// // Большинству россиян, оказавшихся в заморских тюрьмах, не приходится рассчитывать на помощь государства

Большинству россиян, оказавшихся в заморских тюрьмах, не приходится рассчитывать на помощь государства

544

Скинуть на чужбине

2
В разделе

12 октября в Таджикистане стартовал судебный процесс над российским лётчиком Владимиром Садовничим. Его обвинили в контрабанде и незаконном пересечении границы, причём с точки зрения Международного воздушного кодекса пилот ни в чём не виновен. При этом обвинение запросило в отношении лётчика 13 лет лишения свободы, и шансы на то, что Садовничий окажется за решёткой, весьма высоки. Ведь, по словам очевидцев, российская сторона с момента ареста и до предъявления обвинения практически не предпринимала никаких мер для защиты своего гражданина, оказавшегося в столь неоднозначной ситуации. Впрочем, история характерна и для тысяч других сидельцев, оказавшихся в заточении на чужбине, которые так и не дождались поддержки со стороны своего государства. Почему родина не замечает своих сынов, оказавшихся в руках забугорного правосудия, попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

По данным на сентябрь 2011 года, за рубежом сегодня отбывают наказание или находятся под следствием более 6 тыс. россиян. Основная часть их – 3322 человека – сидят в ближнем зарубежье, в Европе под стражей находится 2561 россиянин, в Азии – 76, Америке – 79, в Африке и на Ближнем Востоке в тюрьмах томятся 6 граждан России. Самый известный сиделец на данный момент – обвинённый в контрабанде оружия российский предприниматель Виктор Бут. 1 ноября в США суд присяжных признал его виновным по всем пунктам обвинения. Суду были представлены записи переговоров бизнесмена с подставными сотрудниками ФБР, в которых он прямо заявлял, что готов организовать поставки оружия, в частности переносных зенитно-ракетных комплексов, колумбийским повстанцам. Дело Бута стало знаменито ещё и тем, что бизнесмену была оказана беспрецедентная по масштабам поддержка со стороны российского правительства. МИД неоднократно заявлял решительные протесты в связи с арестом Виктора Бута. Более того, внешнеполитическое ведомство даже сформировало список причастных к преследованию Бута американских должностных лиц, которым запрещён въезд в Россию. Другим громким процессом стало дело обвинённого в контрабанде наркотиков российского пилота Константина Ярошенко, которого американский суд в сентябре 2011 года приговорил к 20 годам лишения свободы. Эта история также не обошлась без протестов МИДа и резких заявлений российских политиков. Но такие примеры проявления заботы государства о своих гражданах являются скорее исключением.

Дело лётчика Владимира Садовничего, о котором широкой общественности стало известно совсем недавно, началось ещё в марте 2011 года. 12 марта по окончании срока работы по контракту на территории Афганистана по приказу руководства российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd (зарегистрирована в офшоре на Виргинских островах) два принадлежащих ей самолёта Ан-72 вылетели из кабульского аэропорта в таджикский Курбан-Тюбе. Вторым воздушным судном управлял гражданин Эстонии Алексей Руденко. Судя по заявлению таджикских властей, у лётчиков не было разрешения на пересечение госграницы Таджикистана, и, когда в посадке им было отказано, пилоты обманным путём запросили вынужденную посадку. Самолёты приземлились благополучно, но сразу после посадки к воздушным судам подъехали машины с сотрудниками комитета национальной безопасности Таджикистана. Экипажи были задержаны, а самолёты досмотрены. На борту одного из судов таджикские чекисты обнаружили запасной двигатель, который посчитали контрабандным грузом. Лётчиков тут же обвинили в контрабанде и незаконном пересечении границы. По версии самих пилотов, никаких законов они не нарушали. Разрешение на пересечение границы было получено ещё накануне вылета, когда же диспетчер «Таджикаэронавигации» в точке пересечения границы запретил им посадку в Курбан-Тюбе и приказал возвращаться в Кабул, у самолётов уже не было достаточного количества топлива на обратную дорогу, поэтому-то они в соответствии с Международным воздушным кодексом запросили аварийную посадку. Что же касается контрабандного двигателя, то и здесь пилоты не видят криминала, так как в соответствии со всё тем же кодексом экипажи не несут ответственности за груз. Между тем это дело получило скандальную известность вовсе не из-за этих юридических коллизий. Больше удивило то, какую позицию по нему занял российский МИД.

По теме

Как заявил недавно представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Валерий Пфефер, российские дипломаты с момента ареста на протяжении всей эпопеи не принимали никакого участия в судьбе пилота. «За три месяца – столько наши представители находились в Таджикистане – удалось лишь раз повстречаться с консулом. Вышел консул на полминуты и сказал: «Что вы хотите, вы виноваты, пусть сидят». И всё, вот вся помощь», — рассказал Валерий Пфефер. Лишь после того, как дело получило широкий общественный резонанс, внешнеполитическое ведомство удостоило своим вниманием эту противоречивую ситуацию. «Мы не только будем участвовать, мы уже участвуем в этом процессе. Делаем всё необходимое для того, чтобы постараться помочь нашему гражданину», – заявил на днях министр иностранных дел Лавров. Потрясающая расторопность. Впрочем, есть мнение, что даже при всём своём желании российские дипломаты не способны оказать адекватную юридическую поддержку своим согражданам. На это у них в отличие от их западных коллег нет ни ресурсов, ни полномочий.

Чаще всего с законами других государств конфликтуют российские туристы. Если случаи с моряками или лётчиками можно назвать единичными, то отдыхающие россияне стали постоянными клиентами зарубежных судов. И .

«По нашим оценкам, приблизительно на 5 тыс. выехавших туристов происходит одно юридическое событие, требующее помощи юристов, – рассказывает «Нашей Версии» председатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылёв. – В 90% случаев эти ситуации связаны с защитой прав потребителей. Оставшиеся 10% – это события, когда туристы становятся либо жертвами, либо сами совершают правонарушения».

Самый суровый приговор за последнее время в отношении гражданина РФ был вынесен в Китае. 33-летнего жителя Дальнего Востока, прибывшего в Китай по туристической визе, задержали в мае 2010 года в международном аэропорту Урумчи с 2 килограммами героина. Суд приговорил то ли туриста, то ли наркокурьера к смертной казни. В июле 2011 года Верховный суд Китая оставил приговор без изменения, правда, исполнение наказания было отложено на два года. Не исключено, что его заменят пожизненным сроком. В основном же, по данным Ростуризма, россияне совершают за рубежом мелкие правонарушения – кражи в отелях и магазинах, хулиганство. Нередко возникают проблемы с соблюдением паспортно-визового режима, причём в ряде государств за такие нарушения можно угодить в тюрьму. Например, в 2011 году в Индии двое российских туристов, отдыхавших в курортном штате Гоа, были приговорены к году тюремного заключения за то, что у них были просрочены визы. Причём, по мнению экспертов, зачастую туристы получают чрезмерно суровое наказание, а то и вовсе оказываются за решёткой без всякой вины, так как им попросту не к кому обратиться за помощью. На консульские службы надежды нет никакой.

«Проблема, когда туристы оказываются один на один с правоохранительными системами зарубежных стран, характерна в первую очередь для недорогих популярных направлений – Турции, Египта, Таиланда, – рассказывает Роман Бобылёв. – Люди там отдыхают, как правило, среднего по российским меркам достатка, и в случае возникновения таких ситуаций у них нет денег на адвоката. В той же Турции могут предоставить бесплатного государственного адвоката, но он ничего делать не будет. В ряде стран, например в Таиланде, вообще необязательно присутствие адвоката до рассмотрения дела в суде, в Египте своя специфика – там обычно наши люди пишут, что отказываются от услуг адвоката».

Куда же, спрашивается, смотрят консульские службы? Консулы и рады бы помочь своим согражданам, но на это у них нет ни сил ни средств. Взять, например, ту же турецкую Анталью, где за год успевают отдохнуть 2,5 млн россиян. Как мы выяснили, штат российского консульства, включая самого консула, здесь состоит из трёх дипломатических сотрудников, которые, понятно, не являются ни юристами, ни адвокатами и, кроме того, загружены повседневной дипломатической рутиной вроде выдачи документов. В популярных у россиян египетских Хургаде и Шарм-эш-Шейхе вообще нет консульских отделов, поэтому рассчитывать на какую-то поддержку здесь не стоит. Всё это приводит к тому, что россияне оказываются на курортах в более бесправном положении, чем туристы из других стран.

По теме

«Если, например, в Египте правоохранительные органы задерживают англичанина, то они прекрасно понимают, что за него в первую очередь обязательно вступится консул и на место обязательно выедет адвокат, – рассказывает Роман Бобылёв. – То есть полицейский, который задержал, знает, что к нему сейчас приедут и ему придётся объясняться за возможные противозаконные действия. А к российскому туристу никто не приедет, отсюда и все проблемы».

В цивилизованных странах вопросы правовой поддержки туристов за рубежом решают в основном за счёт механизмов страхования. Помимо медицинской страховки турист, приобретая тур, оплачивает и юридическую страховку. И если что-то с ним случится на отдыхе, то к нему придут на помощь местные адвокаты, имеющие договоры со страховщиками. Если же у туриста нет юридической страховки, то консульство в любом случае предоставит гражданину адвоката. Такой механизм, в частности, работает в Великобритании. Правда, по возвращении на родину туристу всё-таки придётся оплатить адвокатские услуги. Подобные страховые механизмы получают распространение и в России. Юридические страховки появились на рынке в 2005 году, и сегодня их приобретают 35–40% туристов, выезжающих за рубеж. Но, конечно, лишь страховки не панацея от несправедливых обвинений и приговоров. Необходима и серьёзная консульская поддержка, правда, с этим, как видно, сегодня большие проблемы.

Впрочем, очевидно, что в своих злоключениях за рубежом зачастую виноваты и сами граждане. Так, например, по данным Ростуризма, в 2011 году большинство правонарушений было совершено российскими туристами в состоянии алкогольного опьянения. Что же касается граждан России, работающих за рубежом и попадающих там регулярно в судебные передряги, то, по мнению экспертов, порой они сознательно идут на неоправданный риск.

«Многие наши лётчики ходят за рубежом, как говорится, по лезвию бритвы и прекрасно осознают это, – рассказывает «Нашей Версии» сотрудник одной из транспортных авиакомпаний. – Сейчас, несмотря на дефицит лётного состава, сформировалась целая когорта пилотов, которые готовы возить что угодно и где угодно. Это в основном уже пожилые пилоты, которые не способны переучиться на новые типы самолётов и выучить английский. Поэтому и идут работать на проблемные направления в ту же Африку. При этом там они зачастую понимают, что занимаются незаконными делами – возят и оружие, и контрабанду. Для лётчиков из Европы и США такая ситуация немыслима. Так что в складывающейся ситуации отчасти виноваты и мы сами».

Где же у россиян сегодня больше всего шансов поиметь неприятности с местными законами, а то и вовсе угодить за решётку? Парадоксально, но факт: самыми рискованными являются цивилизованные страны.

«Больше всего таких ситуаций возникает там, где больше всего наших туристов, – рассказывает Роман Бобылёв. – Но в то же время если смотреть на процентное соотношение таких юридических событий к общему количеству туристов, то больше всего рисков возникает в Европе. В Турции, Таиланде и Египте власти часто закрывают глаза на незначительные нарушения или вопросы можно решить, как говорится, полюбовно. Эти страны зависят от туристических потоков. В Европе же за такие же правонарушения в любом случае придётся отвечать».

Опубликовано:
Отредактировано: 07.11.2011 12:09
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх