// // Алла Ларионова. Чаплин мечтал снять её в главной роли

Алла Ларионова. Чаплин мечтал снять её в главной роли

958
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Она была настоящей суперзвездой. Но все женщины Советского Союза завидовали ей не только потому, что она блистала на киноэкране: мужем Аллы Ларионовой был кумир тех лет Николай Рыбников. Они познакомились ещё студентами и прожили вместе 33 года. Наверное, Ларионова и Рыбников – самая знаменитая пара советского кино 1950–1970 годов. Однако путь к семейному счастью был для Ларионовой очень непрост, да и желаемого хеппи-энда судьба ей не приготовила. В последние годы жизни у неё уже не было ни серьёзных ролей, ни пятикомнатной квартиры в центре Москвы, ни миллионов поклонников, ни любящего мужа.

Алла Ларионова появилась на свет 19 февраля 1931 года в Москве. Родители меньше всего хотели видеть её актрисой. Отец, директор райпищеторга, и мать, завхоз детского сада, мечтали, чтобы их Аллочка выбрала для себя более земную профессию. Но сама Ларионова о других вариантах даже не задумывалась. Ей всегда казалось, что стать актрисой было предначертано ей самой судьбой. Когда Аллочке было всего 5 лет, в детский сад, в который она ходила, приехала съёмочная группа, снимавшая документальный фильм о «счастливом советском детстве». Стоит ли говорить, что красивая девочка была в том фильме на первом плане. Следующий звоночек прозвенел, когда Ларионову-восьмиклассницу на улице заметил ассистент режиссёра и пригласил сниматься в фильме «Поезд идёт на восток». Мать с отцом, как всегда, были против. Но Алла проявила характер. И годы спустя с лёгкой укоризной напоминала родителям, как те чуть было не изменили всю её жизнь.

Фильм «Поезд идёт на восток» никоим образом не помог Ларионовой поступить на актёрский. В ГИТИСе экзамены принимал режиссёр Андрей Гончаров. Сама Алла Дмитриевна в конце жизни рассказывала, что он был таким красивым, что от волнения и восхищения она забыла все стихи и басни, которые приготовила. Пришлось уходить ни с чем. Во ВГИКе курс набирал Сергей Герасимов, чьё имя сегодня носит легендарный институт. И ему девушка тоже не понравилась. Правда, на сей раз причиной недовольства стала не плохая память абитуриентки, а её... внешность. Герасимову Ларионова показалась похожей на жабу. И если бы не заступничество Тамары Макаровой, помощницы и по совместительству жены Герасимова, судьба Ларионовой могла бы сложиться совсем иначе.

Алла во ВГИК поступила. И в считанные дни стала любимицей не только педагогов, но и студентов. Среди её почитателей был и молодой Николай Рыбников. Но Ларионова не обращала на него внимания, хотя уже в институте Рыбников был настоящей звездой.

Рыбников принял решение во что бы то ни стало завоевать Ларионову, когда в 1953 году на экраны вышел фильм «Садко», в котором она сыграла одну из главных ролей. С ума по молодой актрисе сошёл не только Советский Союз, но и весь мир. На кинофестивале в Венеции, куда была отправлена лента, «Садко» завоевал «Серебряного льва». Но Ларионова тогда была влюблена в другого – актёра Ивана Переверзева.

Её следующая работа – в фильме «Анна на шее» – окончательно закрепила за ней славу первой красавицы советского кино. На съёмках за ней трогательно ухаживали маститые Александр Вертинский и Михаил Жаров. Вскоре у Ларионовой появился и более влиятельный поклонник – министр культуры СССР Александров. Звезда пленила большого чиновника на съёмках картины «Двенадцатая ночь». Министр славился особыми отношениями с молодыми актрисами, которых, как судачили, он неизменно купал в ванне с шампанским. Свечку, как говорится, никто не держал, но разговоры об отношениях министра и Ларионовой велись активно. И когда на смену Александрову пришёл новый министр, актрису перестали снимать. Но Ларионова сдаваться не собиралась. Это было не в её характере. Алла написала письмо министру культуры, в котором попросила разобраться в сложившейся ситуации. И случилось невероятное: министр действительно принял меры. Негласный запрет был снят.

По теме

Вместе с другими звёздами её часто отправляли за границу, где она представляла советское кино. Комплименты в свой адрес Ларионова слышала от Анны Маньяни, Жерара Филипа, с которым ей даже приписывали небольшой роман. Первый герой-любовник французского кино называл Ларионову Алчик, а она его – Жерарчик. Великий Чарли Чаплин мечтал снять фильм с Ларионовой в главной роли. Но начальники от советского кино ответили ему отказом. О том, что не удалось сняться у Чаплина, Ларионова жалела до последнего дня своей жизни.

Впрочем, на тот момент работы хватало. Ларионова практически не бывала дома, пропадая в экспедициях. На съёмках «Полесской легенды», проходивших в Минске, она жила в гостинице в одном номере с Иваном Переверзевым. Тот обещал жениться на Алле, но всё никак не мог выполнить своего обещания. Аккурат накануне Нового года Переверзев получил телеграмму из Москвы и сказал Алле, что вынужден срочно уехать. Рассказывают, что Ларионова обнаружила эту телеграмму между страниц книги, забытой Переверзевым в номере. В ней было всего четыре слова: «Поздравляю рождением ребёнка приезжай».

Ситуация осложнялась тем, что сама Ларионова тоже ждала ребёнка. В голову лезли самые чёрные мысли, никакого праздничного настроения, конечно же, не было. Но 31 декабря в дверь постучали. Алла открыла дверь – на пороге стоял Рыбников. Тот самый влюблённый студент, который теперь тоже был знаменитым артистом. Рыбников уже всё знал. И буквально с порога предложил Алле стать его женой. Потом Алла Дмитриевна рассказывала, какие чувства она пережила в тот момент. Она вдруг увидела, что рядом с ней уже давно находится человек, который по-настоящему её любит. Вспомнила, что не было ни одного праздника, с которым бы её не поздравил Рыбников. И поняла, что если ответит ему отказом, то будет жалеть всю жизнь.

Когда у Ларионовой родилась дочь, Рыбников официально удочерил её. О том, кто её настоящий отец, девушка узнала только в 18 лет. Умирающий Переверзев умолял, чтобы дочь пришла к нему проститься. Но её словами были: «Меня вырастил Николай Рыбников, и мой отец – он».

Через несколько лет у пары появилась и общая дочь. Жила семья в просторной пятикомнатной квартире в центре Москвы. Строгих разделений домашних обязанностей у них не было. Если требовалось, Ларионова могла сама и лампочку ввернуть, и гвоздь вбить. А Рыбников, в свою очередь, обожал готовить и баловать своих девочек всевозможными разносолами.

Не изменил Рыбников и традиции поздравлять свою Аллочку со всеми праздниками. Где бы ни находился, прилетал в Москву, чтобы преподнести любимой букет. Близкие знакомые говорили, что отношения у них строились согласно французской поговорке: один целует, а другой подставляет щеку...

Николаю Рыбникову едва исполнилось 60, а его уже практически не снимали, денег на достойную жизнь не хватало. Выживать помогал огород, на котором кумир поколений выращивал зелень. Как на работу, он отправлялся на рынок, где закупал помидоры и мариновал, мариновал, мариновал. Последнюю заготовку он сделал в августе 1990 года. Говорил, что к новогоднему столу помидоры будут в самый раз. Но открыть их пришлось уже в октябре, на поминках по актёру...

После смерти мужа Ларионова снялась всего в двух фильмах. Когда кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну о том, какими были её отношения с Рыбниковым, она ответила: «Он очень любил меня. А это самое главное. С ним я была счастлива».

Ну а потом всё было довольно прозаично. Жить становилось всё сложнее и сложнее. И в итоге Ларионовой пришлось отказаться от огромной пятикомнатной квартиры. Журналисты потом напишут, что актриса не смогла смириться с жизнью без своего Коли и потому уехала из роскошных апартаментов, где всё напоминало о супруге. На самом деле кинозвезде было элементарно не на что жить – 500-рублёвая пенсия вновь вернула её к временам, когда она практически ничего не могла себе позволить. И Ларионова перебралась в двухкомнатную хрущёвку.

Ей было всего 60 лет, но предложений о работе в кино практически не поступало. Единственной отдушиной были встречи со зрителями, по-прежему боготворившими актрису, да поездки на кинофестивали, коих в те годы расплодилось великое множество. Неожиданно Ларионова получила приглашение режиссёра Вячеслава Шалевича сыграть в его антрепризном спектакле «Деньги, коварство и любовь». Шалевич давал Лариновой 10 дней на то, чтобы выучить роль. Она справилась за один день. И по-настоящему ожила: снова стала ездить с гастролями, снова возвращалась домой с охапками цветов.

В апреле 2000 года всё было, как прежде. Ларионова только вернулась из очередной поездки. Она не очень хорошо себя чувствовала и собиралась на другой день сходить к врачу. Вечером она поговорила по телефону с дочерью, предупредила её, что собирается пораньше лечь спать и потому отключает телефон. Это были последние слова знаменитой актрисы.

Через день дверь её квартиры взломали спасатели, которых вызвали обеспокоенные родственники: несколько часов 69-летняя женщина не выходила на связь. Алла Ларионова лежала в своей постели. И была мертва. Как всегда в подобных случаях, вместе с бригадой спасателей в квартире находился оператор, фиксирующий на камеру происходящее в доме. Так, под звук работающей камеры и закончилась земная жизнь кинобогини Аллы Ларионовой. Она на 10 лет пережила своего Колю и навеки соединилась с ним на Троекуровском кладбище...

Игорь Оболенский
Опубликовано:
Отредактировано: 21.02.2011 11:22
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх