Версия // Культура // Щёгольским дискам «For Your Pleasure» и «Stranded» блестящих Roxy Music стукнуло полвека!

Щёгольским дискам «For Your Pleasure» и «Stranded» блестящих Roxy Music стукнуло полвека!

6547

Как валяют дурака. Часть 2

Щёгольским дискам «For Your Pleasure» и «Stranded» блестящих Roxy Music стукнуло полвека! (фото: Wikimedia Commons/AVRO)
В разделе

Первые три альбома, «Roxy Music» (1972), а также отмечающие свои 50-летние юбилеи «For Your Pleasure» (1973) и «Stranded» (1973) принесли музыкантам Roxy Music имидж новаторов. Они представляли собой единое целое, украшенное роскошным рокотом гитар, золотыми блёстками электронной мишуры, оригинально смикшированными с шиком эстрады 1920/1930-х годов и второсортного сай-фая 1950-х годов, пылящегося до поры до времени на полке и терпеливо ждущего своего показа в кинотеатре повторного фильма.

Неудержимый в своём стремлении к совершенству Ферри, тут развернулся по полной программе. Ибо такой необычный подход сразу создал музыкантам репутацию ностальгирующих и меланхоличных романтиков, не чуждых культурных понтов и умеющих талантливо «повалять дурака». Но романтиков не унылых и квёлых (как водолаз с похмелья) а стильных и не чуждых экспериментам, что отмечалось в первой части статьи.

Напомню, что экспериментирования с инструментами (в том числе самыми экзотическими) и электронными звуками массово начались ещё в середине 1960-х годов. Они были свойственны не только культовым арт и прог-рокерам, но и многочисленным командам кислотного и психоделического рока (и фолка), окучивавших свои «полянки» в широчайшей музыкальной полосе середины 1960-х – начала 1970-х годов, о чём мы писали.

Как, наверное, поняли читатели, герои нашей статьи Roxy Music прекрасно вписались в шумное глэм-течение. Именно второй альбом «For Your Pleasure» (1973) заставил критиков и меломанов обратить особое внимание на формацию. Ферри не уставал шлифовать свой сибаритский имидж пресыщенного ловеласа, продолжая настаивать на том, чтобы группа разрабатывала различные (кажущиеся на поверхностный взгляд противоречивыми) стили. Под таким напором было трудно устоять. В общем, на второй пластинке музыканты Roxy Music собрались с духом и дали настоящего жару!

Известно, что в «рокси» было (до поры до времени) два лидера. Колоритный Ферри и электронный иллюзионист Ино. Их роли распределялись вполне гармонично, но все равно бывали моменты напряжения, которые проявят себя в дальнейшем. Но, благодяря (или вопреки) таким скрытым от посторонних глаз моментам соперничества, «For Your Pleasure» (1973), название которого можно перевести с английского языка, как «Для Вашего Удовольствия», получился почти совершенным. Есть мнение, что он вообще стал одним из лучших альбомов 1970-х годов. И у такой версии есть вполне веские основания. Так как Ино не столь резко напирал на свои электронные трюки, а как бы «притушевывал» их. Ферри немало работал с мелодиями и текстами треков, также, не слишком выпячивая своё масштабное эго. Остальные музыканты также внесли свою лепту, нагнетая нужную атмосферу таинственности и шарма.

Такая культивация дала свои недюжинные плоды, которые можно расслушать, начиная с заглавной композиции «Do The Strand», где вокал Ферри начинает свой продолжительный «забег», словно соревнуясь с саксофоном МакКея, который то визжит, то гудит от переполняющего песню напряжения. Её тыл надёжно прикрывают следующий «обнадеживающе-тоскующий» опус «Beauty Queen» и утончённый «Editiions Of You», где Ферри дотошно исследует особый мир гламурных женщин, озабоченных модой, проходящей молодостью и увядающей красотой (что он как истинный исследователь регулярно проверяет на практике, заводя многочисленные романы с моделями и светскими львицами). Отмечу, что к теме исследования потаённого, ужасного и прекрасного женского мира, его страхов и комплексов (в том числе) при взаимодействии с не менее заковыристым мужским миром, Брайан будет возвращаться не раз и не два, а постоянно. Возможно, эта тема стала своеобразной «идеей фикс» артиста!

В треках – «Strictly Confidential» и «Grey Lagoons» музыканты Roxy Music сыграли достаточно интересно. Они выстроили их на стыке двух стилей: баллады и кружеве арт-рока. Сначала Ферри напевает что-то тревожное на фоне партии гобоя, нагнетает ожидания слушателя и не обманывает его, впоследствии обрушивая композиционный сюжет в гитарные шторма, обрамлённые кудрявой клавишной пеной. «The Bogus Man» и «For Your Pleasure» также вполне симпатичны. Однако многие меломаны отмечают, что настоящей «жемчужиной» альбома, его высшей кульминацией является трек «In Every Dream Home A Heartache». Здесь Брайан самоуничижительно рисует пустоту своей никчёмной жизни, где его преследует навязчивая мысль об отношениях с надувной куклой. Композиция состоит из двух частей, где волны звука идут от нарастания к затуханию. Любопытно, что Ферри приступил к работе над мелодией и текстом песни, лишь после того, как была полностью завершена её инструментальная часть. Авторитетный музыкальный журналист и продюсер Пол Роланд, размышляя о втором альбоме «рокси», отмечал: «Перемены в настроении как контрастируют, так и дополняют друг друга, и там есть атмосфера доверия и воодушевления, которых не хватало в первом альбоме Roxy Music».

Любопытно, что выпуск пластинки предварял запоминающийся сингл «Pijamarama», к сожалению, не вошедший в альбом. «For Your Pleasure» был издан лейблом «Island Records». Его продюсером выступил Крис Томас. Джон Миддлтон и Джон Пантер стали звукоинженерами. Музыканты Roxy Music сами аранжировали альбом и также приняли участие в продюсировании. На обложке «For Your Pleasure» находится Аманда Лир, красующаяся вместе с чёрной пантерой на фоне ночного города. Внутри буклета позирует Брайан Ино, чей костюм обильно украшен перьями. Концептуальность фото заключена в том, что Ино изображает пришельца. На развороте с оригинального винила артисты стоят в сценических костюмах, созданных для них Энтони Прайсом. В 2003 году «For Your Pleasure» разместился на 394 месте в списке, составленном авторитетным журналом Rolling Stone «The 500 Greatest Albums Of All Time». Через 10 лет (в 2013 году) схожий список составил журнал New Musical Express. Там «For Your Pleasure» занял 88 место.

После выхода двух первых альбомов у Брайана Ферри начались отношения с моделью и актрисой Джерри Холл, которая снялась в нескольких видео к его сольным синглам, в том числе «Let’s Stick Together» и «The Price of Love». Ферри познакомился с Холл в тот день, когда та позировала для обложки альбома «Siren» погожим деньком лета 1975 года, что подтверждает нашу теорию о его характере дотошного исследователя многополярного и изменчивого женского мира.

Третий альбом Roxy Music «Stranded» (1973) стал почти столь же удачным, как и «For Your Pleasure», несмотря на то, что Ино (с его экзотическими электронными звуками) практически отстраняется от работы над ним, появившись лишь в причудливом треке «Amazona». Его сменил другой музыкант – Энди Джобсон, также отлично владевший игрой на скрипке. Продюсером вновь стал Крис Томас. Атрибуты, присущие глэм-року, на этой пластинке явно уменьшились, но полностью не исчезли. Зато вольготно распространились элементы тёмной, густо замешанной на гедонизме романтики, чьему влиянию Ферри был (по одной из версий) обязан пресыщенному плейбою Ноэлю Коварду. Сам Брайан загадочно именовал такие тенденции «Casablanka Look» («Образ Касабланки»), обильно приправляя свои и без того местами задумчивые песни, вроде «Just Like You», «Serenade», «Sunset», стилизованным лоском и даже гламуром, подаваемым не в лоб, а несколько завуалированно, что кружило головы поклонницам и поклонникам артиста. Ферри наловчился ловко туманить свой взор, умело носить хорошо скроенные костюмы, смачно набриолиненные прически и транслировать в своих песнях безграничную грусть, прекрасно вписывавшуюся во все более пестуемый им образ ловеласа, тунеядца, любителя хорошо кутнуть в обществе красивых женщин и посорить деньгами. «Song For Europe», чью концовку венчала красивая кода на французском и латинском языках, а также более роковая «Streetlife» вполне отражали направление дальнейшего развития «рокси». Вычурная «Psalm» и намеренно утончённая «Mother Of Pearl» подтверждали версию о смене курса Roxy Music в направлении более мелодичной, чем навороченной музыки и ориентации на вкусы массового слушателя. Что, конечно, не даёт нам повода, говорить о потере таланта. Нет, ни в коем случае. Что подтверждалось призовым первым местом в английском альбомном чарте. Просто такой дрейф показал нам предсказуемость эстетской музы Брайана Ферри, что после ряда удач, приведёт впоследствии к распаду коллектива, о чём мы поговорим в дальнейшем.

Резюмируем. Начальный этап становления Roxy Music завершился тем, что по возвращении в Англию с первых американских гастролей в начале 1973 года Ферри (параллельно со вторым альбомом группы) подготовил и свой первый сольник «These Foolish Things», вышедший в октябре 1973 года. Здесь он предстал в роли импозантного интерпретатора, перезаписав в характерной для него драматично-романтической манере композиции The Rolling Stones («Sympathy for the Devil»), The Beatles («You Won’t See Me») и ряда других артистов. Альбом поднялся до 4 места в британском хит-параде (год спустя став «золотым»), а шикарный сингл «A Hard Rain’s a-Gonna Fall» (кавер-версия песни Боба Дилана) стал хитом. Активное участие в работе над этим и дальнейшими сольными альбомами Брайана принимали участие Томпсон, Манзанера и Джобсон. Есть версия, и я склонен с ней согласиться, что в каком-то смысле все последующие сольники Ферри можно считать «альтернативной ветвью творчества Roxy Music».

«Наша Версия» отмечает, что в 2023 году Брайану Ферри исполнилось 78 лет (он родился в сентябре 1945 года)! Не юбилей, но дата, во всех отношениях достойная! Поздравляем, желаем музыканту здоровья и новых отличных песен!

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.10.2023 11:26
Комментарии 0
Наверх