Благодаря Фестивалю Москва вновь подтвердила свой статус крафтового центра России, показав хорошую организацию и высокий представительский уровень участников. Понятно, что Москве в затылок «дышат» крафтовые фестивали Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новгорода, Новосибирска и городов из других регионов страны, но им пока не удается «догнать» и «перегнать» столицу!
Такое положение вещей было достигнуто не случайно, а благодаря немалым трудам и стараниям организаторов в лице известной «Волковской» пивоварни, являющейся на сегодняшний день одним из флагманов крафтового пивоварения в России. Широкая и повсеместная представленность производимых ими сортов вызывает даже некоторые нарекания со стороны эстетов и поборников «чистоты» крафта, который считают, что «истинный» крафт никак не может вариться «массово».
Считаю такую критику в порядке вещей, ибо если вы сварили удачный сорт, который нравится многим, то количество сваренного в итоге продукта, на мой взгляд, не играет особой роли, если не брать в расчет некие особые изыски в рецептуре и дороговизну ряда крафтовых сортов.
Как и было заявлено организаторами, в Фестивале приняли участие лучшие российские и зарубежные пивоварни «Ответственный формат «Craft Depot». Перечислять их все, смысла не имеет. Ознакомиться с составом участников можно, зайдя на сайт «Craft Depot 2018». Разнообразие представленных видов напитка было немалым. Расскажем о том, какие сорта и пивоварни нам понравились!
Например, отметим пивоварню «Варяг». Как рассказал нам ее основатель Ярослав Илюхин, они «планируют открыть новый большой производственный цех в подмосковном Раменском осенью этого года». Пивовары по-хорошему удивили своим вариантом насыщенного грейпфрутового эля, также предложив всем желающим, бьющий «на отмашь» «Красный Топор». Москвичи «Kalevala», запомнившиеся своим «брусничным» элем, порадовали сортом «Spicy» (с большим количеством специй) и дынным элем. Черноголовская пивоварня «Beer Head» Владимира Желобаева продолжает сотрудничество с известным многим пивоваром Михаилом Веневцевым. Результаты их труда весьма впечатляют.
Отлично выступили, празднующие в этом году свое десятилетие «Jaws» (Поздравляем! – авт.) из г. Заречный Свердловской области, Санкт-Петербургские «Wooden Beard», «МирБир», «Дельта», «Knoffner», «Василеостровская», «Zavod» из Химок, нижегородские «Butch & Dutch», подмосковные «Landau Beerlab», обнинские «LaBEERint», московские «Id Jons» Александра Иджона, «Panzer Brewery», «Poet Brewery and Bar», «Dock’n’Dan», «Trigger» и «Пивзавод 77», брянские «Barbudos Brewery», костромские «Los Pivnos Brewery», «Губахинская пивоварня» из Перми, «68 Пауза» из Зеленограда, псковские «Great River Brewery», истринские «Bumble.Beer» и многие другие.
Готовят интересные новинки на осенне-зимний сезон 2018-2019 годов пивовары из «Zombie Brewery» (Сергея Косаткина), «Lark Craft» (Михаила Пихура), «СЮМП» (Павла Егорова, Дмитрия Газина, Олега Фомина, Михаила Веневцева) и «DaLi Brewery» (Олега Пивовара и Александра Миронова).
Весьма привлекательными были сорта пива от чешского бренда «Primator», нашедшего отклик в сердцах биргиков своим крепким и сладким одноименным стаутом «Primator» и немецкого «BraufactuM», входящего, по словам представителя крупного концерна «Radeberger» Юлии Казаковой в их состав. А также от канадских «Blue Moon», японских «Hitachino Nest», английских «Adnams», литовских «Brick By Brick» и ряда других пивоварен.
От шотландцев «Brewdog» можно было попробовать знаменитые «Punk IPA» и «Elvis Juice», а также их «ядреную» коллаборацию совместно с нидерландской «De Molen». Большим блоком выступили американцы: «Stone», «Rouge», «Samuel Adams», «Goose Island», «Firestone Walker». По вкусовым качествам запомнился лагер от знаменитой «Brooklyn Brewery» Гарретта Оливера.
Погода была отличной! Зрителей пришло очень много. Мест в кафе и на лавках под тентами к вечеру не хватало. На двух сценах отыграли все из заявленных коллективов. Выступление команды «Trubetskoy» (уже давно играющей хиты Ляписа Трубецкого без Михалка) в завершении Фестиваля, «зажегшей» на главной сцене, развеселило всех присутствующих. В рамках программы также прошли конкурсы граффити и выставка тюнингованных мотоциклов.
