// // Фальшивые работы авангардистов продаются чаще, чем подлинные

Фальшивые работы авангардистов продаются чаще, чем подлинные

461

Лжеквадраты

фото: ИТАР-ТАСС
фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Количество подделок произведений искусства в России и мире постоянно растёт: по некоторым данным, речь идёт о рынке с оборотом в несколько сотен миллионов долларов в год. Специалисты утверждают, что, скажем, фальшивые работы авангардистов встречаются уже чаще, чем подлинные. Недавно в Германии полицейские раскрыли международную сеть преступников, которые подделали более 400 произведений русских авангардистов начала XX века, в том числе Кандинского, Малевича и Натальи Гончаровой. Подробности выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Пойманные в Германии аферисты, торговавшие поддельными работами русских авангардистов, успешно занимались своим делом в течение нескольких лет. По данным немецких правоохранительных органов, только в 2011–2013 годах им удалось продать любителям живописи подделок на сумму более чем 2 млн евро. Преступники копировали стиль известных мастеров, таких как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Алексей Явленский, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Затем они делали фальшивые сертификаты, выдавали подделки за ранее неизвестные работы этих мастеров и сбывали их через художественные галереи.

Другим мошенникам, специализировавшимся на торговле подделками, недавно был вынесен приговор в России. Художник Александр Чернов и его брат-близнец Сергей изготовили более 800 подделок русских авангардистов. А дочь Александра Чернова Дина предлагала коллекционерам приобрести на «Измайловском вернисаже» якобы неизвестные работы Малевича, Кандинского, Бенуа, Шагала, Кустодиева, Экстер и Гончаровой из коллекции 80-летнего собирателя живописи Михаила Нельсона, ранее работавшего в посольстве Швеции в Ташкенте. «Семейному предприятию» удалось выручить таким образом более 20 млн рублей. Александр в результате получил четыре года тюрьмы, его дочь в два раза меньше, а дело в отношении брата-близнеца было прекращено в связи с его смертью.

Специалисты считают, что от 50 до 80% работ авангардистов на рынке являются подделками. И возглавляет топ самых подделываемых художников создатель «Чёрного квадрата» Казимир Малевич. Ничего удивительного в этом нет, так как на аукционе «Импрессионизм и современное искусство» в Нью-Йорке полотно художника под названием «Супрематическая композиция» было продано за 60 млн долларов. «Это обусловлено в первую очередь заоблачными ценами на картины того же Малевича или Кандинского, – рассказала эксперт частной московской компании Art Consulting Вилена Киреева. – Обычно в частных коллекциях, подлинность экспонатов которых меня просят проверить, встречаются исключительно подделки. На протяжении последних 50 лет интерес к авангарду очень высок, но в первую очередь не у нас, а за рубежом, а с ростом цен на него в последние несколько лет на арт-рынке стало увеличиваться количество подделок».

«Есть и ещё одна причина, по которой количество подделок авангардистов будет расти: авангардную живопись легче подделать, чем другие работы, – уверен глава аукционного дома MacDougall, Уильям Макдугалл. – Известно, что работы авангардистов являются основным предметом подделки только по стилистическим причинам. Не так уж и сложно написать убедительный чёрный квадрат. Поверьте, Рембрандта подделать гораздо сложнее. Мы часто отказываемся брать работы авангардистов, потому что сложно сказать, подлинные они или нет. Но покупать картины всё-таки безопаснее с аукциона, так как это публичное мероприятие, о выставленных произведениях искусства сообщается за пару месяцев, чтобы люди могли выявить подделки».

Пока эксперты прогнозируют только ухудшение ситуации на арт-рынке: власти на ситуацию мало реагируют, так как не считают её приоритетной. В Европе создаются специальные структуры по розыску авторов поддельных произведений искусства, в Москве же такие подразделения были распущены, а немногие оставшиеся специалисты сосредоточились на расследовании краж произведений искусства. Конечно, сами покупатели тоже частично виноваты в сложившейся ситуации, так как, даже обнаружив подделку, редко обращаются в правоохранительные органы. Если ничего не изменится, то вскоре с работами других художников повторится та же ситуация, что возникла в своё время с работами Айвазовского. Художник числил за собой 6 тыс. работ, а сегодня официально признано подлинными 60 тыс. его полотен. Так что если ничего не предпринять, то вскоре в коллекциях по всему миру будут храниться десятки тысяч работ Кандинского, Малевича, Гончаровой и других известных российских художников.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.09.2013 15:25
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх