Версия // Культура // 35 Книжная ярмарка пролетела 3-6 сентября в «Гостином Дворе»

35 Книжная ярмарка пролетела 3-6 сентября в «Гостином Дворе»

2585

Игра в классики. Часть 9

35 Книжная ярмарка пролетела 3-6 сентября в «Гостином Дворе»
(фото: Роман Егоров)
В разделе

На дворе осень. Мы делимся с вами наблюдением о том, что, несмотря на все эпидемии и наступившие затем сложные времена (чей исход остаётся на данный момент непредсказуемым) в Столице не слишком заметно прошло традиционное событие в мире российского книгоиздания - Московская Международная книжная ярмарка.

О предыдущих подобных книжных фестивалях и выставках мы неоднократно писали, стараясь полноценно исследовать непростые тенденции книжного российского рынка . Вы всегда можете посмотреть наши последние обзоры здесь или здесь. Последние выставки оставили двойственное впечатление, связанное с неоднозначными ковидными ограничениями, стартовавшими с весны 2020 года и до сих пор полностью не отменёнными.

На этот раз было не так строго, но всё равно не очень уютно. Обязательных масок и прочих ограничений на мероприятии не требовалось, но некоторые (наверное, чрезвычайно боязливые и осторожные люди) упорно носили их, пугая окружающих. Мероприятию, конечно, удалось проскользнуть «между струй» ограничений, но радоваться окончанию эпидемии, пока рано. Ибо нечеловеческое счастье от свежеприобретённого ношения масок и оформления «куриных» кодов, судя по ряду версий, ещё нас ждёт впереди!

В силу всем известных сегодняшних обстоятельств – санкций, турбулентности в экономике и политике, а также прочих неприятностей, начавшихся после 24 февраля 2022 года, большого праздника не случилось. Наверное, в силу вышеупомянутых причин, никакой особой рекламы книжной ярмарки на этот раз не было. На мой взгляд, было как-то непривычно и пугающе тихо. Поэтому на неё пришли лишь всегда интересующиеся книжной темой москвичи и библиофилы, а также сами литераторы, приглашенные ими гости и издатели. Последние неспешно прогуливались вдоль прилавков и стеллажей, приценивались и присматривались к представленным на них книгам, общались и прикидывали грядущие расклады.

Судя по кислым минам, расположившихся ни их загорелых лицах, выходило «не очень». Полномасштабных «игр в классики» и больших барышей (как в середине и конце удалых 1990-х годов, когда книги с книжной толкучки в СК «Олимпийский» вывозили грузовиками) не складывалось, но посетителям до этого было мало дела. Они, по мере возможности, пока ещё наслаждались как некоторыми книжными новинками (о них мы расскажем далее), так и уже признанными шедеврами художественной, нон-фикшн, детской, учебной или музыкальной литературы. Где могли представлять, к примеру, интерес, насыщенная фактами, книга Александра Кана «Главные песни XX века. От Диксиленда до хип-хопа», биография жилистого Игги Попа, пока только проектируемый онлайн «Музыкальный Гид в ковид» от литератора и публициста Романа Егорова, известному по тщательному пост-модернисткому исследованию российского крафтового пивоварения и много чего ещё.

О некоторых новинках мы (как всегда) расскажем далее, но не можем не отметить незатухающий интерес к шедеврам мировой/отечественной классики, как к антиутопическому произведению Д. Оруэлла «1984», к знаменитой «лагерной» прозе А. Солженицына, вроде «Одного дня Ивана Денисовича», «Архипелагу Гулаг» или «Колымских рассказов» В. Шаламова. Не перестают пользоваться спросом: «Ночь в Лиссабоне» и «Чёрный Обелиск» Э. Ремарка, «По ком звонит колокол?» и «Прощай оружие» Э. Хемингуэя, «Тропик рака» и «Тропик козерога» Г. Миллера, «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Сахарный Кремль» и «Русские народные пословицы и поговорки» В. Сорокина, «Дни Турбиных» и «Бег» М. Булгакова, «Нос» и «Шинель» Н. Гоголя, «Записки из подполья» и «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Севастопольские рассказы» и «Воскресение» Л. Толстого, «Роза мира» Д. Андреева, «Отверженные» В. Гюго, «Ромовый Дневник» Х. Томпсона, «На дороге» Д. Керуака.

В топе читательских предпочтений вновь расположились астрологические прогнозы и военно-исторические мемуары (вроде знаменитой автобиографии Л. Троцкого или книг из серии «ЖЗЛ»). По моим наблюдениям и опросам растёт спрос на книги, которые не стесняются ставить перед читателями основополагающие вопросы бытия. Например, «Первопонятия. Ключи к первичному коду» М. Эпштейна или «Новый тоталитаризм ХХI века. Уйдёт ли мода на безопасность и запреты?» Д. Коцюбинского. Очевидно, что ключевые вопросы современности, вроде «Могут ли быть идеи важнее людей?», «С кем я?», «Кто я?», «Что делать?» и «Как жить?» продолжают занимать умы многих.

Не забывали читатели и про произведения юбиляров, среди которых в 2022 году продолжают блистать имена Умберто Эко «Имя Розы» (род. 1932 г. исп. 90 лет!), Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (род. прибл. 1172 г. исп. 850 лет!), И. Гончарова «Обломов» (род. 1812 г. исп. 210 лет! ), Р. Толкиена «Властелин Колец» (род. 1892 г., исп. 130 лет!). Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (род. 1832 г., исп. 190 лет!). Д. Джойса «Улисс» (род. 1882 г., исп. 140 лет!). В. Гюго «Отверженные» (род. 1802 г., исп. 220 лет!). Г. Маркеса «Осень Патриарха» (род. 1927 г., исп. 95 лет!). Д. Керуака «На Дороге» (род. 1922 г., исп. 100 лет!). А. Герцена «Что делать?» (род. 1812 г., исп. 210 лет!). Тэффи (род. 1872 г., исп. 150 лет!). А. Дюма «Три мушкетера» ( род. 1802 г., исп. 220 лет!). В. Аксёнова «Затоваренная бочкотара» (род. 1932 г., исп. 90 лет!). Поздравляем! Кого из юбиляров не упомянули, постараемся поздравить в статье, посвящённой книжной выставке №онфикшн 2022.

На «ММКЯ 2022» работали разные площадки («Амфитеатр» и пр.), где вновь возникали острые дискуссии о «Русском мире» и его месте между западной, китайской и тюркской цивилизационными платформами. Никуда не делись разговоры о токсичных отношениях в современной русской прозе, о длящихся десятилетиями травмах поколений (талантливо описанных ещё в знаменитых романах «Ожог» или «Московской Саге» Василия Аксенова), о слабости или больших возможностях применения «мягкой силы» и дипломатии и пр.

Расскажем о некоторых выступавших спикерах от издательства «Эксмо» на «ММКЯ 2022»: Например, Аня Любимова рассказала об основах типографики, о том, что такое буквица и декоративный шрифт. Бронислав Виногродский пояснил, чему могут научить нас главные древние мудрецы Китая: Лао-цзы, Конфуций и Сунь-цзы? Почему восточная мудрость философов остается актуальной во все времена? С чего начать изучение культуры Востока? Лауреаты премии «Русский детектив» Анна Князева и Николай Свечин поговорили об актуальных трендах российской остросюжетной прозы. Вадим Панов — один из самых известных фантастов РФ, представил свою дилогию «Чужие игры» — гремучую смесь Young/Adult и классической научной фантастики.

Лия Арден — Автор трилогии «Мара и Морок», а также многих других романов, ответила на вопросы о текущих проектах и новинках, о своём творческом пути. Её имя за последние два года стало настоящим событием в отечественной Young/Adult литературе, благодаря атмосферным мирам, обаятельным персонажам и запоминающимся приключениям. Презентация книги Софи Кинселлы (известной по роману «Шопоголик») «Просто люби жизнь» дополнила публичную дискуссию на тему: «Интернет-знакомства против реальной жизни».

На сегодняшний день книги Софи Кинселлы переведены более чем на 40 языков и изданы в 60 странах. Совокупный тираж превысил 45 млн. экземпляров! В рамках презентации книги вместе с журналом Psychologies, сервисом VK Знакомства и и блогерами @irinalitvin, @oh_pollybooks и @ultraviolence_g были обсуждены интернет-знакомства, свидания в реальной жизни и возможность построения отношений без участия вездесущих социальных сетей. Эдуард Веркин – автор постапокалиптического романа «Остров Сахалин» рассказал о своей новинке «снарк снарк» и ответил на вопросы читателей. Известный психолог Михаил Лабковский представил новинку «Люблю и понимаю» и провёл автограф-сессию.

Елена Весёлая представила в формате публичного разговора «Неизвестные факты о семье Картье» презентацию книги «Картье. Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». Дотошно поговорили о том, почему история семьи долгое время оставалась тайной за семью печатями? Как членам семьи Картье удалось пройти путь от подмастерьев ювелира до владельцев империи роскоши? Как ювелирный Дом сумел добиться расположения аристократии? какую роль в популяризации бренда Картье сыграли дамы полусвета? Почему русские клиенты были особо желанными для владельцев Дома? Сергей Бубновский, автор книги «Функциональная анатомия здоровья», доктор медицинских наук, профессор просветил население на предмет того, что своевременно делать при болях в спине, чтобы не попасть под нож хирурга? Почему при гипертонии нужно работать с диафрагмой? Как укреплять мышцы таза для женского здоровья и легких родов? Что поможет навсегда обезопасить себя от остеопороза? Софья Багдасарова в лекции «Фантастика в живописи старых мастеров: драконы, левиафаны и демонические женщины» рассказала, как художники создавали фантастические образы? Кто первым начал рисовать в жанре фэнтези? Какую роль в искусстве играют необычные воображаемые существа? И так далее. То есть, каждый пришедший на «ММКЯ 2022», мог найти дискуссию себе по душе.

В разделе «Семинары» и «Мастер-классы» обсуждались насущные вопросы нейросетей и книг. «Как новые технологии меняют книгоиздание?» – вопрос отнюдь не далёкого будущего! Технологии, в основе которых лежит Искусственный интеллект помогают автоматизировать работу над книгами, открывают новые возможности для авторов, помогают оптимизировать процессы издательства. Но куда это все идёт? Какова будет роль человека? Каковы будут перспективы книжных профессий, автора и читателя в свете таких технологических усовершенствований?

Очевидно, что онлайн-проекты являются одним из ведущих векторов развития современной издательской индустрии. Книжные и литературные веб- и медиапроекты вступили в жесткую конкуренцию с форматом привычной книги. Мультимедийные издания — лонгриды, интерактивные приложения, литературные квесты и игры, интерактивные книги, образовательные и познавательные онлайн-ресурсы образуют новые «поля» бизнеса на стыке самых разных креативных и экспериментальных индустрий. У кого и где научиться создавать издательские продукты, отвечающие запросам нового времени?

Книга выходит за рамки бумажного тома и его электронной копии, активно использует видео, аудио, интерактив, стремится стать социальной сетью — не только средой познания, но и форматом общения. Все эти форматы не подразумевают издания бумажных книг, но, по сути являются «книжными» издательскими проектами, включающими в себя различные авторские произведения — текст, изображения, видео, музыку и т.д. Как и кто будет управлять правами и их защищать в самом ближайшем будущем?

Присутствие зарубежных авторов «вживую» (по понятным причинам) стремилось к почти нулевой погрешности. Вновь, к большому сожалению, отсутствовало изрядное количество известных российских литераторов, чьи мнения полярно разделились по поводу страшных событий, начавшихся с 24 февраля 2022 года. Атмосфера на стендах была ещё «той», в плане самоцензуры, так как выступавшие спикеры заметно старались «фильтровать» сказанное, чтобы не сболтнуть чего лишнего и не попасть под жесткий законодательный пресс.

Издатели, вроде руководителя известного издательства «Альпина» Алексея Ильина, аллегорически сравнивали нынешнее и без того очень сложное положение всех участников российского книжного рынка с «ситуацией ядерного взрыва», в связи с неизбежным увеличением цен на книги, на бумагу, импортные запчасти и краски для типографий, разрывом отношений с зарубежными партнёрами и пр., о чем сам Ильин подробно говорил в интервью изданию «КоммерсантЪ» от 2 июня 2022 года.

В общем, успокаиваться рано. Проблем много. В целом, по мнению некоторых опрошенных мной посетителей, общий уровень выставки, к сожалению, снизился. Посему, есть над чем, много думать, напряженно размышлять и принимать выверенные решения!

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.09.2022 11:18
Комментарии 0
Наверх