// // Что может сделать с авиалайнером облако вулканического пепла

Что может сделать с авиалайнером облако вулканического пепла

658

Могучая тучка

За последние 30 лет в мировой авиации произошло более 50 инцидентов из-за вулканического пепла
За последние 30 лет в мировой авиации произошло более 50 инцидентов из-за вулканического пепла
В разделе

22 апреля над Европой наконец-то начали летать самолёты. Небо Старого Света из-за извержения исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль было закрыто на шесть дней, в результате чего сотни тысяч пассажиров «зависли» в аэропортах всего мира. Несмотря на то что на момент подписания номера воздушное движение было практически полностью восстановлено, в мировом авиационном сообществе только начинает разгораться острая дискуссия, насколько были оправданны строгие меры предосторожности. Кое-кто даже сравнивает вулканическую панику с памятной истерией вокруг вируса свиного гриппа, а сторонники теорий заговоров ищут тех, кому это было выгодно. Так ли на самом деле страшны вулканы самолётам и что человечество может сегодня противопоставить подобным катаклизмам? В этих вопросах попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии». Как оказалось, опасения были небеспочвенными.

Авиакомпании подсчитывают убытки. По последним оценкам, только в Европе за шесть дней вулканической тревоги авиаперевозчики потеряли более 1,7 млрд долларов. Эксперты утверждают, что таким ударам отрасль не подвергалась со времён Второй мировой войны. Компании просят свои правительства возместить потери, пассажиры помимо возврата денег за билеты требуют компенсировать и затраты на гостиницы и питание, которые они понесли, ожидая свои рейсы. Судя по всему, европейский рынок авиаперевозок будут ещё долго трясти последствия этого извержения…

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), за последние 30 лет произошло более 90 происшествий, связанных с попаданием самолётов в облака вулканического пепла. Самый известный инцидент произошёл 24 июня 1982 года в небе над Индонезией. Британский «Боинг-747» совершал длительный перелёт из Лондона в Новую Зеландию. Полёт самолёта проходил на высоте 11 километров, однако около 22 часов по местному времени лётчики и пассажиры начали наблюдать непонятное явление: борт словно окутало странное синеватое свечение. А уже через несколько минут из одного из двигателей вырвался сноп пламени, после чего он заглох. Постепенно отказали и остальные три двигателя. 200-тонная машина с 350 пассажирами на борту стала стремительно снижаться. Стоит отдать должное мастерству и выдержке пилотов. Несмотря на то что они не имели понятия о причинах неполадок, после нескольких попыток на высоте около 3 километров пилоты всё-таки сумели запустить все двигатели. Причина их остановки выяснилась только на земле: самолёт чуть не погубило облако вулканического пепла, которое образовалось после извержения расположенного неподалёку вулкана Галунггунг. Как же хрупкий и лёгкий пепел смог остановить многотонные двигатели, которые, казалось бы, могут перемалывать древесину? Чтобы понять физику процесса, мы обратились за комментариями к специалистам.

«Что касается конкретно этого случая, то там частицы пепла после попадания в двигатель осели в виде налёта на рабочих элементах проточной части, из-за чего уменьшился расход воздуха, – рассказывает «Нашей Версии» заведующий кафедрой авиационных двигателей Уфимского государственного авиационного технического университета Анас Гишваров. – Образно говоря, двигатель начал «задыхаться». Но топливо поступало в прежнем количестве, что привело к нарушению работы двигателя вплоть до факеления, которое и наблюдали пассажиры. Спасло самолёт то, что во время снижения двигатели успели охладиться и налёт стал отслаиваться. После этого их удалось запустить».

Впрочем, это далеко не самый опасный возможный сценарий столкновения с вулканическим облаком – всё зависит от его состава. Так, если в выбросе содержатся мелкие частицы песка, то двигатель может буквально «остекленеть». При попадании в камеру сгорания кварц начинает плавиться и в двигателе скапливается стеклянная масса. В таком случае запустить его уже просто невозможно.

По теме

«Вообще, попадание посторонних предметов в двигатель, будь то песок, вулканический пепел или забытый техником ключ, – это очень серьёзная проблема для авиации, – говорит Анас Гишваров. – Над её решением работает целое направление науки, есть определённые разработки, патенты. Среди них, например, так называемые сепараторы. Они основаны на инерционном принципе. Если, перед тем как воздух попадёт в двигатель, резко изменить его направление, то содержащиеся в нём частицы песка по инерции пролетят мимо. Принципы и решения есть, только вот всё это в любом случае приведёт к утяжелению и удорожанию конструкции, может пострадать и надёжность».

