Версия // Общество // Газеты и журналы оказались на грани выживания

Газеты и журналы оказались на грани выживания

2571

Бумажное дело

фото: Сергей Тетерин
В разделе

Причина того – взрывной рост цен на бумагу. Производители уверяют, что повышение цен в условиях кризиса и падения рубля – дело закономерное. Но издатели недоумевают, ведь 97% газетной бумаги производится внутри страны. Цены если и должны были повыситься, то только в пределах инфляции.

По данным отраслевых союзов, лишь за минувший год стоимость бумаги выросла в два раза. Причём, сколько ни пытались полиграфисты договориться с производителями, никаких соглашений достичь так и не удалось. В ситуацию даже был вынужден вмешаться президент Владимир Путин. Дважды – сначала в феврале, а потом в июне этого года – он давал поручения, призванные исправить ситуацию. «Бумажное дело» стало одной из главных тем обсуждения на II медиафоруме независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость». Однако оказалось, что рост цен на бумагу фактически не остановлен, а исполнение поручений главы государства провалено.

Спилили, получили

Наша страна является одним из крупнейших производителей древесины, в России работают несколько десятков предприятий, специализирующихся на выпуске целлюлозы. Почему же вдруг начала дорожать газетная бумага?

Действительно, наполнение 97% рынка газетной бумаги обеспечивают отечественные производители. Однако отечественными эти производители могут считаться лишь отчасти. Многие имеют зарубежных собственников или завязаны на иностранные рынки.

Как рассказали «Нашей Версии» в Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), технологический процесс производства бумаги выглядит следующим образом. Российские целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) производят целлюлозу, которую затем продают за рубеж (ведущим покупателем являются финские производители), а потом уже за рубежом покупают недостающую готовую продукцию. Таким образом, получается, что бумажники на самом деле не сильно лукавят, говоря о том, что колебания валютных курсов оказывают серьёзное давление на ценообразование. «Стоимость целлюлозы на мировом рынке высока, а затраты на её добычу – небольшие. Получается выгодный бизнес: спилил – отправил – получил, – объясняет исполнительный директор ГИПП Елена Шитикова. – Мы в своё время вносили предложение по запретительным пошлинам на целлюлозу, но нам ответили, что это не совсем рыночное предложение и что в результате мы снова можем получить рост цен. Так что мы перестали настаивать».

Стоит отметить, что в отличие от офсетной бумаги газетную производят в нашей стране. Более того, российские ЦБК даже поставляют свою готовую продукцию на экспорт: к примеру, одним из наших постоянных покупателей являются индийские газетчики, печатающие сегодня свои издания многомиллионными тиражами.

Однако цены на готовую продукцию для внутрироссийского рынка у бумажников непостижимым образом увязываются с экспортно-целлюлозной составляющей их бизнеса. Им выгодно продавать целлюлозу за рубеж, и чтобы так же выгодно было продавать готовую продукцию внутри страны, комбинаты повышают на неё цены. Хотя объективного экономического обоснования такого повышения нет. Ведь лес почти не подорожал, зарплаты сотрудникам остаются низкими, электроэнергия осталась в тех же рублях.

Ещё одна проблема, по словам эксперта, заключается в том, что отечественные ЦБК сегодня являются акционерными обществами с участием иностранного капитала. «Когда мы спрашиваем у ЦБК, при чём тут рост курсов валют, они говорят, что в своей отчётности должны демонстрировать доходность в валюте... Объяснять в цифрах причины роста цен сегодня никто не собирается», – констатирует Елена Шитикова.

По теме

Импорту мешают пошлины

Не лучше обстоят дела и в сегменте бумаги, используемой для печати журналов. Такую бумагу в нашей стране производит только одно предприятие, так что здесь мы целиком и полностью зависим от курсов доллара и евро.

Интересно заметить, что до последнего времени на импортную журнальную бумагу действовали повышенные таможенные пошлины. Снизить их до 5% удалось только недавно (хотя по требованиям ВТО допустим лишь этот уровень пошлин).

«Эти пошлины вообще могли бы взять и обнулить. Кризис, валюта подорожала. Мы добивались также и обнуления пошлин на типографскую краску, на печатные пластины и многие другие полиграфические материалы. Не везде получилось добиться результата», – рассказала Елена Шитикова.

От пошлин зависят не только производители журналов, но и газетчики. Дело в том, что чёрную типографскую краску в России производят только на одном предприятии, и оно в настоящее время проходит через процедуру банкротства. Так что обнуление пошлин на краску могло бы стать серьёзным подспорьем для полиграфистов.

Однако в апреле на заседании Подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию импортные пошлины на мелованную (журнальную. – Ред.) бумагу и чёрную краску для печати было решено снизить до 5%.

Стоит отметить, что Минкомсвязи и Роспечать вслед за отраслевыми союзами предлагали пошлины отменить вовсе. Такое решение, подсчитали в Роспечати, могло бы на 7% снизить себестоимость производства печатной продукции, а также разместить заказы на печать в России и заместить импорт готовой продукции на сумму более чем 390 млн долларов. Однако настаивать на обнулении в министерствах, похоже, не стали.

Обложили!

Другой враг полиграфистов – НДС, величина которого сегодня составляет 18%. Плюс ещё 18% на полиграфию, и ещё 10% – на продажу изданий. «Получается разрыв – не выгодно ни торговать, ни печатать. Если был хотя бы сквозной НДС, уже было бы проще. Хотя лучше, если бы его не было вовсе», – говорит Елена Шитикова.

В результате получается, что сегодня полиграфисты оказались фактически в заложниках у производителей бумаги. Закономерно возникает вопрос: почему поручения президента, по сути, даже и не пытались исполнить? Почему российские производители фактически занимаются экспортом целлюлозы, вместо того чтобы превратиться в производства полного цикла? Почему сегодня, когда слово «импортозамещение» стало чуть ли не самым популярным, никто особенно не стремится выбить иностранцев с рынка журнальной бумаги, наладив производство в России?

В неофициальных беседах работники отрасли признают: действующее положение вещей сегодня всех устраивает. Ведь налаживать собственное производство – процесс дорогостоящий, а главное, высокотехнологичный. Стоит ли за него браться, если получать сверхприбыли можно, продавая сырьё и занимаясь импортом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.12.2015 12:23
Комментарии 0
Наверх