// // Государство решило сэкономить на образовании офицеров

Государство решило сэкономить на образовании офицеров

766

Не учите нас служить!

Если раньше, чтобы командовать общевойсковой армией, офицер должен был окончить поочерёдно училище, Академию им. Фрунзе и Академию Генштаба, то теперь для такой карьеры будет достаточно 5 лет в военном вузе и 10-месячных курсов
Фото: ИТАР-ТАСС
Если раньше, чтобы командовать общевойсковой армией, офицер должен был окончить поочерёдно училище, Академию им. Фрунзе и Академию Генштаба, то теперь для такой карьеры будет достаточно 5 лет в военном вузе и 10-месячных курсов Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В конце февраля директор департамента образования Министерства обороны РФ Екатерина Приезжева сообщила о новом зигзаге в реформе военного образования. Теперь, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице, офицерам будет достаточно окончить одно военное училище. Обучение в профильных военных академиях и Академии Генерального штаба планируется заменить на 10-месячные подготовительные курсы, которые будут созданы на базе учебных центров. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался, как повлияют эти изменения на уровень подготовки офицеров.

Чиновница Минобороны пояснила, что новая реформа связана с сокращением числа военных вузов в России, а также с ликвидацией большого количества офицерских должностей. Напомним, что раньше алгоритм прохождения службы для большинства военнослужащих был достаточно стандартным и понятным. Чтобы стать офицером, необходимо было в высшем военном училище получить высшее гражданское образование (среднее военное). После, прослужив на разных должностях около 10 лет, офицер с майорской должности – это минимум заместитель командира батальона – поступал в профильную академию. Далее командиры, отучившись в течение двух лет и получив уже высшее военное образование, назначались на управленческие посты в бригадах и дивизиях и при этом получали право занимать любую полковничью и некоторые генеральские должности.

На учёбу в Академию Генерального штаба по решению командиров уровня командующих и главкомов видов и родов войск направлялись самые перспективные высшие и старшие офицеры с должностей заместителей командира дивизии, командиров соединений, офицеров главных и центральных управлений Минобороны. После окончания этого учебного заведения открывалась перспектива занимать любую высшую должность в руководстве Вооружённых сил.

Все эти своеобразные условности неукоснительно соблюдались в Советской армии, менее строго к этому вопросу стали подходить в Российской. В результате появились даже полковничьи должности, не требующие академического образования, куда сразу после окончания военных училищ могли назначаться даже лейтенанты.

После прихода в 2007 году на должность министра обороны Анатолия Сердюкова глава ведомства однозначно показал своё отношение к военному образованию, восполняя пробелы в знании тактики и стратегии, поступил на курсы Военной академии Генштаба и окончил их за месяц. Как результат сегодня военное образование практически не играет никакой роли при назначении на ключевые посты в военном ведомстве: к примеру, сегодня из семи заместителей министра обороны военными остаются только двое, четверо гражданских замминистра вообще не имеют никакого военного образования.

Хорош или плох новый алгоритм военного образованию в России – предмет споров экспертов. Так, руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России» Анатолий Цыганок считает, что заявленная система подготовки офицеров значительно ухудшит образовательный уровень старших и высших офицеров. Генеральский состав Вооружённых сил России можно по праву отнести к категории наиболее образованных людей нашей страны хотя бы с формальной точки зрения, считает наш собеседник. Ведь, чтобы достичь должностных высот, офицерам в течение всей службы приходилось без малого 10 лет повышать свой образовательный уровень.

По теме

«Теперь это предлагается заменить 5 годами училища и 10-месячными курсами переподготовки, как это принято у американцев. Сомневаюсь, что система военного образования США лучше нашей. Я на протяжении четырёх лет преподавал в Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева и ни разу не встречался с такими талантами, которые могли бы освоить двухлетнюю программу нашей академии за 10 месяцев. Сегодня проблема усугубляется тем, что значительно снизился уровень преподавательского состава. Если раньше в видовых академиях преподавали и командиры полков, и заместители командира дивизии, то сейчас, когда штатно-должностные категории снизили до майорских, учить офицеров приходят в лучшем случае командиры батальона. Более того, в связи с реформированием армии преподавать приходят случайные люди, которых прячут от сокращений».

Непродуманные изменения в системе военного образования, по мнению экспертов, являются одной из основных ошибок реформаторов. Напомним, что в рамках реформы, проводимой в Вооружённых силах России с 2008 года, была фактически уничтожена система военных вузов, доставшихся в наследство от Советской армии. 65 военных высших учебных заведений ужались до 3 учебно-научных центров, 11 академий и 3 военных университетов с 25 филиалами вузов. В военном ведомстве уверяют: то, что осталось, преобразилось до неузнаваемости, теперь эти учебные заведения с «абсолютно новой технической базой».

В 2006 году, когда из Москвы в Кострому была переведена Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты, пришлось с нуля восстанавливать научный потенциал этого вуза, поскольку никто из докторов наук не поехал в провинцию. Как сообщил «Нашей Версии» преподаватель академии, даже спустя пять лет вуз полностью не оправился от того переезда.

Всё это позволяет экспертам сделать вывод, что .

Пока не понятно, к каким последствиям это приведёт в дальнейшем, новая система не прошла испытание, ведь с 2009 году военное ведомство РФ ввело мораторий на приём курсантов в военные училища. В 2011 году обещали восстановить полноценный набор, но обучение первокурсников было возобновлено лишь частично. Сегодня, как и в начале прошлого года, в Минобороны определяются с кадровым заказом на будущих офицеров и раздают щедрые обещания. На сегодняшний день потребность в подготовке офицеров сокращена в семь раз, в итоге, по самым оптимистическим подсчётам, примерный кадровый заказ будет составлять около 8 тыс. человек. Для сравнения: до 1991 года насчитывалось 166 военных вузов, которые ежегодно выпускали около 60 тыс. офицеров.

Но даже если в этом году будет проведён набор курсантов, то это лишь вынужденная мера, принятая, чтобы оправдать высокозатратное содержание военных вузов. Ведь очевидно, что сегодня и в ближайшее время дефицита офицеров наблюдаться не будет. Это раньше армейские шутники острили, что после военного училища «меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют». Теперь же каждый десятый выпускник военных вузов выполняет обязанности сержанта и ждёт свою первую офицерскую должность больше года. Более того, некоторые военные вузы просто дают курсантам доучиваться и после выпуска в полном составе отправляют целыми курсами на вольные хлеба.

В Минобороны надеются, что в связи с улучшением социального положения военнослужащих перед вновь открытыми дверями военных училищ будут в очередь выстраиваться талантливые ребята. Ведь именно им в будущем предстоит в 10-месячный срок освоить, к примеру, программу Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» или Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, то есть в предельно короткие сроки научиться командовать армиями, округами и фронтами. Вероятно, в связи с этим Минобороны планирует ужесточить отбор и требование к успеваемости будущих офицеров.

Опубликовано:
Отредактировано: 05.03.2012 16:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх