44 млн долларов, во Франции – в 6,8 миллиона. При этом отечественные компании предпочитают снимать кино на деньги инвесторов. По данным российской компании RFilms, за прошлый год отечественные компании получили из бюджета в восемь раз меньше денег, чем немецкие, и в два раза меньше, чем французские и испанские. А результат по сравнению с иностранными коллегами вполне приличный.

«По итогам 2009 года в Испании только 13 национальных фильмов собрали более 2 млн евро, а в Германии кассовые сборы лишь 14 фильмов превысили 5 млн евро. Только 20% европейских фильмов приносят прибыль, 20% покрывают расходы на производство, а оставшиеся 60% оказываются убыточными», – заявил гендиректор RFilms Константин Нафиков в интервью российским СМИ.

Тем временем до выхода «Чёрной молнии», по данным отечественных СМИ, кассовые сборы пяти фильмов только режиссёра Бекмамбетова по всему миру превысили 500 млн долларов. Примерно такую же сумму собрали все остальные российские фильмы с 2005 по 2009 год.

Нигерии такие прибыли пока даже не снились. Тем не менее, если успех мерить на деньги, в процентном отношении с доходами от вполне среднего фильма в Нигерии сравнятся только доходы от последних голливудских блокбастеров. Так, один из важных способов экономии для нигерийцев – они снимают фильмы не на плёнку, а на видео. Потом кинокартины распродаются на видеоносителях. Поэтому в Нигерии почти нет кинотеатров: кино смотрят дома, собираясь целыми деревнями. Одна видеокассета стоит 1,5 доллара. В среднем продаётся от 25 до 50 тыс. экземпляров, некоторые особенно удавшиеся картины расходятся тиражом в 200 тыс. экземпляров. Несложный подсчёт показывает, что доход от обычного фильма составляет в среднем 60 тыс. долларов, а окупаемость – 400%. Американским производителям остаётся только позавидовать успеху нигерийских коллег. Окупаемость фильма «Аватар», на создание которого потратили 237–280 млн долларов, по официальным данным, и ещё около 150 млн долларов на его «раскрутку», по неофициальной информации, составила около 465%. Но он на сегодняшний день считается самым успешным фильмом Голливуда после «Титаника». А в России такого успеха ещё и вовсе не было.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.10.2010 11:28
Комментарии 0
Наверх