Резюмируем. Как сказал нам в интервью организатор Фестиваля директор «Волковской» пивоварни Алексей Аксель:
«Мы видим одну из целей Фестиваля в создании атмосферы позитивного общения и хорошего настроения. В прошлом году все желающие могли убедиться в том, что, несмотря на безлимитный формат потребления напитков, большинство людей все же приходят на «Craft Depot Fest» именно за этим!».
На мой взгляд, декларируемая им цель по созданию отличной «атмосферы позитивного общения» была достигнута! Точное количество людей, посетивших Фестиваль, конечно, обнародуют впоследствии организаторы, но, предполагаем, что оно составило никак не менее пяти тысяч человек!
На удивление грамотно сработали секьюрити Фестиваля. Они улыбались, всячески демонстрировали готовность помочь, при этом их практически не было видно. Пьяных людей, каких-либо конфликтов за все время проведения «Craft Depot 2018» не наблюдалось!
В заключение, я бы добавил также мнение известного немецкого пивовара Марка Раушманна из пивоварни «BraufactuM», который обратил внимание читателей «Нашей Версии» на увеличивающийся тренд спроса на «локальное» пиво, как в самой Германии, так и в других странах мира. Крафт в этом смысле выступает как отличное «поле» для смелых экспериментов творчески настроенных людей, где для производства пива с «уникальным характером», вроде попробованного мной на Фестивале «Barrel 1» (Stock ale), используются лучшие местные ингредиенты из баварского региона, который знаменит как место, где производят солода исключительного качества.
Тема, затронутая известным английским пивоваром из пивоварни «Adnams» Фергусом Фицджеральдом, приведенным в специальной брошюре, выпущенной пивоварней к Фестивалю «Craft Depot 2018», где Фергус говорит об органичном сочетании традиций и инноваций в крафтовом пивоварении и обращении внимания на охрану окружающей среды, также заслуживает отдельного внимания! История пивоварни ведется с 1354 года. Она расположена на восточном побережье Англии, в двух часах езды от Лондона в местечке «Southwold».
Пример «Adnams» как одной из самых экологичных пивоварен в Англии (а может быть и во всем мире в 2018 году) весьма показателен. Процитируем вышеупомянутую брошюру. Например, «Adnams» «первыми начали рассчитывать объем углерода, который попадает в атмосферу» из-за их продукции. Они «оптимизировали энергоэффективность производства и теперь тратят в 4 раза меньше электричества, чем в 2007 году, потому что повторно используют пар для подогрева следующих партий пива».
Пивовары из «Adnams» экономно расходуют водные ресурсы. «На изготовление 1 литра пива они тратят всего 3 литра воды. У других на это уходит около 6 литров!». Они «не сбрасывают отходы производства на свалки. Примерно одна треть отходов отправляется в анаэробный коллектор, где превращается в метан, который можно использовать». Их «экологичный распределительный центр устроен таким образом, что они обходятся без искусственного охладжения и отполения». В общем, забота об окружающей среде обходится не дешево, но оно того, безусловно, стоит! А представленные «Adnams» на Фестивале APA «Ghost Ship» со свежим цитрусовым ароматом и вкусом печенья или однохмелевой «Блонд» - «Mosaic Pale Ale», даривший фруктовые ароматы с оттенками персика, манного, лимона, хвои, и другие сорта показали широкие возможности пивоварни в плане вкуса и качества.
«Наша Версия» вновь поддержала «Craft Depot Fest» информационно. Мы не раз писали о крафте в различных статьях: «Все флаги крафта будут в гости к нам!», «Крафт-бланш», «Рыжий крафт» и другие. По нашим данным, целевая аудитория издания с интересом реагирует на наши исследования вышеозначенной крафтовой темы, которая выходит далеко за рамки простого потребления напитков, становясь настоящим современным субкультурным явлением. Тег «#Пить меньше и пить вкуснее!» - как отметил Фергус Фицджеральд, на мой взгляд, будет определять грядущие тренды не только «Craft Depot», но и других крафтовых фестивалей.
Такое мнение специалиста тем более ценно, что наша Редакция всегда обращает внимание своих читателей на качественное и умеренное потребление алкогольных напитков, представленных на крафтовых Фестивалях, а также запрет их продажи лицам, не достигшим 18 лет.
Редакция выражает признательность за предоставленную аккредитацию Алексею Акселю.
Фотографии автора.