// // А воз и ныне там

А воз и ныне там

398
А воз и ныне там
В разделе

Книги для детей устаревают намного быстрее, чем книги для взрослых. Даже очень хорошие книги. Ребёнок должен легко понимать, про что он читает или ему читают.

Дело не только в идеологии, хотя октябрята, пионеры, зарницы, горны и прочие атрибуты советского времени изрядно затрудняют сейчас восприятие текстов Драгунского, Носова, Голявкина… Просто всё меняется, и от того, что окружало ребёнка 50 лет назад, сейчас осталось не так много. Даже казавшийся незыблемым «Дядя Стёпа – милиционер» вдруг стал анахронизмом.

Непонятны не просто слова, непонятна сама жизнь, о которой повествуют писатели. Вот, например, рассказ Виктора Драгунского «Гусиное горло» из знаменитого цикла «Денискины рассказы». В нём сначала мама вспоминает, как девять лет назад Мишка «лежал на подоконнике в ящике от комода». Данный факт способен вогнать в ступор любого современного ребёнка, тщетно пытающегося понять, как на подоконник можно уместить ящик, зачем вообще это нужно делать и, наконец, почему там лежал Мишка. А затем родители начинают выяснять у Дениски, что тот собирается подарить другу на день рождения. «Сегодня Вера Сергеевна гуся потрошила, и я у неё выпросил гусиное горло… Я его высушу как следует и сверну в колечко… Мишке понравится», – объясняет Дениска. Попробуйте разъяснить суть происходящего ребёнку. Вы три раза вывернетесь наизнанку, но максимум чего добьётесь – просьбы купить гуся.

Конечно, у Драгунского можно найти и что-то более понятное. Но вот людям, ответственным в России за образование, особенно милы именно комоды и сушёные гусиные части. Этот рассказ они поместили в хрестоматию по литературному чтению для второклассников: он должен помочь понять тему «о настоящем и ненастоящем богатстве». , а высушенное гусиное горло – самый желанный подарок? Ничего подобного. Она используется для обучения по продвинутой программе «стандарты второго поколения», и в следующем задании (!) ученику предлагается «обнаружить секреты хокку» Кикаку, Басё и Сико.

Всевозможные пособия для подготовишек и начальной школы по чтению, русскому языку и развитию речи переполнены устаревшими или малоупотребительными словами, обозначающими вещи, современным детям неведомые. Скажите, пожалуйста, многие ли из них видели борону? Или воз? Мне последний воз попадался на глаза лет 30 назад. А ребёнку сейчас предлагается определить, что изображённая на маленькой картинке конструкция – не телега, не повозка, а именно воз! Лошадь, кстати, при возе автором не предусмотрена, и стоит он в чистом поле как символ «начальной школы XXI века» – так называется данный комплект пособий.

Читайте по этой теме: В последнем чтении

Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2012 15:58
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх