// // Государство придумало способ поддержать российский экспорт

Государство придумало способ поддержать российский экспорт

310

Помощь два процента

Различные виды сырьевого экспорта – основа экономики России.
Фото: ИТАР-ТАСС
Различные виды сырьевого экспорта – основа экономики России. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Отечественное правительство придумывает всё новые меры по борьбе с разрастающимся экономическим кризисом. Одной из последних, озвученных неделю назад вице-премьером Сергеем Ивановым на заседании правительственной комиссии по экспортному контролю, стала идея страхования экспортных контрактов и инвестиций. Эксперты сходятся, что сама идея неплохая, другое дело, что справиться с кризисом это вряд ли поможет.

Государство задумалось о том, как помочь отечественному производителю на внешних рынках. Уже со следующего года по планам правительства в силу может вступить распоряжение о страховании экспортных контрактов и инвестиций. Идея нова только для России: во всех остальных странах подобная государственная поддержка существует уже десятки лет. Впрочем, тот факт, что Россия не станет первопроходцем, обещает хотя бы меньшее количество ошибок в новом начинании.

Смысл идеи в том, чтобы помочь отечественному производителю заключать контракты с компаниями в других странах. Как известно, львиная доля российского экспорта – сырьевые товары, она составляет почти 75%. При этом вес остальных секторов последние годы неуклонно снижается. К примеру, в январе – октябре прошлого года экспорт машин и оборудования в товарной структуре отечественного экспорта составлял 3%, а за тот же период в этом году сократился уже до 2,5%. Поэтому по замыслу правительства начинание с кредитными страховками не будет распространяться на сырьевые отрасли: его основная задача – развивать остальные сектора российского производства. «Нам необходима многосторонняя система поддержки промышленного экспорта, прежде всего в таких конкурентоспособных областях, как космос, атомная энергетика, авиа- и судостроение», – заявил вице-премьер Сергей Иванов в прошлый понедельник.

Реализовывать идею правительства будет Внешэкономбанк (ВЭБ). В понедельник было заявлено о планах старта новой программы уже со следующего года, и, казалось бы, чего тянуть? Ведь создание этой структуры на базе министерства или под его контролем лоббировал ещё Герман Греф в 2005 году. Впрочем, в опубликованном позже на прошлой неделе плане развития ВЭБ на следующие несколько лет для правительственного нововведения значится другая дата – 2010 год. Два года специалисты ВЭБа под руководством Петра Фрадкова (это сын экс-премьера Михаила Фрадкова. – Ред. ) будут на базе банка создавать необходимую структуру. В стратегии развития банка говорится, что Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций будет создано на базе и с использованием ресурсов поглощаемого Росэксимбанка.

Финансовый кризис во всём мире отбросит назад экономики развивающихся стран. И начать с ними активные торговые отношения может быть довольно выгодно. Ведь если для Запада товары российского экспорта, кроме сырьевых, могут казаться несколько устаревшими, в том числе товары машиностроительного сектора, то для стран СНГ они подходят идеально.

Казалось бы, единственной проблемой в работе с иностранными контрагентами из стран с развивающейся экономикой были непрозрачные законодательства и высокие политические и экономические риски. «Может быть, отечественные производители и хотели бы наладить торговлю с развивающимися экономиками, но законодательства разные – отечественные юристы могут не знать всех тонкостей работы там, и тогда производитель из-за рисков может просто отказываться от возможности занять долю на рынке», – поясняет главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин.

По теме

Постепенно эта проблема будет так или иначе решаться в большинстве стран, но если России удалось бы занять определённые доли рынков в разных областях, выигрыш был бы очевиден. Страхование кредитных рисков – это и есть в теории решение проблемы. «Если государство возьмёт на себя ответственность за кредит, выданный контрагенту в другой стране, нашему производителю бояться будет нечего – он сможет без проблем налаживать процесс производства и торговли. Так экспорт будет развиваться», – говорит Надоршин.

Ещё один вариант развития ситуации – гарантия внутренних кредитов. «В условиях если произойдёт дефицит неплатежей внутри страны, компания-производитель сможет всё равно получить средства от банков по гарантии и продолжить производство в прежних объёмах, чтобы поставлять товары на экспорт. И торговые отношения снова не пострадают», – поясняет старший аналитик ФК «Открытие» Валерий Пивень.

По данным ВЭБа, программу страхования экспортных рисков предполагается делить на несколько направлений. Так, ВЭБ намерен страховать не только коммерческие, но и политические риски – на основе рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития. Объектом страхования станут риски, возникающие, когда экспортёр даёт кредит иностранному покупателю в виде отсрочки или рассрочки платежа по контракту. Другой вариант – страховать риски, которые возникают, когда российский банк даёт кредит получателю российской экспортной продукции для оплаты этой продукции. Срок кредитов, а соответственно и страховки по нему, – от 2 до 15 лет. При этом лимитом возвращения будет 95% убытков по кредиту – и всё это будет производиться на государственные деньги и в режиме госагентства. Единственная недоработка на сегодняшний день – выделяемая на страхование экспортных кредитов сумма. Пока она смехотворна: 5 млрд. долларов до 2012 года. Для сравнения: по данным Федеральной таможенной службы, только за 10 месяцев этого года экспорт России составил 409 млрд. долларов, импорт – 226 млрд. долларов.

Получается, что государственная поддержка всех несырьевых отраслей российского экспорта составляет всего 2% – этого явно не хватит даже для того, чтобы поднять только машиностроительный сектор: его доля на сегодня в структуре экспорта выше.

«В масштабах всего российского экспорта сумма очень мала. Вероятно, пока она будет распределяться исключительно на поддержку самых сложных и стратегически важных производств», – предполагает Пивень. Такой же точки зрения придерживаются и экономисты Merrill Lynch, признающие тем не менее, что без подобной поддержки российские экспортёры оказывались в неравных условиях с западными.

Второе направление деятельности ВЭБа – гарантийная поддержка. ВЭБ собирается гарантировать возврат аванса, надлежащее исполнение контракта и давать гарантии по тендерам. Минимальный лимит стоимости подобной услуги – 0,375% от цены контракта. Подобная деятельность будет осуществляться уже не за счёт государственных денег: стоимость услуг далека от благотворительной, и прибыль от этого у банка может быть немалая. Хотя в самом банке декларируют, что не ставят своей целью извлечение прибыли из этих операций. К 2012 году по замыслу банка планируемый объём гарантийных операций составит 1,338 млрд. долларов. А объём государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в целом к 2012 году достигнет уровня 0,3–0,35% ВВП.

Казалось бы, дело за малым – лишь начать программу и объявить о ней экспортёрам. Но хороший в теории замысел грозит если не провалиться совсем, по меньшей мере забуксовать уже на старте. Дело в том, что даже сегодня значительная часть средств, выделяемых бюджетом на поддержку экспорта, остаётся невостребованной из-за сложности процедур получения госгарантий. Компании нужно доказывать не только прозрачность своего бизнеса и своих торговых отношений, но ещё и заботиться о чистоте покупателя.

Есть и другие проблемы. Например, отсутствие необходимой сертификации. В каждой стране существует своя система, и далеко не во всех развивающихся странах приняты международные стандарты. Да что говорить: даже в России испытания на соответствие международным стандартам проводят с большим скрипом. Об этот камень споткнётся развитие экспорта в любой отрасли, в частности в том же авиа- или судостроении. А ведь именно на авиацию, по версии некоторых источников, и должны были быть направлены государственные средства. Как сказал Пётр Фрадков в интервью одному из российских изданий, «в настоящее время рассматриваются пилотные проекты, один из которых связан с выходом на рынок нового гражданского самолёта Sukhoi Superjet 100. В рамках работы по поддержке гарантирования глобальных продаж этого самолёта Внешэкономбанк, французская компания страхования внешней торговли COFACE и итальянское экспортное кредитное агентство SACE в апреле 2008 года подписали совместное трёхстороннее заявление о сотрудничестве при создании интегрированной схемы финансирования и сострахования международных продаж гражданских самолётов нового поколения SSJ-100».

Впрочем, насколько другие отрасли готовы принять подобные средства – тоже вопрос. «Быстро нарастить производство, изучить рынок, пройти необходимую сертификацию и осуществить какие-то определённые изменения в производстве для завоевания доли на конкретных рынках – это непростые задачи, и далеко не каждый российский производитель к ним сегодня готов», – заявил Надоршин. Так что выдели правительство больше средств – и они могли бы оказаться просто невостребованными.

Опубликовано:
Отредактировано: 15.12.2008 15:23
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх