// // Продуктовые карточки для бедных озолотят производителей сельхозпродукции?

Продуктовые карточки для бедных озолотят производителей сельхозпродукции?

393

Миллиарды по талонам

Выделение средств на бесплатные продукты скорее поддержит импорт: отечественным производителям не хватает ни сырья, ни мощностей
Фото: ИТАР-ТАСС
Выделение средств на бесплатные продукты скорее поддержит импорт: отечественным производителям не хватает ни сырья, ни мощностей Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Идея введения талонов на продукты вновь приобрела свою актуальность. В пользу этого нововведения высказались сразу несколько отечественных производителей провизии. По мнению игроков продовольственного рынка, использование карточной системы убивает сразу двух зайцев: с одной стороны – помощь малоимущим слоям населения, с другой – повышение спроса на отечественную продукцию.

Забегая вперёд, скажем: если талоны всё же введут, на деле не будет решена ни одна проблема. Во-первых, отечественный АПК долгие годы и так получает достаточно солидные государственные вливания, на фоне которых возможное повышение спроса на определённые виды товаров представляет собой попросту каплю в море. Во-вторых, в кризисный год количество малоимущего населения в стране начало стремительно увеличиваться, так что повышенные социальные обязательства могут оказаться не по карману бюджету. Кроме того, до сих пор остаётся непонятен сам механизм введения карточной системы – все предлагаемые варианты оказывались нежизнеспособными ещё на стадии обсуждения.

Суть предлагаемой Российским зерновым союзом (РЗС) карточной системы такова: малообеспеченным россиянам будет выдаваться социальная продовольственная карта – нечто среднее между кредитной картой и социальной картой москвича, – на которую власти ежемесячно будут перечислять порядка 1 тыс. рублей.

«Эта сумма будет не очень накладна для бюджета и позволит поддержать малоимущих граждан и спрос на продовольственные отечественные товары», – пояснил президент РЗС Аркадий Злочевский. В тех регионах, где нет магазинов, принимающих банковские карты, предлагается раздавать гражданам продовольственные купоны.

Интересно заметить, что введение карточек, по опросам ВЦИОМ, поддерживают более 60% россиян. Авторов инициативы это не удивляет: если в прежние времена необходимость введения карточек была связана с отсутствием продовольствия как такового, то сегодня данная мера позволит повысить доступность имеющихся в наличии товаров для граждан.

«В советские времена тема продовольственных карт была связана с физической доступностью продовольствия. Сейчас никаких проблем с физической доступностью нет, речь идёт об экономической доступности продовольствия, которая является одним из базовых понятий в доктрине продовольственной безопасности», – резюмирует Аркадий Злочевский.

Правда, насколько обеспечение экономической доступности окажется накладной для федерального бюджета, ещё большой вопрос. Напомним, что, по данным Росстата, в настоящее время в нашей стране 14% населения оказались за чертой бедности, то есть имеют доход ниже прожиточного минимума. А это около 20 млн человек.

По мнению отечественных производителей, внедрение подобной программы также можно расценивать как косвенную государственную поддержку российского АПК.

«Надо решить и делать, причём, я бы сказал, весьма оперативно. Потому что ведь требуется поддержать и отечественного производителя, – не скрывает президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. – Поддержать потребительский спрос, тем самым насытив отрасль дополнительными средствами, – важнейшая экономическая задача».

«Введение карточек подразумевает не ликвидацию дефицита продовольствия, какого в стране давно нет, но способ повышения ёмкости рынка и уровня потребления через возможность гарантированного приобретения малоимущими гражданами минимально необходимого объёма продуктов питания. Я всячески приветствовал бы гарантированную возможность потребления молочных продуктов бедными на уровне медицинской нормы – 380 килограммов в год на душу населения», – соглашается исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов.

По теме

Действительно, введение карточной системы для отечественных производителей может означать косвенное наличие госзаказа. Простой подсчёт: сегодня среднестатистический россиянин потребляет около 230 килограммов молочных продуктов в год. При достижении нормы в 380 килограммов ёмкость рынка теоретически увеличивается на 60%.

Беда в том, что реализация подобных планов на практике представляется весьма сомнительной. Достаточно сказать, что ключевая проблема отечественной молочной отрасли отнюдь не в том, что население покупает недостаточное количество молочных продуктов. А уж о расширении мясного рынка и говорить не приходится: его отечественные производители попросту «не потянут». Достаточно сказать, что на сегодняшний день у российских аграриев есть реальная возможность в ближайшей перспективе обеспечивать внутренние потребности только в курином мясе и свинине. Остальные виды мяса в значительных объёмах поступают в нашу страну из-за рубежа.

«Карточки никак не могут стимулировать спрос, всё это вздор. Тем более что у нас и так прекрасный спрос на еду, – уверен председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев. – Ничего здесь не надо выдумывать, нужно просто следить за ценами и очень тщательно работать по всей цепочке производства, доставки, продажи, налогов и так далее».

По его словам, государственные дотации в отдельные отрасли сельского хозяйства у нас сегодня уже близки к тем, которые существуют в развитых странах.

Тем не менее сегодня инициатива аграриев по введению карточной системы находится на рассмотрении в Минсельхозе. Интересно заметить, что ещё в 2008 году, когда главой ведомства был Алексей Гордеев, министерство всячески поддерживало данную инициативу. Более того, тогда же был даже разработан соответствующий законопроект, предполагающий введение продуктовых сертификатов в 2009 году. На публичное обсуждение документ так и не вышел – о необходимости введения данной меры дискутировали только в экспертном сообществе в закрытом режиме. Не исключено, что сейчас со старого документа просто решили стряхнуть пыль. Согласно тогдашней концепции предполагалось создать сеть специальных социальных магазинов, в которых граждане могли бы отоваривать карточки. За основу должны были быть взяты ныне действующие магазины для ветеранов и инвалидов. Причём речь шла именно о талонах, а не о банковских картах, поскольку внедрить систему безналичного расчёта в масштабах всей страны по известным причинам сегодня просто невозможно.

Практический эффект и для производителей, и для малоимущих граждан от подобного нововведения представляется весьма сомнительным. Зато открывает широкий простор для коррупционных механизмов.

В частности, подготовленный законопроект предполагал, что получать «живые» деньги по отоваренным талонам магазины будут из местных бюджетов, куда, в свою очередь, средства будут перечисляться из бюджета федерального. Учитывая положение дел в большинстве российских регионов, можно предположить, что полученные из федерального центра средства в первую очередь могут пойти на латание текущих дыр, а не на то, чтобы расплачиваться с магазинами. Если же магазины вовремя не получат оплату по карточкам, то вскоре попросту перестанут их принимать.

Не очень понятно, каким образом будет организована система контроля за магазинами. Создать мощную государственную сеть социальных магазинов – сегодня практически невыполнимая задача, значит, скорее всего придётся опираться на уже действующих сегодня крупных операторов рынка. Однако никакой прямой экономической выгоды от участия в этой программе у ретейлеров фактически нет. Следовательно, «карточная система» станет лишь очередным предметом торга между властью и участниками рынка. Результаты подобных «торгов» также известны. После рекордного скачка цен на продовольствие несколько лет назад правительство уже пыталось «замораживать» цены на социально значимые продукты. В результате товары из «замороженного» списка постепенно начали исчезать с магазинных прилавков, а на остальную продукцию и производители, и ретейлеры подняли цены.

Не стоит забывать и о том, что у «карточной системы» очень плохая политическая имиджевая составляющая. Сколько бы ни пытались разработчики подобных инициатив говорить о том, что сегодня талоны на продукты – это не борьба с дефицитом, а поддержка малоимущих, предыдущий российский опыт внедрения подобных систем свидетельствует об обратном. «Худшего для имиджа России действия, чем введение карточек на хлеб, полагаю, придумать нельзя. После этого энное количество лет в нашу сторону неизбежно будут тыкать пальцем и говорить, что здесь, с одной стороны, нефть и газ, а с другой – карточки на хлеб, как в блокадном Ленинграде. Всё это очень плохо с социально-политической точки зрения», – уверен президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.04.2010 12:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх