// // Экономические проблемы развитых стран все еще остаются нерешенными

Экономические проблемы развитых стран все еще остаются нерешенными

674

От слов к делу

Экономические проблемы развитых стран все еще остаются нерешенными
В разделе

То ли в связи состоявшейся встречи «Большой семерки», то ли по результатам последнего раунда европейских переговоров по Греции, чиновники развитых стран все чаще признают: проблемы, стоящие перед их экономиками, требуют новых решений.

До 2060 года

Это признание слишком долго готовилось и, судя по отсутствию четких и подробных планов действий, все еще требуется время, чтобы добиться прогресса на местах.

Перед началом встречи G7 в Японии несколько стран-членов заявили, что их позиции индивидуальной и коллективной политики требуют развития. Германия предостерегла от увеличения чрезмерной зависимости от центральных банков, одновременно подчеркнув необходимость проведения структурных реформ. Канада и Япония призвали к более агрессивному и образному использованию фискальной политики. А США предостерегли Японию, призвав не поддаваться соблазну и не вмешиваться в ситуацию на рынке с целью стабилизировать иену.

Ранее европейские партнеры Греции пришли к выводу, что эта перегруженная экономика нуждается в существенном облегчении долгового бремени. В ходе телефонной конференции с журналистами чиновник Международного валютного фонда, который говорил на условиях анонимности, заявил, что все заинтересованные стороны признали долг Греции крайне неустойчивым, и что страна нуждается в помощи. Кроме того, чиновник отметил, что стороны «приняли методологию», которая должна использоваться для определения необходимого облегчения долгового бремени. Она рассматривает цели с точки зрения валовой потребности в финансировании, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Они даже определили период времени, на который откладывается погашение долга - Афинам предлагается дать отсрочку до 2060 года.

Недоверие к элитам

Этот сдвиг обусловлен тремя событиями: по-прежнему неутешительными показателями экономического роста, несмотря на внеочередное стимулирование денежно-кредитной политики и, в случае с Грецией, масштабного пакета срочной помощи; опасениями, что выгоды от нетрадиционного участия центрального банка возмещаются повышающимся риском сопутствующего ущерба и непреднамеренных последствий; и признанием, что политический контекст становится более сложным и направленным против истеблишмента, а недоверие к «элитам» набирает обороты и в правительстве, и в частном секторе.

Хотелось бы надеяться, что такое мышление приведет к реализации стимулирующих рост структурных реформ: налоговой реформы в сочетании со смягчением политики жесткой экономии бюджетных средств; облегчению долгового бремени для сегментов с катастрофическими задолженностями; и эффективной координации глобальной политики.

Тем не менее, перевод большей коллективной осведомленности в вероятные действия остается разочаровывающе неоднородным.

Возьмем случай Греции. Несмотря на запоздалое признание реальности со стороны европейских кредиторов - облегчение долгового бремени является необходимым (хотя и недостаточным) условием для Греции, чтобы получить шанс на восстановление экономической и финансовой жизнеспособности - это признание не превратилось в четкие действия. «По сути, мы должны быть уверены в том, что меры, которые Европа готова предпринять, согласуются с тем, что мы считаем необходимым для облегчения долгового бремени, - сказал представитель МВФ , рассказавший о переговорах. – Пока что, у нас ее нет».

По теме

В результате, фонд не желает поддерживать кредитный компромисс по Греции. В то же время маловероятно, что G7 будет реализовывать различные политические позиции, как только чиновники вернутся на родину. В результате решающего перехода от слов к делу на местах вновь не произойдет.

Политический ответ

Тревожным аспектом структурных препятствий для роста является то, что чем дольше они остаются нерешенными, тем глубже они врастают в систему. Сегодня дефицит роста вернуть становится все труднее, что подрывает потенциал роста в будущем. Это, в свою очередь, подрывает эффективность любого конкретного политического ответа.

Эти тревожные экономические последствия усилены политической нестабильностью. Движения, выступающие против истеблишмента, извлекают выгоду из современной истории недостаточного роста, ограниченные выгоды которого пожинает небольшая (и уже зажиточная) часть населения. Между тем альтернатива - радикальный сдвиг к реализации более экстремальных стратегий, пропагандируемых движениями против истеблишмента, скорее всего будет стопориться системой сдержек и противовесов в системе. Действительно, опыт партии СИРИЗА в Греции приводит яркий пример эффекта ограничения этих институциональных ограждений.

Страны с развитой экономикой следует поздравить за их готовность включить больший объем структурных и долгосрочных соображений в их экономические дискуссии. Но с каждым кварталом, пока принятие надежных и всеобъемлющих мер откладывается, становится все труднее встать на путь инклюзивного роста.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.08.2016 12:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх