// // Новые Третьяковы несут миллионные убытки

Новые Третьяковы несут миллионные убытки

431

Всё напоказ

Павел и Сергей Третьяковы 25 лет содержали Московскую городскую галерею на свои деньги. Фото: lori
Павел и Сергей Третьяковы 25 лет содержали Московскую городскую галерею на свои деньги. Фото: lori
В разделе

До революции 1917 года частные музеи в России были не редкостью. Та же Третьяковская галерея, как известно, в течение многих лет оставалась собственностью братьев Третьяковых и лишь в 1892 году была подарена городу. В советской России музеи были исключительно государственными. Но в последние годы в нашей стране увеличивается количество коллекционеров, готовых показывать свои собрания произведений искусства широкой публике. На днях в Москве открылся частный Музей русской иконы, основу которого составляет коллекция православного искусства бизнесмена Михаила Абрамова. Подробности выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Формально Музей русской иконы существует с 2006 года, но прежде он располагался в бизнес-центре «Верейская плаза», а теперь обрёл новый и постоянный дом на Гончарной улице. В экспозиции более 3 тыс. экспонатов, среди которых иконы XIV–XVII веков, старообрядческая молельня беспоповского согласия XIX века, найденная в Тверской области, раритетные предметы византийского прикладного искусства VI–XIV веков и собрание христианского эфиопского искусства.

«Я вообще никогда не хотел просто иметь частную коллекцию, – пояснил Михаил Абрамов. – Своё собрание я изначально замышлял как музей с реставрационными мастерскими, со служащими-искусствоведами. С гардеробом, буфетом, в конце концов. И это огромная разница, частная коллекция не предполагает никакой музейной деятельности, висит что-то дома, захотел – продал, захотел – подарил, захотел – вообще бросил собирать. А музей своим названием накладывает строгие обязательства. Музей – это посетители, конференции, издания книг, выставки, научная работа. Это огромная и очень интересная деятельность, которую коллекционер не предполагает. Пласт новых идей. Что касается иконописи, всё, что хранится в отечественных музеях, изучено, описано, исследовано, а тут, на Гончарной, показывается совершенно неизвестное. Это неизведанное, золотые копи для знатоков. Но показывать свои собрания икон в советскую пору было запрещено. И до сих пор мало кто решается сделать то, на что решился я. Я считаю, что время пришло».

Михаил Абрамов настроен предельно оптимистично, но есть и скептики, не склонные переоценивать перспективы частных музеев в России. Они считают, что в России должно появиться соответствующее законодательство, которое определит льготы для тех, кто открывает частные музеи. Эксперты уверены, что, пока этого нет, подобные инициативы столкнутся с массой проблем. Музеи будут отнимать у владельцев огромное количество энергии, сил и денег, а государство в этом не будет никак участвовать, скорее наоборот. Тем более что пока отечественным коллекционерам гораздо выгоднее сотрудничать с государственными музеями и предоставлять им экспонаты.

« Ни один музей мира не может быть рентабельным, а частный – вообще разорителен. Приходится платить за аренду, экспонаты, налоги (два года назад частные музеи обязали платить налог на землю) и так далее».

Пару лет назад в центре Москвы открылся Музей актуального искусства Art4.rU. Владелец – бизнесмен и коллекционер Игорь Маркин – рассчитывал привлечь множество посетителей. Но кризис помешал глобальным планам: сейчас музей работает только два раза в неделю, количество сотрудников пришлось сократить. Правда, музей всё равно пытается выжить, с недавних пор там, например, открылись детские курсы искусствоведения.

Даже самые известные государственные музеи постоянно ищут новые источники доходов. Во Франции, в Лувре большую прибыль приносят открытые после сооружения стеклянной пирамиды во дворе модные кафе и ресторанчики, бутики и сувенирные лавки. Именно благодаря им удаётся платить зарплату более 2 тыс. сотрудников Лувра. Одной из форм заработка являются и специализированные временные выставки, за вход на которые взимается отдельная плата. Практикуются и выездные выставки коллекций Лувра за границу – в основном в Соединённые Штаты и Японию. А ещё в Лувре не чураются кинематографистов и сдают помещения в аренду под съёмки, например, таких фильмов, как голливудский «Код да Винчи» или французские «Последний вздох», «Визит в Лувр» и «Бельфегор».

Опубликовано:
Отредактировано: 09.02.2011 15:27
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх