Версия // Культура // Поразительному альбому «Tubular Bells» Майка Олдфилда исполняется 50 лет!

Поразительному альбому «Tubular Bells» Майка Олдфилда исполняется 50 лет!

5791

Звон цилиндрических колоколов. Часть 1

Поразительному альбому «Tubular Bells» Майка Олдфилда исполняется 50 лет!
(фото: Wikimedia Commons/ Urmelbeauftragter)
В разделе

Мало кому известное (на тот момент – начала 1970-х) имя очень молодого музыканта, его сольный дебют на только что открывшемся записывающем лейбле и…прорывной, сумасшедший успех, бурные аплодисменты корифеев рок и поп-музыки, мгновенное мировое признание публики и критики – именно так можно описать последствия выхода новаторского, многослойного, составленного из многих наложений инструментального альбома Майка Олдфилда.

«То, что мы есть сегодня – следствие наших вчерашних мыслей. Сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь – это порождение нашего разума» Будда Шакьямуни.

Возникший тогда шум, вряд ли скрыл истинное большое значение альбома Олдфилда для истории рока, попа и развития ряда очень любопытных музыкальных направлений (вроде нью-эйджа, минимализма и даже неоклассики – о чём упомянем далее) но поговорить об этом стоит. Что мы и сделаем, так как трудно переоценить достижения Майка, которому на момент выхода «Tubular Bells» исполнилось всего…20 лет! Всемирная история музыки знала, конечно, подобные примеры, но тем более приятно, что Олдфилд является нашим современником.

Начнём с того, что арт и прогрессив-рок (как весьма продвинутые музыкальные формы) изрядно истощили своё величественное содержание к 1973 году. Известно, что не последнее слово в их репертуаре играли красивые жесты, запредельный артистизм, переполненные смыслами вычурные шоу, сквозь которые просвечивала навороченная философия уже набравшего к тому времени постмодернизма и их масштабные воплощения, от которых голова иногда шла кругом.

Экспериментирования с инструментами (в том числе самыми экзотическими) и всяческими звуками, свойственным хард, арт и прог-рокерам а также многочисленным командам кислотного и психоделического рока, окучивавших свои «полянки» в широчайшей музыкальной полосе середины шестидесятых – начала семидесятых годов (о чём мы писали). С воображением у них всё было в порядке. Свежие, неожиданные, странные, но очень интересные во всех отношениях находки обретали пристанище в их композициях и сюитах.

По теме

Без сомнения наш молодой герой (как водится, с детства увлекавшийся различной музыкой) не раз послушал творения вышеозначенных групп, да и не только их. Он хорошо изучил труды классиков, не обошёл стороной электронную музыку. Также предположу о знакомстве Олдфилда с работами корифеев блюза, джаза и джаз-рока, которое вряд ли было поверхностным. Как писал известный музыкальный журналист, продюсер звукозаписи Пол Роланд в своём тщательном исследовании «Рок и поп»: «Невозможно себе представить, насколько велики были достижения Майка Олдфилда, 20-летнего мульти-инструменталиста, создавшего 1000 поразительных индивидуальных наложений фонограмм за шесть месяцев работы в студии. Каждый его трек был вершиной успеха». Подписываюсь под этими словами Пола.

Идея и концепция «Tubular Bells» полностью принадлежат Майку Олдфилду. Все композиции написал сам Майк Олдфилд (за исключением народной «Хорнпайпа моряка» (англ. The Sailor's Hornpipe), которую Майк нестандартно аранжировал. Альбом создавался не слишком быстро, но и не медленно. Полгода ушло на его запись. Диск стал первой «ласточкой», выпущенной на лейбле Virgin Records, что, кстати, по одной из версий, подтолкнуло Ричарда Брэнсона (тогда имевшего в активе лишь несколько магазинчиков, торговавших пластинками по сниженным ценам) к созданию полноценной бизнес-корпорации.

Участниками записи стали: Майк Олдфилд сыграл на рояле, акустической гитаре, бас-гитаре, электрическом органе Farfisa, вистле, колокольчиках, электрической гитаре, пианино, органе Lowrey, колоколах, литаврах, перкуссии, голосе «пилтдаунского человека», органе Хаммонда, испанской гитаре, мандолине; Стив Броутон — на барабанах; Линдси Купер — на контрабасе; Джон Филд — на флейте. Манди Эллис и Салли Олдфилд спели на вокале. Вивиан Стэншолл была распорядителем. Хор (Саймон Хэйворт, Том Ньюман, Майк Олдфилд). Продюсерами выступили: Майк Олдфилд, Саймон Хэйворт и Том Ньюман. Запись осуществили: Саймон Хэйворт и Том Ньюман. Мастеринг: Саймон Хэйворт.

Формат «Tubular Bells» стал классическим. По сути его наполнили два длинных произведения, поддерживаемых инвенцией, органично возрастающей от простой темы к её развитию и трансформации по мере добавления к миксу других инструментов. Как говорил Будда Шакьямуни: «Следует бояться не возникновения мыслей, а промедления в их осознании». С правильным осознанием возникающих идей, на мой взгляд, у Олдфилда всё было в полном порядке. Ибо, в отличие, от приёмов традиционной классической музыки наш молодой гений применяет нестандартный подход. Майк повторяет первоначальную тему по всему произведению. Он распределяет её на «теле» плёнки таким образом, чтобы эффект от прослушивания был гипнотическим.

По теме

Также отмечу, что от классических и только набиравших тогда недюжинные обороты минималистского и неоклассического музыкальных направлений, композиции Майка Олдфилда на «Tubular Bells» имеют ещё одно важное отличие. Оно состоит в том, что длительные, углублённые треки Майка отличаются ярко выделенным роковым элементом, выпукло подчёркиваемым ритмичным пульсом бас-гитары. Не забывает он и про звук утяжелённых ритм и соло-гитар, пропущенный через примочки и завораживающий слушателя, словно удав кролика, как только Олдфилд чувствует, что внимание меломана начинает ослабевать.

Альбом идёт почти 50 минут. Он состоит из двух продолжительных треков. Соответственно, диск стартует с «Tubular Bells, Part One», которая длится 25 минут и 30 секунд. Заглавный трек сразу погружает слушателя в некую прострацию и задаёт соответствующий настрой идее пластинки. Её начало фактически выполняет функцию увертюры и знакомит слушателей с дальнейшей, смело синтезирующей классику и рок, концепцией альбома. В последующей, расположенной на другой стороне пластинки, найдёт своё место композиция «Tubular Bells, Part Two», которая длится чуть меньше первой – 23 минуты 20 секунд.

Олдфилд играет в многомерность, словно перекидывая мостики из реального в ирреальное, но возвращает слушателя обратно спустя некоторое время, аккурат к заглавному треку. Наполнение второй части также прекрасно. Похоже на то, что на ней Майк немного хитрит и вновь выступает в роли этакого проводника в запредельность, предлагая покой в обмен на…что? Сполна проявляя свой романтический гений в финале, где слушателей ждёт мажорная нота, словно обрётшие плоть цилиндрические колокольчики и их тени, танцуют польку в разгорающемся свете нового дня…

Также была проведена тщательная работа над конвертом и иллюстрацией пластинки, исполненной в виде коллажа, где на фоне морской глади изображен изогнутый предмет, напоминающий собой, то ли полую изнутри трубку металлофона, то ли цилиндрический колокол в духе Сальвадора Дали, то ли причудливое НЛО, то ли техно-арт «загогулину»... Версий существовало много, что вполне до поры до времени устраивало Олдфилда, создавая интригу, соответствуя задумчивой концепции пластинки и способствуя её хорошим продажам. Что было изображено на конверте, на самом деле, мы расскажем далее. Пока представим автора обложки. Им стал Тревор Кей, который разработал и воплотил её художественное оформление. В будущем их сотрудничество с Майком продолжится. Тревор будет создавать обложки для многих других альбомов Олдфилда…

Продолжение следует.

«Наша Версия» отмечает, что 2023 году Майку Олдфилду исполняется 70 лет (он родился 15 мая 1953 года). Поздравляем!

Редакция также поздравляет читателей с майскими праздниками и желает всем мира, любви, терпения, здоровья и хорошей музыки!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.05.2023 15:33
Комментарии 0
Наверх