Версия // Колумнисты // «Вызов» не принят

«Вызов» не принят

4761
Юрий Гладильщиков, кинокритик
В разделе

На экраны вышел дорогостоящий, снятый в космосе фильм «Вызов». Обещали шедевр, но он, судя по всему, не удался – пока что получилось только окупить затраты.

Мне кажется, в этой ситуации изначально была сделана ошибка в расчётах. То есть, с одной стороны, была выстроена вполне правильная пиар-кампания, а с другой – допущена существенная пиар-ошибка. В кинематографе есть понятие формального хода, который работает на аудиторию, на критику и на получение кинопремии. Но этот формальный ход на самом деле в своей основе оказывается в общем-то фикцией. Например, был фильм Мендеса «1917» о последнем годе Первой мировой войны, который претендовал на большое количество «Оскаров». Уж какие были хороводы вокруг этого фильма! «Это гениально, фильм снят одним кадром!» Но на самом деле, поскольку в основе лежал примитивный сценарий, фильм-то был фиговый. Или, например, был фильм «Отрочество», где снимали взросление одного и того же мальчика от 5 до 18 лет в режиме реального времени, то есть на протяжении долгих лет. И это кино тоже вызвало много воплей и претендовало на массу премий. Но когда фильм вышел, выяснилось, что в его основе совершенная ерунда, пустота и фикция.

И вот сейчас мы сделали фильм в космосе. Достижения российской кинематографии, достижения нашего агитпропа, достижения нашего космопрома – да! Но какое отношение это имеет к искусству? Если бы этот фильм был снят с обычной компьютерной графикой, его содержание вообще не изменилось бы.

То есть проблема в том, что съёмка в космосе – это всё-таки пиар-ход. И я думаю, что наша публика достаточно умна, чтобы понимать, что пиар-ход всё-таки не перекрывает некое реальное содержание, которое делает фильм фильмом. Я очень хорошо отношусь к режиссёру Климу Шипенко, я очень уважаю Юлию Пересильд – и тем не менее вопрос: а про что мне тут смотреть? Замените эти все натурные съёмки спецэффектами – не изменится ничего. Иными словами, народ, возможно, не захотел всерьёз смотреть пафосный, дорогостоящий, надуманный пиар-ход, подменивший собой саму суть кино.

Все мы, разумеется, патриоты. Но, к сожалению, за последний год требуемый уровень патриотизма, привносимый в наше искусство и нашу культуру, он уже достиг довольно критического предела. Я уже перестаю верить, и публика начинает переставать верить в то, что образчики, которые нам подаются как высокие достижения нашего искусства, и есть реальные достижения культуры. Я думаю, что это достаточно серьёзная проблема, и на месте всех наших людей, которые отвечают за развитие культуры и которые её спонсируют, я бы очень сильно задумался. Потому что, кажется, перестарались.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.05.2023 16:30
Комментарии 0
Наверх