Версия // Власть // Российская оборонка предлагает армии безнадёжно устаревшие беспилотные аппараты

Российская оборонка предлагает армии безнадёжно устаревшие беспилотные аппараты

2290

Hалёт старины

Пока российские производители способны создавать лишь миниатюрные аппараты. Тяжёлые БПЛА оборонке не по зубам Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

20 сентября Минобороны России сообщило о завершении масштабных сравнительных испытаний беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) отечественного производства. В тестовых полётах принимали участие аппараты восьми российских компаний, занимающихся разработкой и производством боевых БПЛА. Как стало известно «Нашей Версии», об испытаниях военные сообщили лишь неделю спустя, при этом оценки результатов испытаний обнародованы не были, военные говорят лишь о том, что «выявлено много интересных разработок, которые при соответствующей доработке могут быть приняты на вооружение». Однако ещё в апреле 2010 года замминистра обороны России Владимир Поповкин заявлял совершенно противоположное, мол, из бюджета было потрачено 5 млрд рублей на разработку и испытание отечественных БПЛА, но в итоге они закончились провалом. На что же действительно способна российская оборонная промышленность и какие беспилотные летательные аппараты нужны сегодня Российской армии, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Сейчас в это трудно поверить, но в 50–80-е годы именно наша страна являлась лидером в производстве беспилотных самолётов. В этот период Минобороны закупило около 950 в то время одних из самых продвинутых беспилотников – Ту-143 «Рейс», которые предназначались для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе на глубине 60–70 километров.

Однако впервые массово беспилотники применили всё-таки американцы. Во время войны во Вьетнаме аппараты использовались для ведения фоторазведки, ретрансляции сигнала, разведки радиоэлектронных средств, радиоэлектронной борьбы и в качестве ложных целей для усложнения воздушной обстановки. В ходе вьетнамской войны американские БПЛА совершили почти 3500 полётов.

Ещё один лидер по применению беспилотных летательных аппаратов – Израиль. В 1982 году БПЛА использовались во время боевых действий в долине Бекаа в Ливане. Израильский аппарат AI Scout и малоразмерные дистанционно пилотируемые Mastiff провели разведку и наблюдение сирийских аэродромов, позиций зенитных комплексов и передвижений войск. Успех израильской авиации был впечатляющим – Сирия потеряла 18 батарей ПВО.

С 1996 года беспилотные аппараты применялись в 20 военных конфликтах практически на всех континентах. Только во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году БПЛА тактической разведки коалиции совершили более 530 вылетов, налёт составил около 1700 часов. Тогда стали очевидны их основные преимущества перед боевыми самолётами: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов. Сегодня американцы используют не только разведывательные беспилотники, но и ударные БПЛА, которые показали высокую эффективность в Ираке и Афганистане. Регулярные новости из Афганистана о применении беспилотников наглядно показывают, что американцы в боевой обстановке успешно тестируют свои новые разработки. Вероятно, уже в недалёком будущем казавшаяся фантастической идея о войне у монитора компьютера с помощью джойстиков для них станет реальностью. Так, в августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти – 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии, которые с успехом заменили истребители четвёртого поколения F-16. Внедрение беспилотников продолжается семимильными шагами, в 2010 году численность операторов БПЛА в ВВС США достигла 400 человек. Россия же свои лидирующие позиции, судя по всему, потеряла безвозвратно.

В 2008 году перед началом российско-грузинского конфликта российские военные на себе испытали эффективность современных беспилотников. Закупив у Израиля 40 беспилотных самолётов-разведчиков, грузинские силовики буквально терроризировали наших миротворцев пролётами над их позициями этих малозаметных разведчиков. Оказалось, что у российских военных нет эффективных средств, чтобы сбивать БПЛА. Приходилось задействовать фронтовые истребители и крупные зенитно-ракетные комплексы, что каждый раз приводило к международным скандалам.

По теме

В то же время непосредственно во время «пятидневной войны» российские военные сетовали, что разведку приходилось вести по старинке – силами разведгрупп, подвергая неоправданному риску жизни солдат и офицеров. Межу тем имеющиеся в Российской армии беспилотные комплексы «Рейс» и «Строй-П», принятые на вооружение почти полвека назад, по своим характеристикам оказались неэффективными.

Нужно отметить, что сегодня ситуация в этой области не улучшилась, купленные в июне 2009 года в Израиле 12 БПЛА на сумму 53 млн долларов поставлены, но всё ещё находятся в процессе сборки. Современные беспилотники российским военным пока показывают только на факультативных занятиях по боевой подготовке.

По оценкам международных экспертов, к 2020 году треть мирового парка военных самолётов технологически развитых государств станут беспилотными. Готов ли к этому российский ВПК – большой вопрос, по самой приблизительной оценке экспертов, отставание наших оборонщиков в этой области составляет 10–15 лет. Пока же наши производители застряли в прошлом веке, американцы совершают один технологический прорыв за другим. Недавно президент компании Dedalus Flight System Пол Сэмюэл продемонстрировал новую систему контроля над беспилотными аппаратами – с помощью мысли...

Как рассказал «Нашей Версии» эксперт по беспилотным аппаратам, главный редактор профильного интернет-портала UAV.Ru Денис Федутинов, наиболее конкурентные российские разработки в области беспилотников лежат лишь в ряду портативных беспилотных систем мини-класса. По его словам, данный класс наиболее широко представлен в России и в нём у отечественных разработчиков, в частности корпорации «Иркут», компаний «Аэрокон» и «Эникс» и некоторых других, имеются достаточно неплохие комплексы, сопоставимые с зарубежными аналогами.

Отставание же, по словам нашего собеседника, становится заметно с ростом размерности систем. Если в классе тактических БПЛА российские разработчики предлагают несколько современных комплексов, таких как «Типчак», «Дозор-100» и некоторые другие, то уже в классе средневысотных аппаратов большой продолжительности полёта их практически нет. 500-килограммовый БПЛА «Аист» разработки концерна «Вега» разбился в ходе прошлогодних испытаний. Основные надежды в этом классе аппаратов связываются с питерским БПЛА «Дозор-600», работы по которому ещё продолжаются. Аппараты же класса американских БПЛА Predator, Reaper, активно используемых в военных конфликтах последних лет, в России просто отсутствуют.

По мнению эксперта, наверстать технологическое отставание будет весьма непросто – для этого могут потребоваться существенные временны`е и финансовые затраты, а также жёсткий контроль за выполнением работ. Пока же Минобороны, от которого зависит решение проблемы беспилотной авиации, решает в значительной мере сиюминутную задачу – у военных появилась необходимость в достаточно короткие сроки обеспечить войска беспилотниками – и её пытаются выполнить при помощи закупок за рубежом. Без развития партнёрских отношений с зарубежными компаниями в наше время действительно не обойтись, но необходимо переводить сотрудничество на качественно иной уровень – от закупок систем к покупкам технологий, организации совместных предприятий.

Между тем, судя по всему, Однако необходимо отметить, на каком фоне происходит это сотрудничество. Недавно Израиль выразил обеспокоенность намерением России выполнить контракт по продаже Сирии сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Яхонт». Повлияет ли это на условия сделки по БПЛА, пока неизвестно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.10.2020 09:32
Комментарии 0
Наверх