Версия // Общество // Эпоха сериалов оставила за бортом актёрской профессии сотни вчерашних звёзд

Эпоха сериалов оставила за бортом актёрской профессии сотни вчерашних звёзд

1837

Гибель богов

В разделе

Истории эти, по сути, давным-давно рассказаны. Признание, успех, невезение, отчаяние, мрак, забвение... Без этих обстоятельств не обходится, пожалуй, ни одно повествование о несчастной актёрской судьбе.

Сегодня сюжеты из жизни тех, кто когда-то был на Олимпе кинославы, стали ещё драматичнее. И безнадёжнее. Напрасно надеялись мы, что нынешнее возрождение отечественного кинематографа станет источником поддержки постаревших кумиров нашего кино. Каждый из них по-прежнему выживает как может. Один на один со своей старостью, воспоминаниями, безысходностью и нуждой.

Эта смерть потрясла многих. Проститься с Кларой Лучко в Большой зал Дома кино пришли сотни людей. Её коллеги не скрывали слёз: они провожали не просто потрясающую актрису. Они провожали эпоху, то удивительно счастливое, яркое время, когда артисты были богами, а фильмы, в которых они снимались, — событием, которое обсуждала вся страна. С тех пор всё изменилось.

— Развал Советского Союза и последовавший за ним кризис отечественного кинематографа сыграли роковую роль в судьбе наших кумиров, — говорит генеральный директор Гильдии актёров кино России Валерия Гущина. — Множество блистательных актёров, ставших легендами нашего кино, оказались не у дел. И если в театре актёрская старость — понятие относительное, в кино — в силу особенностей профессии — выбыть из съёмочного процесса — значит потерять всё.

Помните красавицу царицу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении Нины Масловой? А нарочито строгую Светлану Афанасьевну, жену недотёпы Ганжи из «Большой перемены» в исполнении Натальи Богуновой? Сегодня эти замечательные актрисы еле сводят концы с концами. В кино их давно не снимают. В тяжёлом положении оказались Тамара Носова, памятная многим по фильмам «Карнавальная ночь», «Здравствуйте, я ваша тётя!», и Наталья Кустинская, блиставшая вместе с Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два».

— Это только кажется, что некогда популярные артисты — люди обеспеченные. У большинства их них очень скромные пенсии — по 1800 рублей, — рассказали в Гильдии актёров кино. — Виной тому — специфика самого кинопроизводства. Большинство актёров работали по договорам. У них даже стаж в трудовой книжке не накапливался. При этом самая высокая ставка составляла 45 рублей. И это у народного артиста!

Сегодняшний кинематограф допускает к съёмкам в основном молодых артистов

В своё время отдушиной и неплохим подспорьем в материальном плане для актёров кино был Государственный театр киноактёра. Когда-то на его сцене блистали Любовь Орлова, Николай Крючков, Алла Ларионова, Марк Бернес, Татьяна Самойлова, Вячеслав Тихонов. Теперь в некогда знаменитой труппе, которая не так давно насчитывала 182 человека, всего лишь 60 артистов, больше половины из которых — молодёжь. Чтобы как-то выжить и помогать своим пенсионерам, дирекция театра была вынуждена часть театральных площадей сдать в аренду банку, а саму сцену — предоставлять под антрепризные постановки. На спектакли самого театра приходится от силы 10—12 дней в месяц.

Не оправдались и надежды на многочисленные сериалы, которые, как грибы после дождя, стали появляться на телеэкране. С приходом сериального времени ситуация с возрастными актёрами лучше не стала, считает Гущина. Из сериала в сериал на экране появляются одни и те же лица. Сегодняшний кинематограф допускает к съёмкам только определённую группу артистов (как правило, молодых), в которую их коллеги старшего возраста далеко не всегда вписываются.

По теме

Чем это обернулось для вчерашних кумиров, известно. Оставшись без любимого дела, одни тихо спивались, погрузившись в пучину пустоты и отчаяния. Других нужда заставила разносить газеты, работать грузчиками, вахтёрами, мыть в подъездах полы. Переступить через себя, правда, смогли немногие. Такова уж природа этого таланта, считают в гильдии. Человеку, который полжизни провёл на съёмочной площадке, вкусившему успеха и славы, лучше умереть в нищете, чем изменить себе. Забытые звёзды угасали тихо, незаметно. Трагически ушедшая из жизни Марианна Стриженова (Джемма из «Овода»), за день до смерти вынужденная продать свою квартиру. Александр Фатюшин, повторивший горькую судьбу своего героя из культового фильма «Москва слезам не верит». Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи»), умерший в одиночестве и забвении. Скончавшаяся на руках сестры-сиделки из храма (единственного человека, который её поддерживал) Клара Румянова, по праву считающаяся голосом советской мультипликации. История отечественного кинематографа знает немало подобных примеров. Обратиться за помощью забытым кумирам было некуда. Когда они перестали сниматься, с большинством из них в Госкино даже не попрощались.

Гильдия актёров кино — на самовыживании

Единственной пристанью для оказавшихся за бортом профессии артистов была и по сей день остаётся Гильдия актёров кино России. Созданная почти 17 лет назад общественная организация стала источником профессиональной и социальной поддержки для многих. И в смутные 90-е, и позже, когда на волне социальных потрясений и кризиса российского кино в бедственном положении оказались сотни вчерашних звёзд и рядовых тружеников экрана, Гильдия проводила кинофестивали, организовывала творческие вечера, помогала нуждающимся артистам деньгами, лекарствами, путёвками, продуктами, вещами. Способствовала этому и гибкая налоговая политика, поощрявшая меценатство. Быть спонсором Гильдии актёров кино было выгодно. И очень престижно.

Сегодня уважаемая организация переживает нелучшие времена. С принятием нового налогового законодательства количество её спонсоров свелось до минимума. Если раньше гильдии удавалось оказывать материальную поддержку почти 300 артистам, то теперь — только 20—30. Устав от вечной добычи средств, сложил с себя полномочия много сделавший для гильдии её молодой и энергичный президент — актёр и продюсер Сергей Жигунов.

— В своё время мы обращались к Валентине Матвиенко, когда она ещё была вице-премьером по социальным вопросам, предлагали создать государственный фонд социальной поддержки актёров, — рассказывают в гильдии. — Увы, государственной заботой это так и не стало.

Сегодня жизнь гильдии и её нуждающихся членов поддерживается в основном за счёт личного вклада самих актёров: Татьяны Догилевой, Александра Пашутина, Сергея Никоненко, Андрея Соколова, Гоши Куценко, Альбины Матвеевой, Бориса Хмельницкого, Андрея Ильина. Но таких — единицы. Говорят, ещё на заре создания общественной актёрской организации была идея отчислять проценты с гонораров преуспевающих артистов на нужды их пожилых коллег. Но дальше идеи дело так и не пошло: молодёжи не до этого. Они и в гильдии-то не особо нуждаются.

Союз кинематографистов доплачивает легендам кино по 200 рублей

Неохотно идут молодые, востребованные артисты и в Союз кинематографистов Российской Федерации: некогда влиятельная и богатая организация нынче сама в очень тяжёлом положении.

— Мы ходим с протянутой рукой, — признался заместитель председателя по социальным вопросам правления СК России, председатель комитета старейшин и комиссии ветеранов кино Николай Иванов. — Раньше у членов союза было много льгот: лимиты на машины, квартиры. Теперь ничего этого нет.

Потерял союз и базы отдыха, которыми некогда так славился. С распадом СССР большая часть собственности отошла коллегам из бывших республик. Дом творчества в Болшеве на реконструкции. Всё, что осталось, — это пансионат «Репино» под Санкт-Петербургом и Дом ветеранов кино в Матвеевском, пребывание в котором подавляющему большинству кинопенсионеров не по карману.

По теме

Из более 2 тыс. ветеранов кино (артистов, операторов, ассистентов режиссёров), Союзу кинематографистов удаётся помочь 300, достигшим... 80-летнего возраста. Ежемесячно союз доплачивает им по 200 рублей. И то в основном за счёт личных средств председателя СК России Никиты Михалкова. Благодаря его финансовой поддержке многим киноветеранам удалось сделать и дорогостоящие операции. Но всем помочь он не может.

— Единственная надежда, — считает Иванов, — на банковский счёт, который председатель СК России открыл, продав часть акций Киноцентра. Проценты от этого вклада планируется использовать на материальную помощь пожилым кинематографистам. Но, для того чтобы этот проект начал приносить свои плоды, нужно время. У тех, кто уже достиг солидного возраста, его нет.

Интересных возрастных сценариев почти нет

Кое-кто из ветеранов, правда, ещё уповает на чудо: что о них вспомнит кто-нибудь из режиссёров, заглянув в картотеку актёрского отдела одной из российских киностудий. «Мосфильма», например. Благодаря усилиям его генерального директора Карена Шахназарова шанс вернуться в профессию получили многие артисты. Со всей России. Вот только чудо происходит редко. Большинство режиссёров предпочитают иметь дело с раскрученными частными актёрскими агентствами, в списках которых пожилых актёров можно пересчитать по пальцам.

— Работать с возрастными артистами, при всём моём преклонении перед их заслугами, очень сложно, — поясняет ситуацию Лариса Исаева, директор частного актёрского агентства «Макс», одного из самых известных и крупных в России. — И дело здесь не столько в возрасте или длительном отсутствии работы в кино, сколько в менталитете вчерашних кумиров, в советской привычке получать всё и сразу. Молодому актёру объяснить, что на вчерашних заслугах далеко не уедешь, гораздо проще.

Хотя счастливые исключения, по словам Исаевой, среди артистов старшего поколения тоже встречаются. Яркий тому пример — Надежда Каратаева (актриса Московского театра сатиры и вдова Анатолия Папанова). Снявшись в небольшом, но колоритном эпизоде в телевизионном фильме, Надежда Юрьевна настолько ярко отработала на съёмочной площадке, что тут же получила роль в новом. Смогла приспособиться к реалиям сегодняшнего дня звезда фильма «Москва слезам не верит» Раиса Рязанова. Да, интересных возрастных сценариев в сегодняшнем российском кино раз-два и обчёлся, но Раиса Ивановна не комплексует. Пережив неизбежный в актёрской профессии период простоя, сегодня она вновь востребована. Много снимается и Александра Назарова, известная зрителям старшего поколения по фильму «Софья Перовская». Да так успешно, что получила «Нику» за женскую роль второго плана в фильме «Принцесса на бобах». Необыкновенное чувство юмора, оптимизм помогают ей держаться на плаву.

Гарантия счастливой актёрской старости — профсоюз

Другое дело, если вернуться в профессию мешают болезни. Что с людьми, привыкшими годами эмоционально и физически выкладываться на съёмочной площадке, происходит сплошь и рядом. В цивилизованных странах интересы актёра в этом случае отстаивает профсоюз — организация, с которой вынуждены считаться самые влиятельные продюсеры и режиссёры.

Давно и успешно существует там и система royalties — отчислений, связанных с авторскими правами, когда актёру (а не только режиссёру, сценаристу и композитору, как у нас) выплачивается процент с показа фильма, в котором он снимался, или с прибыли, вырученной от продажи продукции с изображением воплощённого им на экране образа. Несопоставимы и размеры наших и тамошних актёрских гонораров. И хотя число успешных артистов в том же Голливуде не так уж и велико, а реальный размер гонорара звёзд первой величины намного ниже того, о котором престижа ради сообщается прессе, актриса масштаба Татьяны Самойловой, к примеру, была бы там очень обеспеченным человеком. У нас Татьяна Евгеньевна (незабываемая Вероника из фильма «Летят журавли», получившего в 1957 году Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля), искусству которой когда-то аплодировал весь мир, находится в бедственном положении.

По теме

К директору агентства «Макс» нередко обращаются западные коллеги с просьбой подобрать им для эпизодической роли колоритного российского актёра. Когда речь заходит о людях в возрасте, Лариса разводит руками: среди артистов старшего поколения тех, кто знает иностранный язык, единицы. Проведя за «железным занавесом» большую часть жизни, многие выдающиеся деятели советского экрана оказались отрезанными от мира. Они даже английский не изучали. Зачем, если он никогда не понадобится?

— Актёр у нас в стране вообще фигура очень зависимая и уязвимая, — считает Исаева. — По контракту продюсер может забрать у него всё. В том числе и право на использование его образа. Даже на голос, который по своему усмотрению он может переозвучить. Мы не раз обсуждали эту проблему с продюсерами. И всякий раз заходили в тупик: закон «Об авторском праве и смежных правах», который, на мой взгляд, давно устарел, подобных ситуаций не разрешает.

Оставляет желать лучшего, по словам Исаевой, и условия, в которых работают наши актёры. Будь то страхование от несчастных случаев на съёмочной площадке (продюсеры у нас до сих пор его не практикуют), заканчивая бытовыми условиями во время съёмок. По долгу службы Лариса бывала в Голливуде. Увиденное вызвало у неё профессиональную зависть. Комфортные бытовые условия актёров на съёмочной площадке там ставятся на одну планку с самим производством. У нас, если не оговорить заранее эти вопросы в контракте, актёр в перерывах между съёмками, которые в целях экономии бюджета и времени проходят в очень плотном режиме, может рассчитывать в лучшем случае на чашку чая или кофе.

Моя собеседница иллюзий не питает: до тех пор, пока прокат отечественных фильмов не встанет на ноги, проблемы, накопившиеся в российской киноиндустрии, вряд ли разрешатся. Несмотря на появление добротных блокбастеров, снимать большое кино (за исключением телефильмов) у нас по-прежнему занятие нерентабельное. Но кое-что можно сделать уже сейчас. Директор агентства «Макс» убеждена: будь у нас полноценный актёрский профсоюз, многие проблемы могли бы быть решены. В том числе и те, что связаны с социальной поддержкой пожилых артистов. Изобретать велосипед при этом не нужно. Достаточно поучиться уму-разуму у зарубежных коллег. Разобщённому киносообществу пора понять: поддерживая своих ветеранов, оно закладывает фундамент и под свою актёрскую старость. И помогает достойно пройти самый тяжкий отрезок жизни тем, кто когда-то проложил дорогу их мечтам. А многим из нас помог стать людьми. Смеясь и плача над старыми фильмами, помните об этом.

Говоря о печальной участи наших кумиров, приходится констатировать: их добившиеся признания западные коллеги живут несравнимо лучше. Одними из самых состоятельных возрастных актрис Голливуда считаются Барбра Стрейзанд (1942 г. р.) и Элизабет Тейлор (1932 г. р.). Состояние Клеопатры всех времён и народов составляет около $50 миллионов. Барбра Стрейзанд тоже не отстаёт. Только за роль ведущей на новогоднем шоу 2000 года казна актрисы пополнилась на $15 миллионов. Но и им далеко до богатства их европейской коллеги Софи Лорен (1934 г. р.). Её сегодняшнее состояние оценивается в $240 миллионов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.10.2016 14:16
Комментарии 0
Наверх