Версия // Культура // 50 лет грянуло знаменитому диску Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon»!

50 лет грянуло знаменитому диску Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon»!

9127

Ориентация в дне сегодняшнем

50 лет грянуло знаменитому диску Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon»!
(фото: Роман Егоров)
В разделе

К началу 1970-х имя Pink Floyd уже было очень известным и гремело по всему миру. Так легли звёзды, что весна 1973 года стала временем создания ими одного из величайших концептуальных арт-роковых шедевров всех времён и народов, выпущенного, находящимися в зените славы и своего развития, ещё не успевшими окончательно заматереть и окончательно рассориться музыкантами.

«Мне кажется, что зеркала всегда видят сны…» - Эрих М. Ремарк.

Как мы упоминали ранее, в нашем исследовании творчества другого гения, по имени Майк Олдфилд: «арт и прогрессив-рок (как весьма продвинутые музыкальные формы) изрядно истощили своё величественное содержание к 1973 году. Известно, что не последнее слово в их репертуаре играли красивые жесты, запредельный артистизм, переполненные смыслами вычурные шоу, сквозь которые просвечивала навороченная философия уже набравшего к тому времени постмодернизма и их масштабные воплощения, от которых голова иногда шла кругом».

Экспериментирования с инструментами (в том числе самыми экзотическими) и всяческими звуками, были свойственны хард, арт и прог-рокерам, а также многочисленным командам кислотного и психоделического рока (и фолка), окучивавших свои «полянки» в широчайшей музыкальной полосе середины шестидесятых – начала семидесятых годов, где мы также писали о феноменальном дебютнике наших героев.

С воображением у них всё было в порядке. Свежие, неожиданные, странные, но очень интересные во всех отношениях находки обретали пристанище в их композициях и сюитах.

Так как в настоящей статье мы исследуем творчество Pink Floyd, то напомним читателям, что в конце 1967 года к четвёрке музыкантов присоединился гитарист-виртуоз Дэвид Гилмор. Дэвид пришёл на смену Сиду Барретту, который в силу непростых обстоятельств и прогрессирующего душевного заболевания начал часто срывать записи и концерты Pink Floyd. После ухода Барретта доминирующими фигурами в группе стали Роджер Уотерс и Ричард Райт. Однако со временем Райту надоела роль одного из лидеров, и он уступил главенствующую позицию Дэвиду Гилмору. В период 1968—1972 годов группой были выпущены семь альбомов (два из которых содержат музыку к фильмам).

В 1973 году пришёл черед монструозному, восьмому по счёту в дискографии флойдов диску «The Dark Side Of The Moon», вобравшему в себя передовые тогдашние звуковые решения. Его формат стал концептуальным, местами строгим и загадочным. Даже мистическим! В полном соответствии с текущим духом времени и своим названием, которое можно перевести, как «Тёмная (Обратная) Сторона Луны» (которую никогда не освещают лучи Солнца, поэтому она остаётся для людей невидимой и непознанной). Метафорически столь непростое название можно истолковать, как исследование подсознания человека, его потаённых страхов, скрытых фобий, горьких разочарований, непроходящих обид, незаживающих душевных ран, нехороших привычек, необузданных страстей, скрытого до поры до времени сумасшествия и даже самой смерти…

Пластинку наполняют длинные произведения, чьи темы претерпевают неожиданные, но очень любопытные трансформации по мере добавления к гитарам других инструментов, в том числе электронных. На мой взгляд, главной фишкой, которую удалось применить музыкантам и их звукоинженеру (которым стал не менее даровитый кудесник Алан Парсонс) скрывается в неожиданности звуковых вывертов, смелости музыкальных решений и (при всей эклектике и глобальности затронутых важных философских вопросов) логической завершённости альбома!

Бытовало, но быстро испарилось мнение, что столь суровая «начинка» альбома может отпугнуть многих поклонников Pink Floyd, не говоря уже о широкой публике. На самом деле, точно выверенная, ядрёная смесь пост-психоделии, электроники, элементов арт, прог и даже джаз-рока дала удивительный результат! Ладно, опус сразу одобрили студенты, обычно падкие на всё новенькое и необычное, но пластинка «зашла» интеллектуалам, повзрослевшим экс-хиппарям, и другим меломанам, чьи вкусы выходили за рамки коммерческих чартов, но которые пока не были готовы, сделать шаги навстречу джаз-року и классике. Они, конечно, слегка поругивали «The Dark Side Of The Moon» (как же без этого!), но слушали его взахлёб, пытаясь разгадать тайны «тёмной стороны Луны»!

«The Dark Side Of The Moon» сразу потребовал к себе серьёзного отношения. Его идея и концепция принадлежат музыкантам Pink Floyd. Композиции написаны Уотерсом, Мэйсоном, Гилмором и Райтом. Диск был выпущен на лейблах Harvest (англ.) и Capitol (амер.) 1 марта 1973 года.

Основными участниками и продюсерами записи стали непосредственно сами флойды в лице: Роджера Уотерса, спевшего на вокале, сыгравшего на бас-гитаре, синтезаторе VCS3 и добавившего звуковые эффекты; Дэвида Гилмора — вокал, гитара, EMS Synthi AKS[en]; Рика Райта — вокал, орган (Farfisa и Hammond), пианино, электрическое пианино (Wurlitzer, Rhodes), синтезатор VCS3, EMS Synthi AKS; Ника Мэйсона — ударные, перкуссия, звуковые эффекты.

Среди приглашённых участников были: Дик Пэрри сыграл отличные соло на саксофоне (в «Us and Them» и «Money»); Клэр Торри оформила вокал («The Great Gig in the Sky»); Дорис Трой, Лесли Дункан, Лиза Страйк, Барри Сент Джон спели на бэк-вокале.

Звукозапись и дизайн осуществили: Алан Парсонс выполнил гигантскую работу звукоинженера. Питер Джеймс стал помощником звукоинженера. Крис Томас консультировал по сведению. Дизайнерская студия Hipgnosis сделала весь дизайн и фотографии. Сторм Торгерсон осуществил дизайн (в том числе) юбилейных изданий альбома. Джордж Харди нарисовал иллюстрации и придумал оформление обложки. Джилл Фурмановски сделала фотографии.

Если вникнуть в суть композиций пластинки, то они немного жутковаты (как и всё настоящее в реальной жизни, исподволь соприкасающееся с потусторонним) но потрясающе красивы. Как их интерпретировать – дело, безусловно, ваше! Понятно, что в то время потрясало, сегодня выглядит умно и качественно сделанной записью. Но нельзя не отметить мелодическое роскошество треков, которое даже по прошествии 50 лет, воспринимается с большим уважением и даже восторгом! Среди песен «The Dark Side Of The Moon» нет перерывов. Они перетекают друг в друга, словно морские течения, формируя общий настрой опуса. Такой эффект применён неслучайно. Таким образом, музыканты немного схитрили. Треки, конечно, можно слушать по отдельности, выделяя из них любимые и нелюбимые, но идея состояла в том, чтобы оценить всю представленную «картину» целиком!

«The Dark Side Of The Moon» стартует с дивного коллажа звуковых эффектов, лавиной обрушивающихся на неподготовленного к такому подвоху слушателя. Ритмично бьётся сердце, тикают часики, доносятся раскаты безумного смеха и шаги – так флойды играют «в классики» по заветам Хулио Кортасара с его фамами и хронопами. Заглавный инструментальный трек «Speak to Me» идёт полторы минуты, сразу погружая слушателя в некую прострацию, задавая соответствующий настрой идее пластинки. Её начало фактически выполняет функцию увертюры и знакомит слушателей с дальнейшей, смело синтезирующей психоделию, электронику, рок концепцией альбома. Где находит приют множество спецэффектов, вроде грохочущего рокота терпящего аварию самолёта, чей рёв, как считалось среди знатоков, был показательным испытанием высококачественной аппаратуры. Далее обретают своё место композиции «Breathe», вновь инструментальная «On the Run» и эпическая «Time» (включающая репризу «Breathe»). Первую сторону пластинки завершает величественная «The Great Gig in the Sky», где сполна проявляется романтический гений флойдов. Тут слушателей подстерегает женское сопрано Клэр Торри, бессловесно и бесстыдно вопящей в псевдооперной манере на необычном фоне трека, название которого можно было бы перевести, как «Большой Розыгрыш (Кукиш, Фига, Насмешка) В Небесах».

Флойды играют в звуковую многомерность в «Money», где словно расписывают метафизическую «пульку», в прикупе которого может быть туз, а может и шестёрка, что подтверждается звоном сыплющихся жетонов из игровых автоматов в казино. Дальнейшее наполнение опуса не менее прекрасно. Уотерс делится (наговаривая в меру утомлённым голосом) своими наблюдениями о жизненной тщете и суете. Гилмор будто ткёт прозрачную нить лирических линий, текущих интенсивными соло. В «Us and Them» музыканты будто выступают в роли сталкеров Тарковского, проводников в непростые пространства, где в противопоставлении «Нас» и «Их» обретает своё воплощение метафизическая «Игра в бисер» Г. Гессе. «Any Colour You Like» делает инструментальную «прокладку» перед финальными композициями «Brain Damage» и «Eclipse», отдающими дань Сиду Барретту, которого флойды уже не забудут никогда…

Альбом «The Dark Side Of The Moon» создавался с использованием последних достижений звукозаписывающей техники начала 1970-х годов, включая мультитрекинг, аналоговые синтезаторы, а также различные эффекты с магнитными записями на студии Abbey Road. Звукоинженер Алан Парсонс (изучавший тонкости звукозаписи в EMI) и работавший над альбомом, был номинирован на премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома».

Как мы указали выше, Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл из дизайн-студии Hipgnosis разработали дизайн «The Dark Side Of The Moon». Они предложили музыкантам Pink Floyd семь различных вариантов макета обложки, но единогласно было выбрано изображение пирамидальной призмы, превращающей белый луч в радугу. По словам Сторма Торгерсона, он был удивлён быстро прошедшей презентации дизайна обложки: «они пришли, переглянулись, покивали друг другу и сказали „это“».

«На внутренней части разворота альбома изображена звуковая волна биения сердца. Торгерсон: «Если этот альбом о чём-то, то он, вероятно, о безумии: обратная сторона Луны, абсурдность, другая сторона обычной жизни человека. Там есть кусочки, где люди говорят о своей жизни, и в качестве фонового ритма они взяли биение сердца».

Прохождение луча света сквозь призму на лицевой обложке альбома демонстрирует «явление дисперсии света» в физике. Обратная сторона обложки изображает «конвергенцию спектра через перевёрнутую призму, что позволяет, соединив концы развёрнутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности замкнутого в кольцо оптического эффекта». Данное изображение полностью отражает идею альбома. Идея перенести символ призмы на обратную сторону обложки принадлежала Роджеру Уотерсу. По утверждению Сторма Торгерсона: «в призме на обложке заложены три основных элемента: во-первых, это напоминание о световых эффектах, являющихся важнейшей частью концертных выступлений Pink Floyd; во-вторых, на обложке присутствует символика треугольника, обозначающая амбициозность, одну из главных тем песен альбома; в-третьих, это простота изображения — ответ Ричарду Райту, который попросил изобразить на обложке что-то «простое, смелое и драматичное».

«По сложившейся уже традиции на обложку не были вынесены ни название группы, ни название диска. В то же время во внутренней части конверта впервые были напечатаны все тексты песен альбома. Кроме того, на развороте конверта были размещены фотографии египетских пирамид в Гизе, которые для Сторма Торгерсона представляли «космическую версию призмы». Поскольку Hipgnosis предпочитали делать настоящие фото и избегать фотомонтажа, дизайнерам пришлось съездить в Египет, чтобы снять пирамиды ночью при полной Луне».

Для того, чтобы продажная цена альбома не была высокой из-за дорогого оформления, группа согласилась на меньший гонорар. «Это было время, когда обложки действительно что-то значили, — комментировал Торгерсон. — Это был подарок для поклонников»! «В 2011 году обложка альбома заняла первое место в списке «Лучших обложек альбомов всех времён» по мнению читателей интернет-издания Music Radar».

И, в завершение, скажем, что «The Dark Side Of The Moon» занимает 6 место в списке Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока по версии Progarchives.com. 4 место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии PopMatters и 2 место в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock. По версии журнала Rolling Stone, диск является лучшим прог-альбомом всех времён!

О «The Dark Side Of The Moon» существует огромная литература, включающая переведённую на русский язык и изданную книгу биографа группы Николаса Шэффнера под названием «Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd». Я специально не стал подвергать дотошному анализу композиции, вошедшие на «The Dark Side Of The Moon». Так как считаю, что свой выбор любимого трека и его интерпретацию вольны сделать сами слушатели.

Опять же на «The Dark Side Of The Moon» история Pink Floyd отнюдь не заканчивается. Впереди будут не менее шедевральные «Wish You Were Here»(1975), «Animals» (1977), «The Wall» (1979) и завершающий совместное творчество музыкантов «The Final Cut» (1983), который мы постараемся обсудить позже, ближе к юбилею Роджера Уотерса, чьим сольным бенефисом этот альбом, по сути, и стал…

«Наша Версия» отмечает, что 2023 году Роджеру Уотерсу исполняется 80 лет (он родился 6 сентября 1943 года)! Заранее не поздравляем, но хотим отметить, что г-н Уотерс находится в здравом уме и сейчас даёт масштабный тур по Европе с великолепным двухчасовым (!) шоу, где поёт, играет на гитаре, выпивает на сцене, прикалывается насчет своего возраста и, как водится, клеймит «мировую закулису» и несправедливость. Ещё он до сих пор сутяжничает с бывшим компаньоном по группе Дэвидом Гилмором и задвигает мощные речи в ООН. Очеидно, что такие люди, как «Весёлый Роджер», так просто не покидают этот «говённый мир» (как говаривал персонаж по прозвищу «Ковбой Мальборо» в культовом фильме «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо» (1991) с Мики Рурком и Доном Джонсоном в главных ролях). Ему ещё вполне по силам хлопнуть дверью так, что штукатурка посыпется…Здоровья богатырского хочется пожелать такому мощному человечищу!

80 лет могло бы исполниться другому знаковому музыканту (также стоявшему у основ Pink Floyd) – Ричарду Райту. Он родился 28 июля 1943 года, но, к огромному сожалению, умер ещё в 2008 году. RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2023 12:00
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх