// // Ежегодно в российских школах калечат 50 тысяч учеников

Ежегодно в российских школах калечат 50 тысяч учеников

508

Злой урок

Школы предпочитают замалчивать факты насилия среди детей – это бьёт по их репутации и карману педагогов
Фото: Сергей Тетерин
Школы предпочитают замалчивать факты насилия среди детей – это бьёт по их репутации и карману педагогов Фото: Сергей Тетерин
В разделе

25 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который призван снизить градус насилия в российских школах, детских садах и интернатах. Согласно поправкам на педагогическую работу отныне не могут быть приняты лица, осуждённые или подвергавшиеся уголовному преследованию за педофилию и причинение тяжкого вреда здоровью несовершеннолетних. Необходимость таких мер сегодня ни у кого не вызывает сомнений, но многие эксперты считают, что они вряд ли серьёзно повлияют на состояние дел с насилием в образовательных учреждениях. Ведь основным его источником, согласно статистике, являются сами дети. Но эту опасность ни школы, ни чиновники стараются не замечать.

20 октября в Казани в одной из школ произошло ЧП. На уроке татарского языка была избита ученица 5-го класса. По словам потерпевшей, её били одноклассницы в то время, когда учительница отлучилась из класса. Врачи обнаружили у девочки черепно-мозговую травму и направили в больницу на стационарное лечение.

Но руководство школы свою вину в произошедшем не признаёт. Дескать, девочка получила травму после занятий. «Учитель из класса не выходил, драки не было», – категорически утверждает директор школы. Он считает, что «здесь сыграло девичье тщеславие; девочка оказалась ранимая, что-то, значит, у неё с психикой не в порядке». У родителей 10-летней Жени такие заявления вызвали полное недоумение, ведь мама лично забирала её из школы и видела, что ребёнок избит.

Позиция руководства школ, которые любыми способами пытаются отгородиться от случаев проявления детского насилия, совершенно не удивляет экспертов. Ведь «Это обычная реакция, школы таким образом пытаются спасти свою репутацию, – рассказывает педагог Светлана Королёва. – Учителя не имеют права покидать класс. Учитель отвечает за детей, пока они находятся в его кабинете. И покинуть его он может только в каких-то экстремальных случаях».

Сейчас все обстоятельства произошедшего выясняет комиссия по делам несовершеннолетних. Её представители опрашивают свидетелей и участников драки.

К сожалению, расследованием причин школьных конфликтов всё чаще занимаются правоохранительные органы, ведь часто речь идёт об особо тяжких преступлениях. Дикий случай произошёл на днях в Тюменской области. На этот раз «героями» выступили трое мальчиков, которые изнасиловали школьницу. О том, что девочка была садистски избита и склонена к сексуальным извращениям, в милицию заявила жительница одного из сёл Упоровского района. По её словам, дочь пришла домой после школы и в слезах рассказала матери, что её изнасиловали мальчики.

По факту изнасилования было возбуждено уголовное дело по ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера, совершённые в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста». В ходе расследования выяснилось, что 16 октября трое подростков 11, 13 и 15 лет подкараулили в переулке 12-летнюю школьницу и силой затащили её в брошенный грузовик. После этого над девочкой надругались: били и потом изнасиловали.

Как сообщили нам в Следственном управлении СКП РФ по Тюменской области, на данный момент расследование уголовного дела продолжается. «Проводится комплекс следственных действий», – заявили в ведомстве. Что стало причиной жестокого обращения с девочкой, ни мальчики, ни сама пострадавшая сказать не могут.

Как рассказала «Нашей Версии» психолог Ирина Пенник, такая жестокость могла быть обусловлена переходным возрастом. «К тому же нужно смотреть, в какой среде воспитывались дети, – пояснила эксперт. – Грубое отношение к противоположному полу, возможно, выработано семьёй. Если отец постоянно поднимает руку на мать, сын будет думать, что бить женщину – это нормальное поведение мужчины. Многое идёт из семьи, из школы. Прежде всего грубость и жестокость в мальчиках должны были увидеть родители, но если они заняты спиртным, то на помощь подростку должен прийти социальный работник в школе».

По теме

По словам нашего собеседника, узнав о том, что семья неблагополучная, школьный психолог должен брать ребёнка на заметку, а к родителям постоянно должна наведываться социальная служба. В конечном итоге родителей могут даже лишить прав на ребёнка, если они не могут обеспечить ему человеческую жизнь.

«Здесь налицо недоработка школы, не уследившей за формированием в мальчиках жестоких черт характера», – считает Ирина Пенник.

Иногда драки между сверстниками приводят даже к летальному исходу. В Москве 7 сентября в драке погиб одиннадцатиклассник, трагедия случилась во дворе школы № 501. Двое мальчиков, 17-летний Эдуард и 14-летний Мамед, поссорились на перемене из-за того, что старшеклассник пришёл в учебное заведение без сменной обуви. В тот день дежурным на входе в школу был именно Мамед, он сделал замечание одиннадцатикласснику, на что тот ответил: «Я в этой школе учусь уже 11 лет, мне можно без «сменки» ходить». Завязалась перепалка, в ходе которой дети договорились выяснить отношения после уроков на кулаках.

Около 15.30 ученики вышли на улицу, причём каждый из них привёл с собой друзей. Началась драка, и в какой-то момент Мамед ударил кулаком соперника прямо в лицо, по-боксёрски. Эдуард упал, потерял сознание и больше в него не приходил. На место происшествия приехала «скорая помощь», врачи констатировали смерть.

Милиционеры, которых вызвали свидетели, опросили детей, составили протоколы. После этого уехали. Уголовное дело по факту гибели школьника возбудили спустя девять дней. Тем не менее Мамед проходил в нём в качестве свидетеля. Мать погибшего мальчика настаивала на его аресте, но добиться этого так и не смогла.

13 сентября судмедэксперты озвучили причину смерти Эдуарда. По словам патологоанатомов, смерть мальчика наступила от «кардиомиопатии неясного генеза, дряблости и неравномерного кровенаполнения сердечной мышцы», то есть из-за сердечного приступа. Соответственно вины Мамеда в смерти нет. Тем не менее ясно, что мальчик мог бы ещё жить и жить, не случись этого глупого конфликта из-за сменной обуви.

Погибшего одиннадцатиклассника похоронили 15 сентября на Хованском кладбище, рядом с отцом. Когда мать мальчика по христианской традиции кидала горсти земли на гроб Эдуарда, она тихо проговорила: «На кого кидаю землю? На сына кидаю». После этого женщине стало плохо, и она упала в обморок. Мамед на похороны не явился.

«Это юношеский максимализм, – рассказывает «Нашей Версии» социальный психолог Алексей Марков, – сменная обувь – лишь предлог для выяснения отношений. Видно, что дети не были брошенными, росли в благополучных семьях». По словам Маркова, в учебных заведениях, как в армии, но только не в таких масштабах, присутствует дедовщина. Старшие дети унижают младших, и это делается не потому, что они плохие, а потому, что над ними точно так же смеялись и оскорбляли более взрослые ребята. Избежать такого отношения практически невозможно, но если это так, то следует их контролировать. «Если намечается драка, то куда смотрят учителя? Я одно время работал в школе и всегда знал, какая драка, на какое время намечена», – говорит Алексей Марков. По словам нашего собеседника, «разборок» между школьниками допускать нельзя, так как старшие классы – «очень нежный возраст». «Это период биологического, сексуального, если хотите, формирования организма. Тут всё как у животных: нужно показать, что ты сильнее, и тебя будут уважать сверстники, девочки смотреть на тебя будут. К сожалению, в школах не преподают уроков уважения друг к другу. Стоило бы задуматься об этом министру образования Андрею Фурсенко», – подытожил Алексей Марков.

Опубликовано:
Отредактировано: 31.10.2010 21:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх