Версия // Общество // Закон о финансовых гарантиях не работает: наши туристы оплачивают проколы операторов из собственного кармана

Закон о финансовых гарантиях не работает: наши туристы оплачивают проколы операторов из собственного кармана

1551

Тур де бакс

Задержки авиарейсов — наименьшее из зол для туристов. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На прошлой неделе разгорелся скандал вокруг турецко-австрийской туристической компании Vasco, которая является партнёром многих российских туроператоров по приёму туристов в Турции. В результате наши соотечественники были просто-напросто выселены из оплаченных ими отелей. Не исключено, что подобные истории будут повторяться и впредь. На поверку оказалось, что, принятый в прошлом году закон о финансовых гарантиях, который, по идее, должен был защищать курортников от возникновения подобных форс-мажорных ситуаций, фактически провалился.

Дело в том, что компания Vasco на прошлой неделе официально объявила о своём банкротстве. Узнав об этом, турецкие хотельеры начали выселять российских туристов, купивших туры через компанию «Де Тур», учредителем которой является обанкротившаяся Vasco. По версии администрации отелей, компания Vasco не оплатила проживание туристов.

В результате на улице оказались несколько сотен россиян. В большинстве случаев люди были вынуждены из собственного кармана доплачивать за проживание,

и тогда их заселяли обратно.

«Это возмутительно! Даже если Vasco действительно не заплатила, отыгрываться на туристах хотельеры не имели права, – возмущается пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – У всех туристов на руках есть ваучеры, то есть туры они оплатили. Проблемы хотельеров с их партнёрами не должны их касаться».

В результате в дело даже вмешалось российское консульство в Турции. Главной причиной возникновения подобной ситуации генеральный консул России в Анталье Мирджалол Хусанов назвал несовершенство системы финансовых гарантий. «Нынешняя система финансовых гарантий, введённая Ростуризмом год назад, хорошо работает в стандартных условиях, когда проблема касается одного-двух или десятка человек, и начинает буксовать в условиях форс-мажора, когда под угрозой оказывается отдых сотен туристов, – заявил Хусанов. – Хотя Ростуризм утверждает, что закон «работает», туристы на самом деле оказались совершенно незащищёнными».

Причём среди них есть как те, кто прибыл в Турцию ещё до объявления о банкротстве компании Vasco, так и те, кто приехал позже.

Сегодня представительство министерства культуры и туризма Турции в Анталье, администрация Антальи, Федерация отелей Турции, Ассоциация отелей Средиземноморья и российское консульство в Анталье уже создали оперативный штаб, который будет следить за тем, чтобы отпуск прибывших в Турцию россиян не был окончательно испорчен.

Впрочем, ставить точку в этой истории пока ещё рано. Во-первых, не очень понятно, что делать тем, кто купил тур в компании «Де Тур», но ещё не успел отправиться на отдых, во-вторых, вопрос о получении компенсации уже пострадавших туристов пока остаётся открытым.

По словам экспертов, сегодня обратиться за компенсацией в страховую компанию «РОСНО» – именно она застраховала деятельность «Де Тур» – могут лишь те туристы, которые были выселены из отелей из-за неуплаты. «Несмотря на то, что о своём банкротстве объявила Vasco, отвечать перед нашими туристами всё равно будет её партнёр – российский туроператор», – поясняет начальник правового управления Ростуризма Евгений Писаревский.

Тем же, кто ещё не успел улететь отдыхать, эксперты советуют отказаться от поездки вовсе и вместо отпуска заняться требованием компенсации от страховщиков. Стоит отметить, однако, что вплоть до конца прошлой недели руководство компании «Де Тур» усиленно опровергало слухи о своём банкротстве, заявляя, что если компания и приостановит работу, то лишь на некоторое время, пока будет налаживаться партнёрство с новой принимающей компанией. Стоит отметить, однако, что при этом «Де Тур» аннулировала чартерную программу на июль, прекратила всяческие контакты со своими партнёрами, а головной офис в Москве пустует.

«Тем туристам, кто ещё не успел уехать, сейчас необходимо выслать заказным письмом с уведомлением запрос в «Де Тур» с тем, чтобы можно было доказать страховщикам факт неисполнения туроператором взятых на себя обязательств и получить компенсацию», – объясняет Евгений Писаревский. Запрос должен выглядеть так: «В связи с закрытием офиса «Де Тур» требуем в трёхдневный срок вернуть уплаченные за тур средства и подтвердить ваши обязательства о туре». Отсутствие ответа в срок рассматривается как односторонний отказ от договора со стороны туроператора, то есть отказ от выполнения своих договорных обязательств, и является поводом обратиться за компенсацией к страховщику.

Однако никакой гарантии того, что эту компенсацию удастся получить, всё равно нет. В компании «РОСНО» заявляют, что готовы к рассмотрению жалоб туристов. Но вот хватит ли 10 млн. рублей (именно такая сумма предусмотрена законом о фингарантиях) на адекватные компенсации всем пострадавшим – неясно. Еженедельно «Де Тур» отправляла в Турцию около одной тысячи туристов.

Впрочем, есть ещё одна проблема. Так называемый закон о фингарантиях может помочь, как ни странно, именно в крайних случаях, когда речь идёт о тотальном невыполнении обязательств. Случись беда масштабами поменьше – скажем, банальная подмена обещанного шикарного отдыха заурядным «клоповником», – искать правды придётся в сугубо индивидуальном порядке и на общих основаниях. Правда, есть положительная динамика. Так, по нашей информации, сейчас полным ходом идёт следствие по делу, возбуждённому против гендиректора туристическй фирмы «Ютем» («Наша Версия» подробно писала об этом в номере от 30 июня сего года).

Напомним, что поводом для разбирательства стал форменный произвол, когда в июне прошлого года группу из 70 детей буквально выставили из их номеров, чтобы освободить на несколько дней площади под отдых неких ВИП-клиентов. Но, во-первых, нельзя списывать со счетов, что в том случае жертвами стали исключительно дети – соответственно власти проявили удвоенную бдительность. Во-вторых, завидное упорство в поисках правды продемонстрировали родители пострадавших. Наконец, пусть даже и суровое наказание, которое ещё далеко не обязательно будет назначено, ни в коей мере не возместит моральных потерь подростков, которым испохабили каникулы и заставили бомжевать на курорте.

И ещё один момент. Газета «Наша Версия» обратилась за разъяснениями к следователю по особо важным делам Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве Артуру Ширяеву, которого мы попросили прокомментировать ситуацию с обманом туристов и оценить возможность противодействия недобросовестным турфирмам. К сожалению, назвать ответ сотрудника правоохранительных органов утешительным нельзя.

«Нужно доказывать умысел, что компания знала, куда отправляла людей, и сознательно продала продукт, который не соответствует действительности, и тогда уже можно говорить о мошенничестве, – говорит следователь. – Для этого нужно фиксировать многие моменты: путёвку, договор, условия проживания. Можно сделать фотографии на месте и сравнить с теми фотографиями, которые размещены на интернет-сайтах или в буклетах, и, уже исходя из этого, писать заявление в УБЭП. Так что теоретически такая возможность существует. На практике же у нас ещё не было таких дел».

В общем, по сей день любая поездка на отдых – лотерея. Причём даже совершенно явное нарушение правил её проведения не подразумевает более или менее удобного и прозрачного механизма получения компенсации.

В теории можно требовать компенсацию даже за не слишком глубокий бассейн, на практике доказать факт сознательного обмана практически невозможно
В теории можно требовать компенсацию даже за не слишком глубокий бассейн, на практике доказать факт сознательного обмана практически невозможно

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2008 10:36
Комментарии 0
Наверх