// // Что стоит за появлением радиостанций-однодневок?

Что стоит за появлением радиостанций-однодневок?

656

Чистота обновления

Часто бизнес просто не понимает, как распорядиться радиоактивом
Фото: ИТАР-ТАСС
Часто бизнес просто не понимает, как распорядиться радиоактивом Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Недавно неожиданно прекратила работать в эфире популярная радиостанция «Пионер FМ». Никаких объяснений со стороны руководства о причинах её исчезновения не поступило. В ближайшее время собираются закрыть и полюбившееся многим «Радио Алла». Ходят слухи, что вскоре на привычной частоте не услышим мы и радиостанцию «Добрые песни». Ситуация, когда из российского эфира пропадают известные вещатели, далеко не новая. Почему это происходит, попыталась выяснить корреспондент «Нашей Версии».

Радиостанция «Пионер FМ» за год набрала аудиторию более чем 200 тыс. слушателей. Вроде бы всё развивалось успешно: существовали даже планы расширить вскоре вещание на другие города России. Тем не менее в конце октября «Пионер FМ» «отрубили». Как говорят, между владельцами частоты и создателями станции возник конфликт. Одна из причин его – нарушение условий выдачи лицензии.

Два года назад владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев приобрёл ООО «Электрон», которое владело лицензией на частоту 94,0 FM. Сначала господин Лебедев планировал запустить разговорное бизнес-радио, но потом передумал. В итоге в конце 2008 года на этой частоте началось вещание молодёжной станции ЮFM, принадлежащей ВГТРК. Но формат радиостанции не соответствовал условиям лицензии, которые чётко прописывали обязательное детское вещание в эфире в период с 7 до 23 часов.

Роскомнадзор вынес первое предупреждение владельцам частоты, и тогда на частоте 94,0 FM появилось «Не очень взрослое радио». Однако в начале 2010 года Роскомнадзор вынес повторное предупреждение. В документе за подписью замруководителя Роскомнадзора Константина Протопопова указывалось, что на частоте 94,0 FM фактически работает другая радиостанция: вместо заявленного в концепции «Не очень взрослого радио» вещает «Пионер FМ».

Эксперты говорят, что одной из причин закрытия «Пионер FМ» стало как раз то, что в эфире радиостанции так и не появилось детское вещание. Сейчас последние ушли в Интернет и надеются появиться в ближайшем будущем в FM-диапазоне, а хозяева частоты 94,0 FM планируют новую концепцию вещания.

Не успела отгреметь новость о станции «Пионер FМ», как появилась ещё одна: в ближайшее время «Радио Алла» также могут закрыть. Причина – уход Аллы Пугачёвой с должности художественного руководителя радиостанции и из вещательной корпорации «ПрофМедиа» (ВКПМ). «Мы откажемся от использования имени и образа Аллы Борисовны в оформлении и продвижении радиостанции, – рассказал президент ВКПМ Юрий Костин. – Мы планируем запустить новый проект на частотах «Радио Алла». Сейчас разрабатывается его концепция. Точно можем сказать, что он будет рассчитан на прежнюю аудиторию – женщин старше 30 лет». Характер музыки и тематика передач скорее всего тоже останутся прежними.

Сейчас решается вопрос, как изменить известный бренд, чтобы не лишиться аудитории. Причина ухода Примадонны из «ПрофМедиа» остаётся тайной, покрытой мраком. Известно лишь, что решение она приняла сама.

Самая известная история исчезновения радиостанции из эфира – с радиостанцией «Ультра». Тогда слушатели готовы были ради любимой волны выйти на баррикады. Музыкальная альтернативная радиостанция, транслирующая представителей современного зарубежного и альтернативного рока и металла, была запущена в 2000 году на частоте 100,5 FM. А в ноябре 2004 года на эту частоту перевели радио Best FM. В сентябре 2005 года «Ультра» заработала на УКВ-частоте, а с октября этого года станция вещает исключительно в Интернете. «История с радио «Ультра» – пример того, что нужно было просто подождать, пока нишевая радиостанция выйдет на прибыльность. Когда у нас в рекламном агентстве Оptimum Media OMD наконец-то выстроилась очередь из рекламодателей, «Ультра» взяли и закрыли. Маркетологи News Corp. этого просто не учли. «Ультра» настолько уникальна, что у неё свой путь. Её закрыли на пике коммерческого интереса клиентов», – поделился эксперт «Корпорации радио» по вопросам технологии продаж рекламы на радио Дмитрий Стругальский.

По теме

На российском рынке ни одна станция ещё не имела больше 20% ежедневной аудитории. Эксперты считают, что и сам рынок коммерческого вещания у нас ещё очень молодой. «Европа Плюс» – одна из немногих станций, которая появилась достаточно давно и продолжает существовать до сих пор. Она вышла на рынок одной из первых, долго существовала в ранге лидера, а после кризиса 1997–1998 годов, когда казалось, что позиции уже сданы, опять благодаря многолетним маркетинговым усилиям стала номер один и обогнала «Русское Радио». Но неизменным остаётся бренд, а нынешнее вещание отличается от того, что было в самом начале. «Формальная оболочка продукта – просто частота, которая бесконечна и не ограничена во времени, – считает Михаил Зотов. – И на этой частоте есть лицензия, выданная на такое-то название радиостанции, под которым можно делать всё, что угодно. И каждый раз можно говорить, что это одна и та же станция, только она сильно изменилась. Но в целом станция растёт года три, и после этого ещё два-три года находится на пике, а после этого, если её не удержать, она упадёт».

Они привыкают работать с определёнными станциями, под которые формируются бюджеты и т. д. «В России очень мало настоящих профессионалов, разбирающихся в радиорынке, и очень много людей случайных, которые просто на досуге решили купить себе частоту и открыть радиостанцию, но не знают, что потом с ней делать, – считает независимый аналитик коммерческого телерадиовещания Денис Соколов. – Им кажется, что радиостанция должна приносить миллионы, но на деле выясняется, что никаких миллионов они не получат, зато придётся вкладывать деньги. А вкладывать никто не хочет, всем хочется прибыли, и сразу. В итоге постоянно появляются новые радиостанции, сменяющие друг друга».

По мнению Дениса Соколова, существующие радиостанции мало чем отличаются друг от друга и используют несколько уже подтвердивших свою жизнеспособность форматов: «На всех радиостанциях – одни и те же исполнители. Кто же будет открывать новые имена, если все пытаются удержать аудиторию только на известных?» Например, очень много станций, которые крутят хиты: «Хит FМ», «Европа Плюс» (слоган «Топ нон стоп»), Love Radio, ориентированное на модные и популярные песни, ENERGY (слоган Hit Music Only), «Первое Популярное» – заявленный формат «Топ 40», «98 хитов» («Кино FМ»), Best FМ, «Радио Карнавал». И это, не считая передающих golden hits радиостанций «Ретро FM», «Кекс FM», «Авторадио»! Боязнь ошибиться заставляет владельцев повторять и клонировать друг друга, а не делать что-то новое и интересное. В итоге постепенно слушатель уходит в Интернет, где можно найти радиостанцию на любой вкус.

В последнее время некоторые эксперты считают, что будущее за нишевым вещанием. Во всём мире нишевые радиостанции пользуются неизменной популярностью, но в России они приживаются с большим трудом. В США, по данным Radio Advertising Bureau (RAB), существует более 30 различных форматов. При этом оборот американского радиорынка превышает 20 млрд долларов в год. У нас же крупные рекламодатели по-прежнему предпочитают размещение на лидирующих радиостанциях с наибольшим охватом аудитории. Другие станции рассматриваются ими лишь как дополнительный канал, эффективность которого по большому счёту не особенно важна.

«Узкоформатных станций у нас действительно очень мало, – считает Денис Соколов. – Например, нет этнической музыки, которая была изначально прописана в лицензии нынешнего «Радио Карнавал». Лет пять назад в Москве вещала станция в формате латино – «Мегаполис FM», но потом его формат сменили на хаус-музыку. Какое-то время назад по радиосообществу пронёсся слух о скором открытии радиостанции «Кавказ FM», идеей которой так никто и не проникся. А мне кажется, проект был бы очень востребован, хотя бы на УКВ. По всей видимости, в Москве не хватает радиостанции, которая вещала бы на европейских языках – английском, французском, немецком, испанском, итальянском – для тех граждан Европы, которые живут в России, или россиян, которые учат языки. Не хватает в Москве заявленных ранее по впоследствии изменённым концепциям – туристического радио, бардовского радио и простого эстрадного радио, где бесплатно проявить себя сможет каждый желающий. Сейчас освободилось сразу несколько частот, так что посмотрим, что изменится в ближайшее время».

Опубликовано:
Отредактировано: 22.11.2010 12:56
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх