Версия // Бизнес // Почему Союз торговых центров Булата Шакирова проигрывает «Вайлдберрису», «Озону» и другим маркетплейсам

Почему Союз торговых центров Булата Шакирова проигрывает «Вайлдберрису», «Озону» и другим маркетплейсам

12102

Искажение конкурентного поля

Фото - https://shopandmall.ru, коллаж «Версий»
В разделе

Маркетплейсы уже несколько лет как любимое место для шоппинга миллионов россиян. Конечно, там частенько теряются или путаются заказы, сотрудники порой неквалифицированные, однако плюсы также очевидны: дешево, быстро и в исчерпывающем ассортименте (последнее особенно актуально в условиях санкций). Вот только сложившаяся ситуация глубоко не нравится традиционным торговым сетям, ведь маркетплейсы забирают у них потенциальных покупателей, и, соответственно, прибыль. Дошло до того, что камень в огород маркетплейсов запустил Союз торговых центров (СТЦ), которым руководит Булат Шакиров: зажимают традиционных ритейлеров!

В огород маркетплейсов полетел очередной камень. Рядовому потребителю услуг этого набравшего неплохой ход вида шоппинга может показаться - опять что-то подменили (потеряли), или кого-то заперли за отказ оплачивать сомнительные услуги. На крайний случай снова кто-то проворовался, оштрафован за притянутые за уши «косяки», или просто дурно пахнет. Однако нет, камушек имеет совсем другое происхождение. Его достал из-за пазухи Союз торговых центров (СТЦ), возглавляемый Булатом Шакировым.

Удивительный мир

Союз торговых центров - общественная, однако весьма непростая организация. Если верить данным их официального сайта, в СТЦ состоит более 2000 участников из трех стран СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан). Это крупные торговые сети и торговые центры, они у всех на слуху: «Мега», «Времена года», «Метрополис», «Галерея» и т.д. То есть если вы пойдете за одеждой, продуктами, мебелью и проч. не в «ларек» у дома, а в большой магазин, или, скажем, просто захотите провести время в парке или кинотеатре - весьма вероятно, что тем самым вы вносите лепту в «профсоюз работников торговли» Булата Шакирова. И Булату Шакирову, похоже, не нравится, что помимо покупок в его «профсоюзе» граждане открыли для себя удивительный мир маркетплейсов, где тоже можно делать покупки. По крайней мере трактовать письмо Союза торгцентров за подписью Шакирова во все профильные инстанции - в Минпромторг, в Минэкономики, в Минфин, в правительство, в ФНС - можно и так.

Конечно, у президента СТЦ собственная точка зрения, как правильно выстраивать бизнес-отношения, как должна осуществляться процедура купли-продажи, и как должны себя вести участники этой процедуры. И она заключается в следующем. По мнению Булата Шакирова, «традиционные» оффлайн-ритейлеры с развитием маркетплейсов испытывают сильнейшее конкурентное давление, потому что находятся с последними не в равных условиях. «Неравность» Шакиров видит в том, что:

На маркетплейсах может продаваться контрафакт, и им за это ничего не будет

Если торговые сети начнут продавать контрафакт, им придется оплачивать штрафы, а маркетплейсы якобы просто перекладывают ответственность на продавцов.

Интернет-площадки находятся в облегченном налоговом поле

По теме

По словам Шакирова, маркетплейсы могут не платить налог на прибыль и НДС, традиционная розница эти налоги платит в обязательном порядке.

В онлайне меньшие операционные расходы и затраты на эквайринг (оплата по безналу, т.е. пластиковой картой)

Позиция Булата Шакирова ожидаемо нашла поддержку в стане «оффлайников». В тон ему высказались и гендиректор сети «Стокманн» Геннадий Левкин, и президент сети Baon Илья Ярошенко, и вице-президент СТЦ Павел Люлин - у маркетплейсов очень много селлеров не платит НДС, следовательно, происходит искажение конкурентного поля. И вообще, маркетплейсы являются онлайн-подобием «Садовода», «Черкизона» и прочих стихийных рынков эпохи зарождающегося капитализма, где каждый продавал что хотел и как хотел, а покупателя не интересовали ни сертификаты, ни легальность товара.

Та еще ягодка

Власти активно обсуждают вопрос регулирования деятельности маркетплейсов. Действительно, к ним последнее время масса претензий у всех заинтересантов, от покупателей до контролирующих органов. Вот и премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Госдумы заявил: «Деятельность офлайн-магазинов урегулирована законом, поэтому прозрачна, а вот маркетплейсы, как цифровой посредник, имеют много вопросов от людей».

У людей больше всего вопросов, надо полагать, к самой богатой женщине России, гендиректору маркетплейса Wildberries Татьяне Бакальчук. Потому что, в отличие от других маркетплейсов - Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет» - «Вайлдберрис» чаще всего оказывается в центре скандалов. Изменения условий договора «на лету», комиссии за возврат товара, навоз в ПВЗ, штрафы сотрудникам порой на всю зарплату - это еще «дикие ягодки». Пожалуй, самый громкий случай - пожар на работавшем без разрешительных документов складе «Вайлдберрис» в питерском районе Шушары, когда в огне было уничтожено 9% заказов маркетплейса. Татьяна Бакальчук стала беднее на 16%, однако и $7,4 млрд ей хватило, чтобы остаться на первом месте самых богатых россиянок по версии Forbes. Но клиентов Бакальчук мало интересуют ее миллиарды, своя рубашка все-таки ближе к телу. И «Вайлдберрис» обещал вернуть всем все до копейки, страховщики оценили ущерб в 10-11 миллиардов рублей. Вернули три миллиарда рублей, обтекаемо сказали что это еще не все. Окончательной суммы, точных цифр компенсации, и когда конкретно остальным компания Бакальчук возместит нанесенный ущерб, в СМИ найти не удалось. С большой долей вероятности тысячи покупателей и продавцов до сих пор могут ждать своих денег.

Шах и мат

Очевидно, онлайн-торговлю надо как-то приводить в цивилизованное русло. Что же предлагает Союз торговых центров Булата Шакирова? А Булат Шакиров предлагает:

Снижение ставки налога на имущество для торговых центров

Введение особого налогового режима

Допуск самозанятых

Обнуление НДС

Другими словами, давайте отменим или снизим нам налоги, чтобы макетплейсы нас не давили. Приемчик так себе, примерно как если бы шахматист, проигрывая, потребовал от оппонента убрать ферзя - тот же все равно сильнее играет. Ведь что делают маркетплейсы? Практически то же самое, что и оффлайновые торговые сети - платят налоги за услуги витрины для продавцов, то есть за собственные услуги, а продавцы - за продажу своих товаров, и самостоятельно декларируют свои налоги. Если супермаркет «продает» место на полке, условный Wildberries предоставляет услуги на своей витрине, т.е. онлайн-полке. А всякого рода издержки зачастую и те и другие перекладывают на покупателя.

Вот только маркетплейсы, в отличие от торговых сетей, за последнее время сделали огромный рывок в развитии, потому что хотели. Маркетплейсы делают свой сервис удобнее и дешевле. Пункты выдачи заказов нынче на каждом углу, порой в соседних домах тебе моргают и Ozon, и «Яндекс.Маркет», и «Вайлдберрис», и товар в любую точку приедет за несколько дней. Среди такого выбора найти вывеску той же «Почты России» еще надо постараться, а ведь она тоже сотрудничает с маркетплейсом «Алиэкспресс». Даже сложно себе представить, сколько миллиардов рублей маркетплейсы тратят «на вырост» - постоянно что-то строят, открывают, арендуют, ремонтируют, вкладываются в логистические цепочки и так далее и тому подобное.

Чем все это время занимаются торговые сети, участники СТЦ Булата Шакирова? Вместо того чтобы прикладывать сверхусилия и доказывать кто в бизнесе достоин места на пьедистале, они при первой возможности повышают цены (за примерами далеко ходить не надо, вспомните яичный, куриный, сахарный и прочий «апокалипсис»), или бегут жаловаться в государственные структуры. Так что Булату Шакирову, похоже, время не разбрасывать, а собирать камни.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.05.2024 07:00
Комментарии 0
Наверх