Лаосские современные пивоваренные реалии по «Нашей Версии»

Отнюдь, Лао. Часть 2

2024 год с его непростыми политическими и экономическими реалиями предложил человечеству новые реалии, в том числе в различных бизнес-сферах. Так как мы говорим об РФ, то в их число вошёл тренд повышенного внимания бизнеса к Востоку и Азии. Соответственно, наши исследования различных азиатских напиточных рынков, на примере Лаоса, продолжается.

«Наша Версия» не раз анализировала вопросы и события, связанные с производством и бытованием различных напитков, поддерживая некоторые из них информационно или рассказывая о них в контексте изучения культур народов мира. В их числе были фестивали Big Craft Day, Craft Depot или выставка китайского чая.

Главное – бесстрастие! (фото: Татьяна Егорова)

А также международная выставка «Крепкий мир», крупные международные выставки продовольствия «Продэкспо» или напитков Bevitec. Объединяющей темой последней в 2024 году стало: «Местное вино как основной драйвер развития отечественного гастротуризма». Об этом и ряде аспектов исследуемой винной темы, издание писало.

Чтобы не повторяться и узнать что-то новое, мы ранее уже предложили вниманию читателей сюжет об одной не очень известной в РФ (но весьма успешно продвигающейся уже более 20 лет на локальном и зарубежных рынках) тайландской винодельне под названием «Monsoon Valley» («Долина Муссона»), которая, возможно, может однажды стать гостем Bevitec (и других тематических выставок) и порадовать своим ассортиментом всех интересующихся. Наш разговор об особенностях выращивания винограда, используемого для виноделия в тропиках, мы начали здесь.

Музей Beerlao. Медали с выставок (фото: Татьяна Егорова)

По нашей версии, несмотря на нынешние сложные экономические реалии в российской пивоваренной отрасли, предположение о том, что Lao Brewery Company LTD. (сокр. LBC) однажды сможет стать гостем одной из будущих выставок напитков в РФ, не лишено оснований.

Так как многое в нашей жизни меняется. А компания LBC периодически вкладывается (и, наверняка, продолжит вкладываться) в рекламу и маркетинг, осваивая нутренние и внешние рынки. Например, LBC стала официальным спонсором Южноазиатских Игр 2009 года, состоявшихся в Лаосе, поддерживает другие спортивные события. Также компания выпускает популярные календари и различный мерчендайзинг. Есть у Beerlao и награды. Пиво, выпускаемое LBC, было дважды награждено золотой медалью (в 2006 и 2010 гг.), единожды завоевав серебряную медаль (в 2003), на международном конкурсе Monde Selection, проводимого Первым Интернациональным Институтом Качества, основанным в Бельгии!

LBC наладила неплохой сбыт своей продукции. Различные сорта «Beerlao» можно приобрести в барах, пабах и кафе, а также в торговых сетях (вроде Tops, 7/11, Big C) в Тайланде, а также в некоторых ресторанах Камбоджи, Мьянмы и Вьетнама, южного и континентального Китая. В 2024 году пиво под брендом «Beerlao» также экспортируется в: Англию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Ирландию, Данию, Швейцарию, Нидерланды, Францию, Южную Корею, Японию, Гонг-Конг, Макао, Сингапур, Филиппины, Индонезию, Малайзию. Бренд «Beerlao» знакои и российским потребителям. Его можно купить в профильных магазинах РФ, торгующих товарами, привезёнными из Азии.

«Линейка» Beerlao (фото: Татьяна Егорова)

Наряду с Beerlao (принадлежащему, как поняли читатели, Carlsberg) на лаосском рынке весной 2008 года появляется другой шустрый и не менее мощный конкурент, в лице Heineken. Компания «зашла» через своё сингапурское представительство, известное, как Heineken Asia Pacific (ранее именовавшееся Asia Pacific Breweries (APB), которое было основано ещё в далёком1931 году, как совместное предприятие между Heineken и Fraser and Neave. После переименования в Asia Pacific Breweries (APB) в 1989 году, компания обрела своё современное название после слияния с Heineken Asia Pacific в 2013 году. Их центральный офис расположен в Сингапуре. Компания контролирует сегодня 45 пивоварен в 19 странах Тихоокеанского регона. В их «линейке» находится более 50 пивных брендов – авт.).

Heineken также пошёл по пути создания совместного предприятия с Лаосским Правительством. Доли распределились так: «Heineken (68 процентов), Лаосское правительство (25 процентов), SBK Consultant (7 процентов)». Heineken вложил в создание своего пивоваренного производства «порядка 23 миллионов евро» с производительностью «300,000 дкл. в год». Мейджор присутствует в лаосских пивоваренных реалиях, продвигая свой основной лагерный бренд «Heineken» и сингапурский лагер «Tiger» (в банках, бутылках и в розлив), наряду с упоминавшимися ранее светлыми лагерами «Namkhong» и «Namkhong Special». Их напитки также отмечены медалями на бельгийском международном конкурсе Monde Selection.

Namkhong (фото: Татьяна Егорова)

В ряде супермаркетов встретилось китайское «Tsingtao». Последний игрок (китайский) ведёт себя осторожно. Масштабно себя особо не проявляет (кроме строительства железных дорог). Присматривается. Хотя ходят упорные слухи о возможном строительстве китайцами нового пивоваренного завода в Лаосе. Такие слухи вполне могут иметь под собой основания. Так как китайцы давно присутствуют на лаосском рынке. Они «осваивают» его (в том числе) через создание Свободных Экономических Зон (СЭЗ). Одна из них расположена, к примеру, на севере Лаоса, на реке Меконг, на стыке границ четырёх стран: Лаоса, Тайланда, Китая и Мьянмы. Такие СЭЗ представляют собой китайские эксклавы, то есть, огороженные колючей проволокой территории, охраняемые специальными людьми снаружи и китайской полицией внутри. В такие СЭЗ вы не зайдёте с улицы. Необходим пропуск, дополнительное согласование с их руководством или наличие открытой китайской визы. По отзывам людей, которым удалось побывать внутри таких СЭЗ, там, в основном, «функционируют казино и рестораны. На прилавках магазинов лежат почти одни китайские товары! В ходу юани и доллары. Персонал работает разный (как из Азии, так и из Европы). Но контроль за ним осуществляется китайской администрацией и в соответствии с китайскими законами». Выводы о принципах и целях работы подобных СЭЗ вы можете сделать сами, но они, судя по всему, весьма, непрозрачны…

Возвращаясь к лаосским пивоваренным реалиям, отметим, что в 2024 году Carlsberg и Heineken, чьи производства расположены во Вьентьяне, продолжают функционировать. Они делят между собой, наверное, не менее 99 процентов лаосского пивного рынка, который медленно растёт. В их ассортимент входят, в основном, драфтовые светлые лагерные сорта. Но есть среди них и ряд интересных «жемчужинок» пивного жанра, о которых мы рассказали ранее.

На некоторых лаосских магазинных полках также «маячит» продукция многих известных мировых брендов, вроде: мексиканской «Corona» (для азиатских рынков её варят по лицензии в Китае), бельгийского «Hoegaarden», американского «Budweiser», немецкого «Paulaner», французского «1664». Иногда можно встретить тайские лагеры «Chang», «Carabao» (есть также энергетики от последнего бренда) и камбоджийский лагер «Angkor». Крафт в основном везут из вьетнамского Хошимина и кое-что из Камбоджи.

Пивные бренды (фото: Татьяна Егорова)

Мы уже обращали внимание читателей на то, что некоторых географических соседей Лаоса по региону (вроде Тайланда, Вьетнама, Камбоджи, Индонезии, Японии, Тайваня, Филиппин, Сингапура, Индии и даже Китая) не обошла стороной мировая крафтовая пивная революция, берущая своё начало из домашнего пивоварения и доморощенного активизма. В «последний вагон» которой успели «запрыгнуть» (и даже местами её возглавить) некоторые крупные пивные гиганты. Понятно, что обилие собственных свежих и разнообразных фруктов, экзотических специй, отличного риса и ряда произрастающих злаков сделало вполне реальным её появление. Кое-где высаживают и хмель. Пробные высадки которого (наряду с рисом, предназначенным для пивоварения) вполне могли осуществить фермеры в LBC. Про возможности выращивания хмелей в регионе мы поговорим отдельно, в продолжении.

В Лаосе домашнее пивоварение пока не развито. Есть креативно оформленные кафе, бары и пабы, расположенные в основном во Вьентьяне, Ванг-Вьенге и Луанг-Прабанге. Также существуют небольшие локальные пивоварни (которые можно отнести к разряду микропивоварен, совмещённые с ресторанами, как паттайские «Beerfest» или «Wishbeer»). Похожего типа заведения нам встречались на вьетнамском острове Фукуок, в Нячанге или в Камбодже (на барной улице в городке Сиенрип недалеко от Ангкора) и пр.

Интерьер паба во Вьентьяне (фото: Татьяна Егорова)

Среди таких заведений в Лаосе можно отметить «The Beer House». Заведение не очень большое, тихое, без суеты и сказал бы даже пафосное. У него есть открытая веранда и отдельный вентилируемый зал, где можно покурить сигары. Оно выступает «широким фронтом», предлагая гостям для ознакомления широкий спектр напитков. Здесь представлены многочисленные международные известные крафтовые сорта, как «Brewdog», бельгийские изыски, вроде «Kwak», лаосские фруктовые вина, локальные дистилляты из сахарного тростника, различные французские вина, виски и коньяки. Бельгийский пивной бар «Chokdee Cafe» также сосредоточен в основном на бельгийских пивных сортах, сидрах, бельгийской и локальной еде. Сегодня он принадлежит одному владельцу – Винсенту Виртгену (Vincent Wirtgen). При желании попить пивка можно в ряде местных пивных садиков, вроде «Khopchaiden», «Mali Namphu», «Hard Rock Café Vientiane» и «Le Provencal». А также в барах «Alexia», «I Beam Bar», пиццерии «Via Via» и в других заведениях.

Видео не может быть загружено.

«Наша Версия» предупреждает читателей об ответственном потреблении пива и алкогольных напитков. Запрете их продажи лицам моложе 18 лет! Пьём меньше и вкуснее!

Семён Пивоваров

27.05.2024 11:39

Просмотров: 3808