// // Подавляющее большинство попыток предсказать рост цен на активы абсолютно бессмысленны

Подавляющее большинство попыток предсказать рост цен на активы абсолютно бессмысленны

1519

Не верьте миллиардерам

Подавляющее большинство попыток предсказать рост цен на активы абсолютно бессмысленны
В разделе

Магнат недвижимости и миллиардер Сэм Зелл заявил: существует высокая вероятность того, что ближайшие 12 месяцев будут проходить под знаменем рецессии. Причиной тому, по его словам, является сильный доллар и замедление мировой торговли, начало увольнений в многонациональных компаниях и общее отсутствие спроса.

Мастерство и удача

Этот пример является отличной возможностью разобрать прогноз и увидеть, что заставляет людей в него верить. Стоит отметить, что Зелл является опытным и успешным инвестором в недвижимость. Во всем мире его знают как покупателя «проблемной недвижимости», при этом он отлично чувствует момент, когда следует продавать. Как отмечало издание Forbes, Зелл заработал прозвище «Танцор на могилах» после того, как в 70-х годах опубликовал статью, в которой признался, что добился успеха, «танцуя на могилах чужих ошибок».

Прогнозист из него, однако, не лучше чем из кого-либо другого. Это указывает на проблему, имеющую две стороны: многие люди, добившиеся успеха в одной сфере, набираются достаточно смелости, чтобы делать широкие заявления. И слушатели, впечатленные их успехами в бизнесе, верят прогнозам, которые зачастую оказываются ошибочными.

Причиной всему - эффект авторского ареола или галлоэффект, когда успех или положительные качества человека в одной сфере "переносятся" и на другие. Этот термин был придуман Эдвардом Торндайком в 1920 году. Он был использован в работе под названием «Постоянные ошибки в психологических оценках," но получил широкое распространение после публикации книги Фила Розенцвейга "Эффект ореола и другие иллюзии, вводящие в заблуждение менеджеров." Другие авторы также отмечали, что удачу часто ошибочно принимают за мастерство.

Частота ошибок

Если бы это был первый прогноз рецессии от Зелла, его, вероятно, следовало бы проверить, но он уже делал подобные заявления, которые не подтвердились.

"Мы движемся к рецессии", - сказал он в октябре 2012 года, и ошибся. В то время Зелл поддерживал Митта Ромни, кандидата в президенты США от Республиканской партии, а до выборов оставался месяц. Впрочем, тогда, возможно, миллиардер был предвзят.

В сентябре 2008 года - после того, как потерпел крах банк Lehman Brothers - Зелл предупредил, что рецессия, скорее всего, начнется в 2009 году. Его прогноз был в корне неверным, поскольку на тот момент рецессия уже началась (еще в декабре 2007 года), а в июне 2009 года закончилась.

В 2007 году, выступая в Университете Пенсильвании, Зелл заявил: "Мы на самом деле переживаем не кризис кредитования, а кризис доверия». Впрочем, тогда США переживали именно кредитный кризис, который, впоследствии, собирался усугубиться. Зелл добавил: "Несмотря на то, что мы находимся в середине рецессии, баланс индустрии недвижимости никогда не выглядел лучше".

Это, кстати, также было неправдой.

Есть основания полагать, что в тот раз инвестором также двигали предубеждения, однако не политические. Косвенное подтверждение тому содержится в книге Зелла. Из нее читатель узнает, что незадолго до этого инвестор решил продать некоторые из своих квартир.

Естественно, что после продажи, независимо от причин, по которым было принято это решение, оценка рыночной стоимости, анализ данных, ослабление экономической ситуации, продавец настроен более пессимистично. Следовательно, его слова - не столько прогноз рецессии, сколько подтверждение и повторение предшествовавшей заявлению сделки по продаже.

Дополнительные доказательства того, что прогнозы – это пустая трата времени. можно легко найти в интернете. Частота ошибок в попытке точно предсказать, когда конкретный актив начнет дорожать или какими будут экономические показатели в тот или иной день свидетельствует о том, что большинство попыток бессмысленны. Таким образом, учитывая это огромное количество ошибок, логично предположить, что прогнозистами двигает некая иная цель. Как правило, двигателем становится маркетинг.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.01.2016 15:58
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх