Отечественное правительство придумывает всё новые меры по борьбе с разрастающимся экономическим кризисом. Одной из последних, озвученных неделю назад вице-премьером Сергеем Ивановым на заседании правительственной комиссии по экспортному контролю, стала идея страхования экспортных контрактов и инвестиций. Эксперты сходятся, что сама идея неплохая, другое дело, что справиться с кризисом это вряд ли поможет.
Государство задумалось о том, как помочь отечественному производителю на внешних рынках. Уже со следующего года по планам правительства в силу может вступить распоряжение о страховании экспортных контрактов и инвестиций. Идея нова только для России: во всех остальных странах подобная государственная поддержка существует уже десятки лет. Впрочем, тот факт, что Россия не станет первопроходцем, обещает хотя бы меньшее количество ошибок в новом начинании.
Смысл идеи в том, чтобы помочь отечественному производителю заключать контракты с компаниями в других странах. Как известно, львиная доля российского экспорта – сырьевые товары, она составляет почти 75%. При этом вес остальных секторов последние годы неуклонно снижается. К примеру, в январе – октябре прошлого года экспорт машин и оборудования в товарной структуре отечественного экспорта составлял 3%, а за тот же период в этом году сократился уже до 2,5%. Поэтому по замыслу правительства начинание с кредитными страховками не будет распространяться на сырьевые отрасли: его основная задача – развивать остальные сектора российского производства. «Нам необходима многосторонняя система поддержки промышленного экспорта, прежде всего в таких конкурентоспособных областях, как космос, атомная энергетика, авиа- и судостроение», – заявил вице-премьер Сергей Иванов в прошлый понедельник.
Реализовывать идею правительства будет Внешэкономбанк (ВЭБ). В понедельник было заявлено о планах старта новой программы уже со следующего года, и, казалось бы, чего тянуть? Ведь создание этой структуры на базе министерства или под его контролем лоббировал ещё Герман Греф в 2005 году. Впрочем, в опубликованном позже на прошлой неделе плане развития ВЭБ на следующие несколько лет для правительственного нововведения значится другая дата – 2010 год. Два года специалисты ВЭБа под руководством Петра Фрадкова (это сын экс-премьера Михаила Фрадкова. – Ред. ) будут на базе банка создавать необходимую структуру. В стратегии развития банка говорится, что Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций будет создано на базе и с использованием ресурсов поглощаемого Росэксимбанка.
Финансовый кризис во всём мире отбросит назад экономики развивающихся стран. И начать с ними активные торговые отношения может быть довольно выгодно. Ведь если для Запада товары российского экспорта, кроме сырьевых, могут казаться несколько устаревшими, в том числе товары машиностроительного сектора, то для стран СНГ они подходят идеально.
Казалось бы, единственной проблемой в работе с иностранными контрагентами из стран с развивающейся экономикой были непрозрачные законодательства и высокие политические и экономические риски. «Может быть, отечественные производители и хотели бы наладить торговлю с развивающимися экономиками, но законодательства разные – отечественные юристы могут не знать всех тонкостей работы там, и тогда производитель из-за рисков может просто отказываться от возможности занять долю на рынке», – поясняет главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин.
Министр иностранных дел Литвы озвучил два условия, реализация которых, по его мнению, гарантирует Европе присутствие за столом переговоров по Украине.
Постепенно эта проблема будет так или иначе решаться в большинстве стран, но если России удалось бы занять определённые доли рынков в разных областях, выигрыш был бы очевиден. Страхование кредитных рисков – это и есть в теории решение проблемы. «Если государство возьмёт на себя ответственность за кредит, выданный контрагенту в другой стране, нашему производителю бояться будет нечего – он сможет без проблем налаживать процесс производства и торговли. Так экспорт будет развиваться», – говорит Надоршин.
Ещё один вариант развития ситуации – гарантия внутренних кредитов. «В условиях если произойдёт дефицит неплатежей внутри страны, компания-производитель сможет всё равно получить средства от банков по гарантии и продолжить производство в прежних объёмах, чтобы поставлять товары на экспорт. И торговые отношения снова не пострадают», – поясняет старший аналитик ФК «Открытие» Валерий Пивень.
По данным ВЭБа, программу страхования экспортных рисков предполагается делить на несколько направлений. Так, ВЭБ намерен страховать не только коммерческие, но и политические риски – на основе рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития. Объектом страхования станут риски, возникающие, когда экспортёр даёт кредит иностранному покупателю в виде отсрочки или рассрочки платежа по контракту. Другой вариант – страховать риски, которые возникают, когда российский банк даёт кредит получателю российской экспортной продукции для оплаты этой продукции. Срок кредитов, а соответственно и страховки по нему, – от 2 до 15 лет. При этом лимитом возвращения будет 95% убытков по кредиту – и всё это будет производиться на государственные деньги и в режиме госагентства. Единственная недоработка на сегодняшний день – выделяемая на страхование экспортных кредитов сумма. Пока она смехотворна: 5 млрд. долларов до 2012 года. Для сравнения: по данным Федеральной таможенной службы, только за 10 месяцев этого года экспорт России составил 409 млрд. долларов, импорт – 226 млрд. долларов.
Получается, что государственная поддержка всех несырьевых отраслей российского экспорта составляет всего 2% – этого явно не хватит даже для того, чтобы поднять только машиностроительный сектор: его доля на сегодня в структуре экспорта выше.
«В масштабах всего российского экспорта сумма очень мала. Вероятно, пока она будет распределяться исключительно на поддержку самых сложных и стратегически важных производств», – предполагает Пивень. Такой же точки зрения придерживаются и экономисты Merrill Lynch, признающие тем не менее, что без подобной поддержки российские экспортёры оказывались в неравных условиях с западными.
Второе направление деятельности ВЭБа – гарантийная поддержка. ВЭБ собирается гарантировать возврат аванса, надлежащее исполнение контракта и давать гарантии по тендерам. Минимальный лимит стоимости подобной услуги – 0,375% от цены контракта. Подобная деятельность будет осуществляться уже не за счёт государственных денег: стоимость услуг далека от благотворительной, и прибыль от этого у банка может быть немалая. Хотя в самом банке декларируют, что не ставят своей целью извлечение прибыли из этих операций. К 2012 году по замыслу банка планируемый объём гарантийных операций составит 1,338 млрд. долларов. А объём государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в целом к 2012 году достигнет уровня 0,3–0,35% ВВП.
Казалось бы, дело за малым – лишь начать программу и объявить о ней экспортёрам. Но хороший в теории замысел грозит если не провалиться совсем, по меньшей мере забуксовать уже на старте. Дело в том, что даже сегодня значительная часть средств, выделяемых бюджетом на поддержку экспорта, остаётся невостребованной из-за сложности процедур получения госгарантий. Компании нужно доказывать не только прозрачность своего бизнеса и своих торговых отношений, но ещё и заботиться о чистоте покупателя.
Есть и другие проблемы. Например, отсутствие необходимой сертификации. В каждой стране существует своя система, и далеко не во всех развивающихся странах приняты международные стандарты. Да что говорить: даже в России испытания на соответствие международным стандартам проводят с большим скрипом. Об этот камень споткнётся развитие экспорта в любой отрасли, в частности в том же авиа- или судостроении. А ведь именно на авиацию, по версии некоторых источников, и должны были быть направлены государственные средства. Как сказал Пётр Фрадков в интервью одному из российских изданий, «в настоящее время рассматриваются пилотные проекты, один из которых связан с выходом на рынок нового гражданского самолёта Sukhoi Superjet 100. В рамках работы по поддержке гарантирования глобальных продаж этого самолёта Внешэкономбанк, французская компания страхования внешней торговли COFACE и итальянское экспортное кредитное агентство SACE в апреле 2008 года подписали совместное трёхстороннее заявление о сотрудничестве при создании интегрированной схемы финансирования и сострахования международных продаж гражданских самолётов нового поколения SSJ-100».
Впрочем, насколько другие отрасли готовы принять подобные средства – тоже вопрос. «Быстро нарастить производство, изучить рынок, пройти необходимую сертификацию и осуществить какие-то определённые изменения в производстве для завоевания доли на конкретных рынках – это непростые задачи, и далеко не каждый российский производитель к ним сегодня готов», – заявил Надоршин. Так что выдели правительство больше средств – и они могли бы оказаться просто невостребованными.