После драматической истории с британским «Боингом» в авиации были разработаны специальные инструкции для пилотов. Также в некоторых регионах мира была внедрена система предупреждения о вулканической активности. Однако в том, что касается непосредственно авиационной техники, никаких движений в сторону противовулканической защиты де-факто сделано так и не было.

«Облака вулканического пепла опасны не только для двигателей, – пояснил «Нашей Версии» старший научный сотрудник Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Тимур Нуруллаев. – Моментально изнашивается лобовое стекло кабины – так, словно по нему прошлись пескоструйной машиной. Мелкие песчинки могут повредить электронику, пыль через двигатели попадает и в кабину самолёта, что может повлиять на работоспособность пилотов. Но в конструкцию самолётов такие условия эксплуатации сегодня не закладываются. Это позиция авиационных властей всего мира».

Как нам объяснили в ЦИАМе, Инструкции для пилотов в такой ситуации предельно просты: надеть кислородные маски, снизить обороты двигателя и постараться выйти из пепельного облака. Но неужели самолёт так трудно защитить? Ведь, например, на вертолётах применяются аналогичные самолётным газотурбинные двигатели, и при этом они спокойно гоняют облака пыли по

аэродромам и неподготовленным площадкам.

«Конструкция вертолётных двигателей позволяет им работать в пылевых облаках, – продолжает Тимур Нуруллаев. – В них, например, применяются пылезащитные устройства, которые очищают воздух на 80–95%. Но проблема в том, что на самолётных двигателях сделать это намного тяжелее, ведь они гораздо больше и потребляют больше воздуха. Не могу себе представить подобное устройство диаметром в 2 метра. Здесь, вероятно, нужны другие средства, но это требует масштабных технических исследований и существенного финансирования».

Но последние события показали, что даже самые затратные работы по защите самолётов от пепла могут окупиться. Как мы уже говорили, только за неделю простоя европейских аэропортов отрасль потеряла 1,7 млрд долларов. А если бы извержение длилось не неделю, а, допустим, полгода? Это вообще могло бы привести к непредсказуемым последствиям для всей мировой экономики.

Проблему безопасности полётов в условиях вулканической активности сегодня предлагают решать непосредственно на земле. Идеи выдвигают самые экзотические. Так, на прошлой неделе правительство Исландии предложило переполошивший весь мир вулкан забетонировать. Эксперты сравнили грандиозность замысла с затеей по повороту сибирских рек. Да и ориентировочная смета бетонирования кратера превысила 2 млрд долларов. Наиболее здравыми звучат предложения о создании на планете глобальной системы мониторинга за движением вулканических облаков, чтобы лётчики могли их видеть в режиме реального времени. Хотя у специалистов целесообразность подобной затеи вызывает большие сомнения.

«У нас уже есть и нормально работает глобальная система наблюдения за атмосферой, – свидетельствует «Нашей Версии» заведующий кафедрой физики атмосферы земли Санкт-Петербургского государственного университета профессор Юрий Тимофеев. – На геостационарной орбите находятся спутники, которые дают изображения каждые 15 минут. Путь распространения этого облака был всем известен, и именно на основе этих данных закрывали воздушное пространство. Кстати, сегодня на облако может посмотреть любой желающий на сайте Всемирной метеорологической организации».

Но практика уже показала, что наблюдение за облаками не способно застраховать целые континенты от паралича воздушного движения. Невольно напрашивается вопрос: а может, облака с пеплом можно как-то разгонять?

Научились же люди разгонять обычные тучи!

«В принципе, если человечество поставит перед собой такую цель, сделать это можно, – комментирует замысел Юрий Тимофеев. – Например, некоторые, на мой взгляд, не совсем умные люди, предлагают сегодня искусственно восстанавливать озоновый слой Земли. Но это будет стоить так дорого, что потеряет всякий смысл. Человечеству придётся заниматься только озоновым слоем и ничем иным. Затея с разгоном облаков вулканического пепла примерно из той же оперы».

Получается, что при нынешнем уровне развития цивилизации бороться с вулканическим пеплом человечество не сможет. Остаётся лишь надеяться на милость природы. Но к Европе, если вспомнить хотя бы недавние невиданные морозы и снегопады, в последнее время она почему-то явно неблагосклонна.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2010 12:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх