Версия // Бизнес // «Наша Версия» исследует пивоварение в Лаосе

«Наша Версия» исследует пивоварение в Лаосе

2971

Отнюдь, Лао. Часть 1

«Наша Версия» исследует пивоварение в Лаосе (Фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Любопытно, что пиво в его современном варианте на территории Лаоса начали варить только с семидесятых годов ХХ века. Но для начала исследования представляется важным, немного углубиться в историю и отметить следующее: во времена 9-14 веков жители, населявшие земли Лаоса (а также соседней Камбоджи и Тайланда – тогдашняя территория империи кхмеров со столицей в Ангкоре, где проживал почти миллион человек), несомненно, употребляли некий напиток, похожий на нынешнее пиво.

Что он собой тогда представлял – неизвестно. По нашей версии, основой для его производства мог служить рис и (частично) ячмень. Напиток хранился (скорее всего) в керамической посуде и подвергался спонтанному брожению. По его поверхности могли плавать рисовая шелуха (и ячеменные зёрна), на дне оставался осадок. Поэтому, его, наверняка, процеживали и пили через трубочки.

Я выражаю свои мысли в форме предположений, так как точных и более-менее документально подтверждённых достоверных данных (как по Закавказью или Европе) по истории пива в Юго-Восточной Азии (как, в частности, Камбодже и Тайланде) мне пока найти, не удалось. Есть информация про Индию, где, к примеру, зачатки местного пивоварения сформировались (благодаря англичанам) еще в 1830 году. В Мьянме – к 1886 году. Но об этом мы поговорим отдельно.

Предпосылки к развитию пивоварения в ЮВАО, несомненно, есть. Климат в регионе жаркий. Пить воду жизненно необходимо. О том, чтобы её кипятить, таким образом, предохраняясь от болезней, люди, конечно, знали. И схожие с пивными напитки (в виде браги), наверняка, пользовались немалой популярностью. Название «схожие с пивными напитки» в исторической ретроспекции мне представляется наиболее корректным, так как тогдашние «пивовары» не знали про хмель и дрожжи. Чтобы сварить тогдашнее «пиво», воду было необходимо прокипятить и добавить некие ингредиенты (в том числе мёд, сок сахарного тростника и пр.) для вкуса.

А что у нас получается с Лаосом? Вплоть до 20 века пиво в Лаос изредка завозили лишь европейцы. Почему изредка? Лаос был французской колонией. А французы, как известно, предпочитают пиву вино). Поэтому, не будет большим преувеличением сказать так, что вкусовые пристрастия местной знати, купцов и более-менее образованных слоёв общества были сформированы на основе винной культуры. Снова предположим, что чиновники и миссионеры могли иногда на досуге пригубить пенного, так как помимо французов среди колонизаторов было немало бельгийцев (чьи пивные сорта изысканны и знамениты во всём мире). Что было уместно, в виду местных погодных особенностей. Вполне возможно, что кто-то мог варить нечто самостоятельно. Но, скорее всего, в очень небольших объёмах и для собственного потребления.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь к 1971 году, когда появляются первые упоминания о постройке крупного пивоваренного завода во Вьентьяне под его нынешним названием Lao Brewery Company LTD. (сокр. LBC), которое пявилось не сразу! Его строительство, а также последующий выпуск пивоваренной и прочей напиточной продукции (в виде различных вод, вроде «Tigerhead» и газировок от компании Pepsico c их «Pepsi» и «7UP») затеяли несколько французских (что было вполне предсказемым! – авт.) и лаосских бизнесменов. К 1973 году объёмы годового производства завода составляли порядка «3 млн. декалитров». Компания тогда называлась по-французски - «Brasseries et Glacières du Laos (BGL)»!

Далее в 1975 году образовалась Лаосская Народная Демократическая Республика, ориентировавшаяся в политике и экономике на СССР, Вьетнам и Китай. Пивоваренный завод был национализирован и отошёл государству. Сначала его продукция выходила «под брендом «Bière Lao brand» (снова французское название! – авт.). Лишь после 1995 она стала именоваться «Beerlao». Соответственно, экспортный бренд обозначался как «33», вплоть до 1990 года и «Bière Larue» до 1995 года»!

В 1986 году в Лаосе начались экономические реформы, ознаменовавшиеся переходом от центрального планирования к моделям рыночной экономики, но с элементами социализма. Был запущен «Новый Экономический Механизм», что привело в 1993 году к созданию совместного предприятия (СП – Joint Venture) , как в своё время (в Грузии, о чём мы рассказывали) на базе пивоваренного завода. Доли СП распределились в следующих пропорциях: «49 процентов отошло Лаосскому правительству, 25,5 процентов фирме Loxley и 25,5 процентов итальянцам. На заводе к тому времени работало порядка 300 человек. Объёмы производства выросли и составляли 20 млн. декалитров в год».

В 2005 году на сцене появляется крупный международный пивоваренный концерн Carlsberg, приобрётший 50 процентов акций компании. Другие 50 процентов отошли Лаосскому правительству. В 2007 Carlsberg Group приобретает 70% доли в Lao Soft Drink Co Ltd., в то время как Лаосское правительство продолжило контролировать оставшиеся 30 процентов акций.

Так поэтапно появилось на свет «Beerlao» (на лаосском: «ເບຍລາວ»). Таково общее название пивной «линейки» напитков, выпускаемых Lao Brewery Company (далее LBC) - Лаосской Пивоваренной Компанией, до сих пор базирующейся в столице Лаоса – городе Вьентьяне. Основным компонентом лаосского пива выступает местный жасминовый рис («khao kai noy»). Солод привозят из Франции и Бельгии. Ячмень и хмели импортируют из Германии. Всё пивоваренное оборудование было также импортировано из Европы.

Самым распространённым в Лаосе сортом является «Beerlao Lager» (5%). Буквенное изображение названия сорта и логотипа компании размещено на этикетке. Сорт представляет собой обычный, питкий, в меру охмелённый лагер, сваренный в немецком стиле. Он продаётся в бутылках объёмом 330 млгр., 640 млгр. и в банках. «Beerlao Lager» повсеместно доступно в Лаосе. В 2024 году его цена составляла 20 - 25000 кип (примерно 1 американский доллар или 100 рублей). В некоторых заведениях лаосское пиво подавалось в розлив под маркой «BeerLao Draught» по цене 40-45000 кип за 1 литр.

В 2005 году LBC наладила выпуск «Beerlao Light» - лёгкого светлого лагера с низким процентом содержания алкоголя (2.9%) и «Beerlao Dark» - темного, довольно плотного лагера с содержанием алкоголя порядка 6.5%. В 2008 LBC представила публике светлый лагер под названием «Lanexang» (обозначающего в переводе с лаосского «Миллион Слонов» и носящего имя Королевства Лаос, бытовавшего с 1354 – по 1707 гг.). Сорт достаточно редкий. Его непросто найти. Но среди местных энтузиастов пивной темы, он пользуется заслуженным уважением.

В 2010 появился премиальный лагер «Beerlao Gold», чью основу вновь составил локальный рис и «Beerlao Luang Prabang». Лишь в 2018 и в 2019 годах LBC, идя в ногу со временем, хотя и несколько запаздывая, выпустила два новых (крафтовых) сорта: «Beerlao White» и «Beerlao IPA». В 2024 году можно было попробовать «Beerlao Green», сваренное ограниченной партией в банках, к празднованию 50-летия LBC. Светлый лагер был изготовлен из оригинального рисового сырья, произведённого на собственной ферме, принадлежащей Лаосской Пивоваренной Компании. О том, кто ещё пасётся на лаосских пивных «делянках», где в банках и в бутылках встречаются, к примеру, светлые лагерные сорта «Namkhong» и «Namkhong Special» (также известного, как «Beer Khao Khum» - «Пиво из Чёрного Риса»), производимого из премиального чёрного риса, другим крупным международным пивоваренным концерном, мы поговорим далее…

Продолжение следует.

«Наша Версия» предупреждает читателей об ответственном потреблении пива и алкогольных напитков. Запрете их продажи лицам моложе 18 лет! Пьём меньше и вкуснее!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.05.2024 11:41
Комментарии 0
Наверх